Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
13 марта 2022,  12:14

Танцевальная психотерапия. В Белгороде показали спектакль о домашнем насилии

В постановке «Сама виновата» участвовали 47 женщин

Танцевальная психотерапия. В Белгороде показали спектакль о домашнем насилииФото: Павел Колядин
  • Статья
  • Статья

Социальный проект о домашнем насилии придумала и реализовала хореограф студии современного танца Dance Хаос Ксения Медведева. С момента задумки (идея появилась в августе 2021 года) в Белгороде прошло несколько мероприятий: круглый стол, встречи с юристами, мастер-класс по самообороне. Спектакль – кульминация.

Хата не с краю

Ксения признаётся, что проект появился не из ниоткуда. Ей самой пришлось столкнуться с темой домашнего насилия. В семье одной из её учениц случилось несчастье – на глазах 7-летнего ребёнка отец до смерти избил мать. Это событие оказало неизгладимое впечатление на всех участниц коллектива.

«Большинство людей привыкло по жизни придерживаться позиции моя хата с краю, то есть если тебя это напрямую не касается – это не имеет значения. Но ничего подобного. Лично у меня в жизни так: как только я поймаю себя на мысли «нет, такое со мной точно не произойдёт», вселенная обязательно посылает какой‑то урок. Так было и с этим проектом», – говорит Ксения.

 

 

Ксения Медведева в профессии 12 лет, и постановка танцев для неё – обычная работа, но опыт создания полноценного спектакля для неё был первый. Все номера она придумывала сама. Говорит, вдохновение, понимание того, как должен выглядеть тот или иной эпизод, приходило само собой, в процессе обычной жизни.

«Иногда просто еду на самокате по лесу, слышу, как сосны шумят, и чувствую: вот, идея родилась. Или смотрю на девчонок на репетиции, совершенно случайно улавливаю какое‑то движение, позицию, и понимаю: вот оно. На самом деле, эпизодов было гораздо больше, просто в конце остались только самые проникновенные», – делится хореограф.

Слова как пули

В итоговой постановке спектакль «Сама виновата» разбит на шесть эпизодов. Первый называется «Сама виновата». Он – о важности собственного «я». Центральная фигура здесь – младшая танцовщица спектакля Настенька. Она – некий символ внутреннего ребёнка, которого надо беречь от ужасов окружающего мира. Второй эпизод – «Тишина». Это история о важном телефонном звонке, когда надо поделиться, пожаловаться, раскрыться и самое страшное, что можно услышать с обратной стороны трубки – тишину. Третий эпизод – «Берегите детство», история мам и их детей, которым нужна не строгость и агрессия, а тепло и забота. «Всему виной безразличие» – об осуждении толпы, о том, как страшно, когда многие против одного. «Бессердечность» – о старости и жестокости к родителям со стороны детей. И заключительный эпизод, «0», о том, как важно встать и уйти, вовремя всё прекратить.

 

 

В спектакле всё продумано до мелочей. Тона – белые, чёрные, красные. Буквы с названиями эпизодов на заднем фоне движутся в такт нагнетаемым эмоциям, музыка бьёт в самое сердце, а слова «Сама виновата» вылетают из губ актрис с разным напором: то обречённо спадают, то стреляют как пули.

Не просто спектакль

«Я прочувствовал посыл в полной мере, были моменты, когда мне хотелось встать и отряхнуться, одёрнуться, было ощущение какой‑то беспомощности, хотелось отстраниться. Приходилось постоянно напоминать себе, что это просто спектакль. С другой стороны было осознание, что нет, это не просто спектакль, это жизнь, особенно в конце, когда на экране стали появляться цифры статистики по жертвам домашнего насилия, страшные цифры», – сказал по завершении спектакля зритель Андрей.

«Вот у тебя беспомощность, а у меня, наоборот, был такой невероятный приток сил. Я смотрела на танцы и впитывала всю эту женственность, мощь, энергию. Видно, что девушки пропустили всё это через себя», – добавила спутница Андрея – Валерия.

 

 

Ксения Медведева говорит, что её подопечные действительно пропускали всё через себя. Некоторые репетиции состояли просто из разговоров, чтобы в полной мере понять нужную эмоцию:

«Когда мы начали разбирать, какая эмоция идёт в каждом моменте, первую неделю мы все плакали по очереди. Проплакались, прообнимались, проговорили. Оказалось, тяжёлые истории есть даже у тех людей, на которых я бы никогда в жизни не могла подумать. Просто всё это было запрятано глубоко-глубоко. Для всех нас в подготовке к этой постановке была какая‑то своего рода психотерапия. Я надеюсь, что таковой она получилась и для зрителя».

 

 

Зал МКЦ Белгородского госуниверситета в этот вечер был полон, аплодисменты были несмолкаемыми, а из зала многие выходили в слезах.

«Меня больше всего впечатлил эпизод с телефонными трубками. Особенно в начале, когда за кадром зачитывали фрагменты телефонных разговоров женщин, которым страшно. Да и в конце, когда танцовщицы будто срослись с телефонными проводами. До мурашек просто», – поделилась зрительница Евгения.

«Потрясающе, что в постановке есть и маленькие, и взрослые, и с короткими волосами, и с длинными. Ты как‑то понимаешь, что эта проблема, которая поднимается в спектакле, не выбирает людей ни по какому параметру, она может коснуться совершенно каждого», – рассказала зрительница Елена.

 

Эмоции – в массы

Ксения мечтает, чтобы эта постановка была не единственной, чтобы спектакль пошёл дальше, в первую очередь, по районам Белгородской области. Но то, получится ли это, зависит от многих факторов: занятости актрис, ресурсов студии и, конечно же, от запроса.

«Всё‑таки у людей присутствует некий блок перед этой темой. Помню, заходила в комментарии под анонсами спектакля, и у меня мурашки шли по телу от того, как много в мире злых людей. Но этот спектакль очень важный, это ведь не только танец, это некий манифест. Кроме того, здесь нет никакой жести, его можно показывать даже подросткам. Очень хочется, чтобы как можно меньше людей в жизни столкнулись с холодной фразой «сама виновата».

 

 

Алина Михайлова

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×