Почему для белгородца Владимира Казакова война в День Победы не закончилась
«Белгородская правда» по документам из архива ФСБ рассказывает о жизни мужественного чекиста

-
Статья
-
Статья
Для Казакова в мае 1945-го война не закончилась. На территории Курской области, освобождённой от гитлеровских оккупантов, прятались и злодействовали дезертиры, бывшие полицаи и немецкие диверсанты. С ними боролись чекисты. А Владимир Казаков после Победы в течение пяти лет был начальником Белгородского горотдела Министерства государственной безопасности (до 1954 года Белгород находился в составе Курской области).
Ни самого Владимира Михайловича, ни его сослуживцев уже нет на белом свете. И не осталось их воспоминаний. Но в архиве ФСБ хранится личное дело Казакова.
Доброволец
8 октября 1941 года гитлеровцы оккупировали город Дмитриев. От этого районного центра до Курска всего 120 км. Но в тот же день взлетел на воздух мост на дороге между Дмитриевом и селом Дерюгино. Движение гитлеровских войск застопорилось. Так начал свою борьбу в тылу врага капитан госбезопасности Владимир Казаков.
Из объяснительной записки Казакова:
«О пребывании в тылу противника по специальному заданию НКГБ СССР»:«В июле 1941 года, когда наша Родина находилась в опасности, на призыв Вождя трудящихся Советского Союза тов. Сталина я как преданный сын своей Родины в числе первых изъявил добровольное желание остаться в тылу противника и проводить диверсионно-террористическую и разведывательную работу».
К тому времени Казаков уже был опытным контрразведчиком.
Он родился в Москве в 1911 году. Отец был чернорабочим. В семье, помимо Володи, ещё четверо детей. Жили бедно. В 1922 году отец умер. А через три месяца умерла мать. Детей определили в детские дома. Володю направили в Изваринский детдом на станции Внуково.
В 1927 году выпускник школы-девятилетки Казаков начал взрослую жизнь – рабочим кузнечного цеха на заводе сельскохозяйственных машин в Люберцах. С 1929 по 1931 год учился в московской военной школе имени ВЦИК. Затем служил в Курске – командиром огневого взвода 55 го артиллерийского полка. В ноябре 1934 года зачислен в состав Управления НКВД по Курской области. В 1939 году вступил в ряды ВКП(б). К началу Великой Отечественной войны Казаков уже капитан, его жена Анастасия работает медсестрой в Курске, у них две маленькие дочери – Галя и Алла.
Кстати, специальная проверка, которой подвергаются все чекисты, выявила, что тесть Казакова – Кузьма Лукьянчиков – в 1931 году был раскулачен, его имущество передано в один из колхозов Медвенского района Курской области. Но то, что Казаков женился на дочери кулака, не помешало его успешной карьере в рядах госбезопасности.
Из партийно-служебной характеристики 1940 года:
«Тов. Казаков хорошо знает агентурно-следственную работу органов НКВД. Обладает умением подбирать и воспитывать агентуру. Умеет давать целеустремлённые направления в разработке контрреволюционных элементов».

Диверсант
В середине августа 1941 года Казаков прибыл в город Дмитриев. С ним помощник – младший лейтенант госбезопасности Александр Москаленко. Им предстояло организовать подполье и наладить связь с партизанским отрядом, который будет действовать на территории Дмитриевского района. Это северо-запад Курской области, лесостепная зона. Лес, конечно, не столь глухой, как у соседей на Брянщине, но небольшому партизанскому отряду можно затаиться.
Снабдить чекистов всем, что понадобится для борьбы в тылу врага, было поручено начальнику районного отдела НКГБ Тюпину. Но 2 октября он в панике бежал из Дмитриева, «не закончив полное снабжение наших групп боеприпасами и техникой». Вместе с Тюпиным удрали «некоторые руководящие работники, так как струсили оставаться в тылу врага для борьбы с ним». 6 суток в Дмитриеве было безвластие, пока 8 октября город без боя не заняли гитлеровцы.
