Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
10 февраля 2022,  12:04

«Только мы, дети и музыка». В чём видит свою миссию Григорий Обрезанов

Григорий Александрович руководил Пятницкой детской школой искусств 46 лет, но и на пенсии не забывает о ней

«Только мы, дети и музыка». В чём видит свою миссию Григорий ОбрезановГригорий ОбрезановФото: Павел Колядин
  • Статья
  • Статья

У Обрезанова не только в Волоконовском районе, но и во всей области авторитет безусловный – и как у человека, и как у музыканта, и как у руководителя. Огромная благодарность учеников, их родителей, педагогов выразилась в том, что школа искусств, которую он создал и возглавлял с 1967 по 2013 год, сегодня носит его имя.

«Случается, что руководитель работал хорошо, при нём учреждение или предприятие процветало, а ушёл он – и всё развалилось. Так вот это вообще не про Григория Александровича, – признаётся «Белгородским известиям» директор Пятницкой детской школы искусств Г. А. Обрезанова Наталья Повидыш. – Он начал меня готовить на своё место за полтора года до того, как отправился на заслуженный отдых. Передал всё ниточка в ниточку, научил всему».

По словам Повидаш, Григорий Обрезанов и в коллектив вложил силу, традиции, такие отношения построил, что все как семья:

«Здесь очень уютно работать, наши выпускники возвращаются к нам педагогами, и это установка на десятилетия».

Он вложил душу в своё дело, отдавался работе целиком – так говорят о Григории Александровиче земляки. А ещё о том, что он необыкновенно позитивный человек, который просто не способен бездействовать и в 81 год излучает поразительную и заразительную радость жизни. Это ли не повод встретиться с замечательным человеком.

 

«Только мы, дети и музыка». В чём видит свою миссию Григорий Обрезанов - Изображение Фото: Павел Колядин

 

— Григорий Александрович, давайте начнём с истоков: откуда у вас страсть к музыке? Это что‑то генетическое?

— Пожалуй, да. У меня был удивительный дед по матери – Григорий Захарович Кучерявенко, сельский музыкант-самоучка, который играл на скрипке, контрабасе, балалайке, знал Чайковского. Когда я уже учился в музыкальном училище, боялся при нём выглядеть профаном: у деда был абсолютный слух, он просто не переносил фальшь. Теперь, когда я большую часть жизни прошёл, понимаю, что лучше моего деда никто не пел «Хуторок». И потому волоконовское село Новоивановка, где я родился и вырос, всё поющее. Помню, идут две девки на гулянье, нарядные такие, боты резиновые на каблуках, на два голоса поют. Идут три – на три голоса. Это потрясающе было. Когда растёшь в такой среде, трудно не полюбить музыку.

— Вы же уже взрослым поступали в музучилище?

— После армии. Уже женат был, когда учился, второй ребёнок родился. Конечно, из нас с супругой кто‑то один мог учиться. Моя Екатерина Павловна уступила эту возможность мне.

— Представляли ли вы, студент музучилища, что станете директором музыкальной школы сразу же по его окончании?

— Абсолютно нет. Просто в советское время считалось: если человек отслужил в армии, ему уже можно доверить что‑то серьёзное. Администрация училища, видимо, из этого и исходила, когда рекомендовала меня на должность директора вновь открывшейся школы в Пятницком. Первый год мы работали в клубе сахарного завода: в одной комнате на первом этаже размещались, через год нам двухэтажное здание передали, мы набрали 50 учеников с пианисткой Светланой Николаевной Волковой. Тогда бумаг было мало, контролёров над нами ещё меньше. Только мы, дети и музыка.

 

 

— Как вам, человеку искусства, давалось на директорском посту крещение коммуналкой?

— Авралы были постоянно. Отопление водяное, и в мою бытность его прорывало три раза. Технички звонят из средней школы: «Григорий Александрович, у вас опять стена мокрая». Или просыпаюсь среди ночи – батарея холодная. Вскакиваю – и в школу. Всю ночь воду сбрасываю, спасаю отопление.

— Первое, что приходит на ум, когда видишь нынешнюю школу искусств в Пятницком: не может быть!

— Я её, можно сказать, вымечтал. В школе уже 300 учеников было, а у нас всего 13 классных комнат. Несколько лет я рисовал ночами картинки нового здания, фантазировал. Редко-редко где в стране в музыкалках был концертный зал, а я думал: в нашей школе будет обязательно.

Конечно, можно мечтать сколько угодно, но посёлок, да и район, такую стройку не потянул бы. Своими соображениями я поделился с тогдашним главой администрации Алексеем Михайловичем Шенцевым (руководил Волоконовским районом в 2000–2012 годах – прим. авт.). Помню, в ноябре 2007-го он привёз к нам Евгения Степановича Савченко. Походили, чай попили, губернатор ничего не сказал. Только на выходе двух пацанов во дворе к себе подозвал и им говорит: «Будет вам новая школа искусств». То есть не просто музыкалка, а много творческих отделений.

Я тогда этого не понял, зато позже оценил. Стали мы ждать. Пока Гражданпроект проект сделал в 2009 году, потом деньги заложили, время идёт, я волнуюсь. Тут март 2011-го, а на площадке, где школу наметили, тополя режут. И я ожил.

