Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
14 февраля 2022,  14:30

Везут же некоторых. Почему школьный автобус не для всех учеников

Школьники села Гостищево Яковлевского округа самостоятельно добираются до школы по опасной дороге, преодолевая несколько километров

Везут же некоторых. Почему школьный автобус не для всех учениковФото: Ольга Бондарева
  • Статья
  • Статья

«Мы в школу по 7 км ходили пешком. Бывало, идёшь, а в поле волки воют», – истории о том, как доставалось нашим бабушкам и дедушкам, росшим в послевоенные годы и позже, слышали все. Минуло более полувека, жизнь изменилась, но – не везде и не во всём.

Государственный подход

В 2010 году постановление главного государственного санитарного врача РФ узаконило подвоз детей к учебным заведениям. Минобрнауки совместно с Минтрансом и МВД России разработали методические рекомендации «Об организации перевозок обучающихся в образовательные организации». Эти документы периодически корректируются, но суть их остаётся неизменной: ответственность за безопасность ребёнка по дороге в школу (и обратно) несёт её администрация. 

Государственный подход к этому вопросу выливается в конкретные финансовые цифры: только в 2022 году из регионального бюджета выделят 400 млн рублей, на которые предполагается купить не менее 132 автобусов для перевозок школьников. 

Однако проблемы обычно возникают непосредственно в организации этих самых перевозок: мы периодически слышим, что алгоритм подвоза и условия для него не отработаны, особенно в районах ИЖС. Да и, оказывается, в селе, где, кажется, всё давно отлажено, и школа имеется, и автобусы в наличии, а дети добираются до учебного заведения как угодно и на чём угодно – только не на школьном автобусе. 

 

Везут же некоторых. Почему школьный автобус не для всех учеников - Изображение Фото: Елена Коржова

Как неродные

Село Гостищево, улица Кирова. На часах – 7:30. Из домов потихоньку высыпают ребятишки. Одни отправляются в школу сами – по дороге с оживлённым движением разного транспорта, другие подходят к соседским машинам: родители сейчас своих чад повезут и их подхватят – договорено. Некоторые дети плетутся на остановку к маршрутке.

Вот мимо пролетает школьный автобус, забравший детей в соседнем селе. И хотя гостищевцы наблюдают эту картину много лет, каждый раз кто‑то из сердобольных, как правило бабушки, не выдерживает:

«Как же так? Наши стоят как не родные, а тех везут?»

Провожающие детей родители обычно комментируют эту несправедливость так: 

«Так мы просили, говорят: не положено». 

У кого просили и кто именно так ответил, обычно не уточняют. Во‑первых, это не по правилам сельской этики по именам во всеуслышание начальство называть, а во‑вторых, и так понятно, что не Пушкина. Прячут детишек за спины от ветра и снегопада и уговаривают: 

«Ну, потерпи чуть-чуть, сейчас приедет». 

Везут же некоторых. Почему школьный автобус не для всех учеников - Изображение Фото: Ольга Бондарева

По закону и факту

По нормам СанПиН сельских детей должны подвозить, если живут они более чем в 1 км от школы. До площадки, с которой их заберёт школьный автобус, ребёнок должен проходить 0,5 км, в отдельных случаях – 1 км, но не более. Остановочные пункты для детей, ожидающих автобус, должны быть достаточно большими, очищены от грязи, льда и снега. Автобусы полагаются пассажирские, не старше десяти лет, оборудованные тахографом, ГЛОНАССом и так далее. Это по закону.

По факту же от некоторых гостищевских улиц (Кирова, Калинина, Молодёжной) до школы – 2 км и больше. Дети идут прямо по дороге, в грязь и снег в том числе, поскольку тротуара в селе нет совсем (несмотря на многолетние просьбы жителей проложить его). Местами этот путь слабо освещён, кое‑где вообще без фонарей. 

Идти приходится минимум 30–40 минут с тяжёлым рюкзаком наперевес. Или ехать на маршрутке (если она идёт в попутном направлении), в которой ребёнок не школьник, а просто обычный пассажир, никто особо о нём не печётся и едет он платно. И всё это на фоне «распространения новой коронавирусной инфекции». Если учесть, что в Гостищевской школе учится 301 ребёнок именно из Гостищево, то трудно закрыть глаза и сказать, что проблемы подвоза местных учеников в школу не существует. 

 

Везут же некоторых. Почему школьный автобус не для всех учеников - Изображение Фото: Вадим Заблоцкий

Жалоб не поступало

По запросу редакции управление образования Яковлевского округа прокомментировало происходящее следующим образом:

«Потребность организации подвоза выявляется на основании полученных заявлений от родителей (законных представителей) учеников школы. На сегодняшний день заявлений от родителей учеников, проживающих в Гостищево, не поступало. На случай поступления обращений родителей (законных представителей) о подвозе детей управлением образования администрации Яковлевского городского округа уже инициированы мероприятия по разработке школьных маршрутов по территории села Гостищево. По итогам согласования с компетентными органами (представителями ГИБДД и представителями организаций, в ведении которых находятся автомобильные дороги), данные маршруты будут утверждены, а школьные автобусы задействованы в подвозе обучающихся села Гостищева». 

Если кто‑то не понял, поясняем: родители не обращались по поводу школьного автобуса, возить детей никого не просили. Ну, крикнули что‑то на собрании, спросили между делом: «Почему не везёте?» А считай и не спрашивали, потому что обращением у нас считается письменное заявление. Напишут ли их папы, мамы и законные представители их после вышеизложенных разъяснений, не знаем. Как и не знаем, почему столько лет взрослые (разного уровня ответственности и отношения к делу) совершенно спокойно смотрят, как дети (не только родные, но и те, за кого они отвечают по закону) добираются в школу с риском для жизни, в то время как других туда организованно везут на школьных автобусах. 

Может быть, неправильно срабатывают те самые бабушкины истории семидесятилетней давности? Не хотелось бы, чтобы, повзрослев, гостищевские ребятишки вспоминали что‑то похожее. 

Ольга Бондарева

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×