Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
24 июня 2022,  19:02

Как шебекинец реставрирует машины прошлого века

«Белгородские известия» рассказывают о Сергее Лукьянове из Новой Таволжанки

Как шебекинец реставрирует машины прошлого векаФото: Павел Колядин
  • Статья
  • Статья

Шебекинцы уже привыкли встречать на дороге машины прошлого века, за рулём которых реставратор-любитель Лукьянов. У него в коллекции около 15 машин, и все заводятся, а 10 из них он выставляет на парадах и праздниках.

Верхом на мотоцикле

Экспонаты его личного музея хранятся возле дома, в гараже и вагончике. Сергей Иванович уверенно выезжает из гаража на газике, так он ласково называет своих подопечных разных лет.

«Мысль о сборе старинных машин появилась очень давно. С детства люблю военную тематику. У меня отец 1930 г. р., труженик тыла. Поэтому с темой войны я всегда был близок. Раскопками занимался в группе шебекинских поисковиков», – вспоминает реставратор.

Сергей Иванович окончил Шебекинский автотранспортный техникум, служил в ракетных войсках, на гражданке работал водителем. Начинал свою коллекцию с мотоцикла. У ворот его дома стоит новенький чёрный спортивный мотоцикл фирмы «Рейсер». На нём сейчас ездит реставратор в свои 60 с хвостиком.

 

Как шебекинец реставрирует машины прошлого века - Изображение Фото: Павел Колядин

«Для меня это семечки, я раньше мотокроссом занимался. В Белгороде на соревнованиях 3-е место занимал, в Харькове выступал, – уточняет шебекинец. – Отец работал водителем на «Захаре» – ЗИЛ так называли. Он меня всему научил, в 1971 году я уже водил его машину. И работал вместо него».

Ждут своего часа мотоциклы ИЖ-49 и ИЖ-56 в коллекции Сергея Ивановича. Руки у коллекционера до них пока не доходят. Хранит он и первый свой мотоцикл «Восход 1», который собрал в 1970-е годы 13-летним мальчишкой.

«Раму нашёл в одном месте, двигатель – в другом. Так по частям и собрал его», – говорит реставратор.

Как «Лего» собирал

Он очень жалеет, что места не хватает приютить все авто и мотоэкспонаты, но самое плохое, по словам Лукьянова, что машины на солнце выгорают. Но раритетные экземпляры он хранит под крышей. Самая старая машина, которую он выгнал из гаража, – ГАЗ-67, выпущенный в 1948 году. Реставратор гордится, что в его коллекции не просто есть, а на ходу эта редкая модель.

«Я её нашёл в 2019 году в новооскольском селе Шараповка. В плачевном состоянии была. Я поэтапно реставрировал её девять месяцев. Как ребёнка выносил, – отмечает Лукьянов. – Раму в одном месте купил, выкрашивал её, кузов прислали разобранный на запчасти – как «Лего» собирал».

Весь процесс реставрации он снимает на телефон. По его словам, рождается машина заново за девять месяцев работы, максимум за год. Сергей Иванович на пенсии, поэтому есть время этим заниматься.

 

«Моя мечта – «Захара» собрать. Отец на таком работал, и в память о нём хочу сделать. Но он 100–150 тыс. будет стоить. В Челябинске продавали, а ещё доставка, так и 200 тыс. выйдет. И это только если металлолом взять, а потом же надо всё разобрать и сделать заново. Много нужно вложить, даром сейчас ничего не возьмёшь», – сетует Сергей Иванович.

Но шебекинцы помогают мастеру. Односельчане знают, где живёт реставратор, его машины видны с дороги – не проедешь мимо. Поэтому даже если хозяина нет на месте, оставляют детали у двора или в палисаднике. А Лукьянов с благодарностью принимает разные запчасти.

«Почти никакие современные детали не подходят для старых машин, – отмечает реставратор. – Вот двигатель лежит с ГАЗ-69, хотели его на металл сдать, а я забрал. Он полностью готовый. Когда на металлолом сдают запчасти какие‑то, у меня сердце кровью обливается».

В строю парада

Гул мотора, и вот на зелёной траве припарковал Сергей Иванович ГАЗ-69. По тёмно-зелёному чистому капоту и не скажешь, что этому автомобилю уже 70 лет.

«Был «Виллис» американский, а наши создали на его подобии ГАЗ-64, но колея была узкая, тогда её расширили и сделали ГАЗ-67 в 1943 году, – проводит экскурс в историю Сергей Иванович. – Потом в 1952-м начали выпускать восьмиместный ГАЗ-69».

На газиках Лукьянов участвовал в парадах Победы, военных реконструкциях, выезжал на День пограничника и ВДВ. Кухню возил в Белгороде на 5 августа на ГАЗ-51. Увлечение Лукьянова поддержала семья. Никто не ругает, что весь двор в железках. А одна из внучек с 18 лет ездит на одном из ГАЗов на 9 Мая.

 

«Заглянул в Интернет, увидел, что продаётся ГАЗ-69 в Чернянском районе. Отправился за ним. Посмотрел, всё устроило, деньги отдал, завёл и поехал на нём домой. Он был не в хорошем состоянии, но доехал благополучно, хоть и без тормозов», – смеётся водитель.

Реставрация – трудоёмкий и сложный процесс. По словам мастера, найти части и установить не сложно, трудности возникают при покраске. Мелкие детали красит сам Лукьянов, а в остальном ему помогают односельчане, которые занимаются этим профессионально.

 

Подбирает ключик

«Зарегистрирована и на ходу у меня «Волга 21» 1964 года выпуска. Она попала ко мне из Магадана. Переехал человек, в контейнере привёз машину, ей разбили одну сторону при транспортировке. Я её забрал, главное, что документы были. Восстановил, покрасили в камере. На ней и колёса родные, коробка только механическая трёхскоростная, а была на руле», – рассказывает реставратор.

Обтяжку корпуса и чехлы на мебель для экспонатов он заказывает в шебекинском ателье, а всё остальное делает сам. Как должно быть, смотрит в Интернете.

«От ГАЗ-51 у меня была одна рама и задний мост. Полностью восстановил. Для кузова покупал доски и сбивал их, сверлил, крутил и красил сам», – признаётся мастер.

 

Пробираясь среди кустов и машин, колёса которых мне по пояс, мы медленно выходим на поляну, где покоятся доноры и машины, которым только предстоит пройти путь от металлолома до экземпляра коллекции. В кустах развалился и зарос «Москвич 400» 1951 года выпуска.

«В Шебекинском округе его нашёл, он даже не заводился, а я завёл, у него всё рабочее. Дочь старшая просит сделать для неё. Вот ГАЗ-52 стоит неподвижно, но берёшь бутылку бензина, ставишь аккумулятор, и можно ехать, – утверждает хозяин авто. – У каждой машины свой характер, и ко всем нужен свой подход и ключик. Каприз их в том, что если долго стоит, то карбюратор нужно снимать и прочищать, а ещё колёса подкачивать».

 

Анастасия Писаревская

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×