Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
19 августа 2022,  13:40

«Пчёлке» хочется летать, или Зачем под Белгородом реконструируют Ан-14

«БелПресса» побывала на аэродроме в Томаровке и узнала об особенностях восстановления этого уникального самолёта

«Пчёлке» хочется летать, или Зачем под Белгородом реконструируют Ан-14Фото: Павел Колядин
  • Статья
  • Статья

После службы в вооружённых силах и многолетнего отдыха в статусе музейного экспоната лёгкий двухмоторный советский Ан-14 имеет все шансы снова встать на крыло. Стальная пташка прибыла на томаровский аэродром в конце июня из Риги, откуда транзитом через Смоленск её везли почти год.

Самолёт с характером

Лёгкий, надёжный, удобный, манёвренный и харизматичный. Таким вышел из‑под пера конструкторов ОКБ Антонова самолёт, который должен был заменить Ан-2. К проектированию воздушного судна приступили в начале 1950-х, и весной 1958-го первый опытный образец «Пчёлки» прошёл лётные испытания. 

Ан-14 – настоящая находка для малой авиации и достойный конкурент вертолёту: для взлёта или посадки ему достаточно 100 метров грунтовки, он прост в управлении и многофункционален. Надёжность обеспечивают 2 двигателя, но борт может продолжать полёт и на одном. При этом в салоне с комфортом размещаются до 6 человек, а уровень шума сопоставим с современными реактивными лайнерами. Место у окошка тоже занимать не надо: объёмные иллюминаторы предусмотрены для каждого пассажира. 

 

«Самолёт имеет полноценную систему пожаротушения и противообледенения. Обзор у пилота просто шикарный. То есть тут всё сделано по подобию большой авиации. Есть мощная система отопления, и зимой в салоне можно сидеть в одной рубашке. Размах крыльев – 22 метра, максимальная скорость – до 200 км/ч, до Воронежа мы можем долететь меньше чем за час. И внутри у него своя какая- то атмосфера: тут чувствуется запах советской эпохи. За все эти уникальные особенности его и называют самолётом с характером», – со знанием дела описывает «Пчёлку» президент Федерации самолётного спорта Белгородской области Влад Александров.

К серийному производству этих самолётов приступили в 1965-м, но в 1972-м его свернули. Попытка увеличить вместимость и мощность двигателей ни к чему не привела: лучшее, как известно, враг хорошего. В итоге за 7 лет построили 340 самолётов. Речь о замене Ан-2 уже не шла: сами «Пчёлки» становились исчезающим видом. 

Сейчас количество Ан-14 по всему миру можно пересчитать по пальцам: их осталось всего 15, а подняться в небо, да и то в перспективе, смогут только 3. 

 

Путь к мечте 

У одного из раритетных Ан-14 1969 года выпуска шанс встать на крыло всё‑таки есть. Он появился благодаря детской мечте Влада Александрова. Долгие годы президент белгородской Федерации самолётного спорта оставался ей верен и упорно искал свою «Пчёлку». Связаться с нужными людьми Владиславу помог довольно узкий круг авиаторов, и вот в 2015 году он впервые заговорил с владельцем самолёта о продаже и получил решительный отказ. Но Влад не отступал и попутно знакомился с «Пчёлкой» поближе. 

«Конкретно этот самолёт использовался военными как штабной. В салоне у него стояли 4 кресла, а посередине – столики. Борт возил генералов к местам дислокации частей. С 1990-х самолёт стал частью экспозиции музея в Риге. Налёт у него очень маленький – всего 150 часов. Для сравнения: у самолётов, которые были у меня раньше, был налёт по 4–5 тысяч часов. Так что этот Ан-14 практически новый и в очень хорошем состоянии, несмотря на то что ему 53 года», – рассказывает Влад Александров. 

 

Прежний хозяин до последнего не хотел продавать «Пчёлку». Переговоры длились 7 лет. Но когда в Риге началась борьба с советским наследием, Виктор (так зовут прежнего владельца Ан- 4) наконец принял решение. Транспортировка самолёта из столицы Латвии в Белгород заняла целый год. 

«Мы успели перевезти его из Риги в Смоленск буквально за 3 месяца до начала спецоперации. Много времени самолёт провёл на складе временного хранения. Потом пришлось долго ждать разрешения на перевозку негабаритного груза (ширина самолёта без крыльев – 6,5 метра – прим. авт.) из‑за того, что на части дорог были ремонты, где‑то – узкие проезды. Так что, когда «Пчёлка» наконец приехала к нам, это был настоящий праздник!» – вспоминает Александров. 

«Это просто космос!»

Сейчас специалисты проводят дефектовку и оценивают объёмы необходимой реконструкции, закупают детали. На новую жизнь «Пчёлки» собирают, что называется, всем миром. Все, кто хочет оказать финансовую помощь, могут обратиться в Федерацию самолётного спорта Белгородской области. 

«Нужная сумма, конечно, неподъёмная для нас, это около 10–12 млн рублей, по предварительным подсчётам. Вы поймите: ценность этого самолёта в том, что он практически полностью в аутентичной комплектации. Отсутствует только военное оборудование, но нам оно и не нужно. Мы хотим сделать в нём двойное управление, и в таком исполнении он точно будет единственным в мире», – поясняет Влад. 

 

То есть «Пчёлка» станет живой историей, которую можно будет не только потрогать, но и использовать по прямому назначению. В целом самолёт пригоден и для доставки десанта в указанные точки, и для транспортировки раненых, и для сообщения с отдалёнными населёнными пунктами, и для туристических полётов. У белгородских парашютистов тоже есть на него свои планы. 

«Мне, как парашютисту, этот самолёт интересен тем, что с него можно прыгать очень классно и безопасно. Посмотрите сами: у него вход только сзади, прыгать и отделяться отсюда – это же новые возможности! И так интересней: вы выпрыгиваете и видите, как отлетает от вас самолёт. Представляете?! Это просто космос!» – заместитель президента Федерации самолётного спорта Белгородской области Александр Спицын не скрывает восторга. 

 

Озвучивать сроки реконструкции пока рано: всё будет зависеть от инвесторов. А вот о планах Влад Александров готов рассказать уже сейчас. 

Первый подъём в небо, конечно, будет тестовым: пилот проведёт его наедине с самолётом. Официальный старт полётов возрождённой «Пчёлки» пригласят запечатлеть журналистов региона. Скорее всего, это будет обзорный полёт по области. 
Президент федерации уже замахнулся и на новый рекорд – перелёт Санкт-Петербург – Байкал протяжённостью более 10 тысяч километров:

«Я верю, что мы доведём «Пчёлку» до лётной годности. Ведь, как писал Пауло Коэльо, если ты чего‑нибудь хочешь, вся Вселенная будет способствовать тому, чтобы желание твоё сбылось».

Елена Коржова

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×