Пока стройка шла – это самое счастливое для меня время было. Я на стройплощадке жил. В проекте всё предусмотреть нельзя, по ходу что‑то корректировали. Кажется: стройка, грязь, а люди настолько хорошие, на всё откликались.

Например, вижу: на сцене запланирована одна дверь, но это неудобно: пока это хор с оркестром разойдутся за шторами. Говорю прорабу: «А давай ещё сбоку одну сделаем». Он: «Нет проблем», раз – и разметил. Или стену выложили – две коморки получаются. Прошу: «Ребята, разберите». Они кивнули, раз – стены нет. И прекрасная приёмная вышла. А вообще, мы перед стройкой поездили по области, посмотрели, у кого какие проблемы.

Особенно переживал за акустику: везде с ней плохо было, обили залы гипсокартоном после ремонтов – звуку конец. Мы, конечно, этого не допустили, заштукатурили, и всё. Приехало начальство из Белгорода и ахнуло: «Акустика лучше, чем в филармонии, как вы сделали?» Отвечаю: «Так получилось». Единственное, что не удалось и о чём я сильно сожалею, – открыть при школе детскую мини-типографию. Она тогда стоила от 10 до 25 тысяч долларов, а мы не предусмотрели для неё отдельную комнату. Школа сейчас бы денежку зарабатывала, а дети журналистике бы учились.

 

 

— А для вас самого материальные блага что значат?

— Мы прожили, не зацикливаясь на этом. Что было, то и было. Деньги всегда в одной коробочке. Надо пианино из школы в клуб перевезти – я супругу прошу: «Дай трёшку для грузчиков». Она вспоминает до сих пор, сколько я трёшек перетаскал. Вещи большие в кредит покупали. Всю жизнь у меня была «шестёрка», только в позапрошлом году внучка на юбилей иномарку подарила. Я так переживал, две ночи не спал. Никак не мог осознать, что стал владельцем такой техники.

— Откройте секрет: трудно было управлять творческим коллективом?

— Да какой там секрет, просто работали, и всё. Я уважал всех, не ругал никого. Больше замечал в людях хорошее, видел сильные стороны и уже их развивал. Если человек востребован, его это окрыляет, он растёт, ему интересно. Моё дело было только направлять всех в нужную сторону.

— Как так получилось, что вашу поселковую школу знают по всей стране?

— Мы много ездили на конкурсы и фестивали. Только в Новосибирск три раза, понимаете, какой это путь? А в Москву, Питер, Воронеж, Карелию, Орёл – бесчисленно. И везде призовые места брали. Представьте: I Дельфийские игры в Саратове – наш ребёнок завоёвывает большую золотую медаль. Потом международный конкурс народников в Петрозаводске – лауреат I степени. Два года назад образцовый духовой оркестр на предновогоднем концерте в Государственном Кремлёвском дворце выступал, а там отбор особый, со всей страны коллективы смотрят. И так далее. А потом наши выпускники успешно поступали и поступают в лучшие музыкальные вузы страны, в том числе Московское военно-музыкальное училище, куда в год набирают только 50 человек. А наших там семеро выучилось.

 

 

— Сейчас сразу поинтересуются: а кто поездки‑то финансировал, где деньги брали?

— Администрация. Глава района Алексей Михайлович Шенцев нас очень поддерживал. Он бывший председатель колхоза, но всегда был небезразличен к искусству и гордился тем, что в районе есть духовой оркестр, народники, казачий ансамбль. В Белгород едет делегация – кого брать? Самых забойных – пятницких. Для руководителя это тоже вопрос престижа. Ну а мы его не подводили.

— Это важно для директора – уметь ладить с вышестоящими?

— Конечно, нужно быть дипломатом, чтобы добиться чего‑то. Но себя принижать тоже не следует, всё в меру. Ещё, чтобы уважали, не нужно ломать через колено старое, наработанное. Надо брать его на вооружение и дальше двигаться.

— Была ли когда‑то у вас проблема с набором учеников?

— Никогда. К нам с желанием всегда шли и идут. Если в общеобразовательной школе было 600 учеников, то у нас 300. Те, кто нашу музыкалку окончил, своих детей обязательно приводят.

— Вы ушли на заслуженный отдых в 73 года. Как мне кажется, это очень рано для человека с вашей энергией.

— Меня не отпускали, но понимаете: после завершения стройки я год отработал и почувствовал пустоту, мне уже другой масштаб был нужен, ещё бы одну стройку. Я понял, что свою миссию для этой школы я выполнил, ей другие люди нужны.

 

 

— Был план, как будете «пенсионировать»?

— О да, я к этому времени домик в деревне купил под дачу, там 50 соток земли. Начал арбузы выращивать, никогда не думал, что меня так это увлечёт. Учился по ходу: соседка баба Мария свою бахчу полет, и мы с женой полем. Потом прочитал умную книжку – и правда, пока плети не раскинутся, арбузы сорной травы боятся. Чтобы крупный плод вышел, между рядками должно быть метра два, а между кустами – метр, не меньше. Зимой езжу на дачу синичек кормить, сало развешиваю, семечки сыплю. А в марте уже садовый сезон начинается, а значит, и жизнь продолжается.

 

P. S. По итогам областного рейтинга за 2020–2021 учебный год среди сельских школ искусств Пятницкая детская школа искусств Г. А. Обрезанова заняла первое место.

Ольга Бондарева

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×