Накануне оккупации города Казаков и Москаленко «передислоцировались ближе к месту наших баз в Черневку и связались по имевшемуся у нас паролю с Дмитриевским партизанским отрядом». Там Казаков занялся организацией диверсий. Вот несколько примеров этой работы.
«Если останусь жива, увидимся». Как жили белгородцы при немецкой оккупации
В октябре 1941 года диверсионная группа Казакова «Камыш» заминировала участок шоссе Дмитриев – Севск: «в результате подорвано три немецкие автомашины с боеприпасами (минами и миномётами)». В мае 1942 года диверсионная группа Казакова «Дуба» на железной дороге между станциями Дмитриев и Дерюгино пустила под откос немецкий воинский состав: «разбиты паровоз, четыре платформы, гружённые тягачами и автомашинами, пять вагонов с хлебом и убито десять гитлеровцев из охраны поезда». И ещё четыре раза группа взрывала железную дорогу на участке Дмитриев – Комаричи, блокируя движение воинских эшелонов врага.
Казаков вместе с Москаленко завербовал 9 агентов, которые вели разведку в Курске, Орле, Дмитриеве, Льгове, Фатеже, Обояни, Белгороде, Дмитровске и Малоархангельске. А «полученные ценные разведывательные данные передавались по рации дмитриевского партизанского отряда штабу Брянского фронта».
В июле 1942 года пять партизанских отрядов были объединены в 1-ю Курскую партизанскую бригаду. Казаков возглавил Особый отдел этой бригады.
Из справки о деятельности Владимира Казакова в тылу врага:
«С августа 1942 года тов. Казаков через созданную им агентурную сеть разоблачил пять немецких шпионов, которые по заданию немецкой разведки и полиции пытались проникнуть в партизанские отряды. Завербовал в составе полиции Дмитриевского района агента, сигнализирующего о предателях и готовящихся карательных экспедициях и облавах на партизан. В августе 1942 года были расстроены планы карательной экспедиции немцев, и партизаны избежали потерь».
Руководитель
Первого августа 1942 года в партизанскую бригаду со специальным заданием прибыли чекисты Александр Зарубин и Николай Стеганцев. Их сбросили ночью на парашютах. В конце сентября за ними из Москвы прислали самолёт. Этим же рейсом вылетел и Владимир Казаков – его вызвали для доклада о проделанной агентурно-оперативной работе.
Деятельность капитана Казакова в тылу врага была одобрена руководством НКГБ СССР, и его опыт приказано «применить в дальнейшей практической работе Управления НКГБ Курской области».
Но обратно к партизанам сам Казаков уже не вернулся. Его оставили в аппарате Управления для работы на освобождённых от захватчиков территориях Курской области.
С новыми обязанностями он тоже справлялся блестяще, о чём свидетельствует Указ Президиума Верховного Совета СССР от 20 сентября 1943 года о награждении Владимира Михайловича Казакова орденом Красной Звезды «за образцовое выполнение задания правительства по охране государственной безопасности».
А в 1945 году Казакова перевели из Курска на «самостоятельную руководящую работу» в Белгород – начальником городского отдела МГБ. Вот один из документов личного дела с характеристикой его работы в нашем городе:
Из аттестации за 1948 год:
«Тов. Казаков в течение 1948 года проявил себя с положительной стороны. Лично и аппаратом горотдела проведена большая работа по пополнению учёта антисоветского элемента… Реализован ряд дел с арестом 21 человека… Установлено большое число государственных преступников, состоявших в розыске. Аппаратом Белгородского горотдела руководит правильно».
В 1950 году Владимира Казакова направили к новому месту службы – в город Елец Орловской области. Там он тоже руководил городским отделом Министерства госбезопасности.
Владимир Михайлович вышел в отставку в звании подполковника. За успехи в ратном труде был награждён орденом Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды, медалью «Партизан Отечественной войны» первой степени и знаком «Почётный работник НКВД».
Виктор Филиппов