Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
25 января 2022,  11:27

Живая память Дмитриевки. Как живёт сельская школа в ожидании капремонта

«Белгородская правда» рассказывает о школе имени Героя Советского Союза Ивана Озерова в селе Дмитриевка Шебекинского округа

Живая память Дмитриевки. Как живёт сельская школа в ожидании капремонтаДмитриевская основная общеобразовательная школаФото: Вадим Заблоцкий
  • Статья
  • Статья

Двухэтажное здание школы построили более 86 лет назад, в 1935 году. В 2022-м, по всей видимости, оно дождётся капитального ремонта – первого на своём веку. Во всяком случае, в списке объектов, которые в регионе планируют построить, реконструировать или отремонтировать в 2022–2023 годы, школа значится.

Гарантия будущего

В разные периоды Дмитриевская школа была семилетней, восьмилетней, а теперь она девятилетняя. По словам директора Натальи Жидковой, грядущий капремонт все очень ждут.

«Нам бы окна заменить, фасад и кровлю привести в порядок, – говорит Наталья Васильевна. – А внутреннее содержание, дух школы хотелось бы оставить прежним».

Фасад действительно истрепался, из‑под осыпавшейся тут и там штукатурки видны кирпичи, на старых деревянных окнах облупилась краска. На самом верху, под красной пятиконечной звездой, такими же красными цифрами выложен год постройки: 1935.

Тогда, в свой самый первый учебный год школа приняла 318 детей, притом что рассчитана была на 250 мест. Были времена, когда Дмитриевская школа работала не только в две, а даже в три смены: в начале 1960-х здесь учились 460 детей. Причём учились не только читать-писать, но и танцевать, играть на музыкальных инструментах.

Сейчас в Дмитриевской девятилетке 42 ребёнка. Педагогический коллектив – 10 человек. Но, разумеется, школа – это не только учителя, дети, их родители и бабушки с дедушками. Для села это центр жизни, гарантия будущего. Конечно же, дмитриевцы очень ждут капитального ремонта родной школы. И в то же время стараются сохранить всю ту память, которую создавали предыдущие поколения педагогов и учеников.

 

Народная стройка

Память эта берёт начало ещё в 1880 году, когда в селе основали церковноприходскую школу. А уже в начале советской эпохи, в 1933-м, возведение новой школы, начатое по инициативе местных активистов – братьев Шевченко, стало самой настоящей народной стройкой. Деньги выделяли колхозы, Ржевский сахарный комбинат, да и рядовые колхозники делились заработанными трудоднями. Даже временный кирпичный завод возвели, чтобы на месте обжигать кирпичи для стройки.

Меньше чем за два года в селе выросла новенькая двухэтажная школа, и на тот момент это было едва ли не самое современное здание во всём Шебекинском районе тогда ещё Курской области. Торжественное открытие школы стало праздником не только для Дмитриевки, но и для окрестных сёл.

Даже в годы Великой Отечественной здесь не прекращались занятия – кроме месяцев оккупации в 1942–1943 годы, когда в здании школы, по воспоминаниям старожилов, располагался немецкий госпиталь.

 

Музей образования

Мы приехали в Дмитриевку в конце декабря. До зимних каникул ещё несколько дней, в школьных коридорах тихо: идут уроки.

Высокие потолки и такие же высокие окна, деревянные крашеные лестницы, печная заслонка с пятиконечной звездой – как напоминание о том, что прежде школа отапливалась дровами и углём.

Косметический ремонт, конечно, проводили, объясняет нам директор: своими силами, да и спонсоры помогали с покупкой стройматериалов. Поэтому внутри школы нет признаков разрухи, облупившейся краски и свисающей с потолка штукатурки. Всё чисто, аккуратно, приведено в порядок.

С первых шагов мы начинаем понимать, что означают слова Натальи Жидковой про дух Дмитриевской школы. У нас складывается ощущение, будто мы попали в музей. Именно идее создания школы-музея следовал один из прежних директоров – Владимир Савельев. Он старался сохранить здесь лучшие традиции народного образования, в основе которого – преемственность поколений и уважение к историческим и культурным традициям родного края.

 

 

С именем Савельева связаны лучшие годы современной истории Дмитриевской девятилетки. Он руководил школой на рубеже 1970–1980-х годов. Затем работал в соседней Вознесеновке, в том числе в сельсовете. А в 2002-м вновь возглавил Дмитриевскую основную школу.

Владимир Михайлович рано ушёл из жизни, его не стало в 2009 году. Но буквально каждый сантиметр школьных стен по‑прежнему помнит тепло его рук. Физик-математик по образованию, он хорошо рисовал, писал стихи. Занимался изучением истории родного села и школы, написал об этом книги. Но главное – умел увлечь созидательным творчеством детей и коллег-педагогов. Очень многое в оформлении школы Владимир Савельев сделал сам.

«Бывало, среди ночи в школе окна светятся – значит, директор что‑то мастерит», – говорит учитель истории Иннеса Усенкова.

Например, перегородку с резными башенками для школьного гардероба, которая учит соблюдению правил дорожного движения. Или обучающие и воспитывающие стенды в коридорах и кабинетах.

Стараниями Владимира Михайловича школе в начале 2000-х присвоили имя Героя Советского Союза, уроженца Дмитриевки Ивана Озерова. Благодаря директору Савельеву здесь создан пост памяти, посвящённый ещё одному герою – выпускнику школы Владимиру Присекину, погибшему при исполнении служебного долга в Чечне в 2003 году.

 

Память о прошлом

А ещё с Владимира Михайловича начался краеведческий музей в Дмитриевской школе.

Сейчас музеем руководит Иннеса Усенкова. Именно директор Савельев в 2003 году убедил её прийти работать в школу, помог решить житейские вопросы.

Пионерский барабан, алый стяг, нехитрая крестьянская утварь, тематические альбомы, сделанные школьной пионерской дружиной, уголок памяти о погибших на фронтах Великой Отечественной войны односельчанах – в небольшом кабинете сконцентрирована история Дмитриевки и её школы.

Многие экспонаты выполнены учениками под руководством Владимира Савельева – даже кольчугу ребята плели вместе с директором. При Савельеве на базе школы работал краеведческий отряд и летний археологический лагерь, в котором школьники вместе с учёными из Белгородского госуниверситета исследовали окрестности Дмитриевки. Памятью об археологическом лагере остались найденные при раскопках экспонаты времён салтово-маяцкой культуры.

«Детям интересно в музее, – говорит Иннеса Викторовна. – Особенно гордятся, если увидят на фотографиях своих родных или знакомых».

 

 

В 1960-е годы на всю округу славился школьный питомник по выращиванию роз и плодовых деревьев на территории 2,5 га. Располагался он неподалёку от школы, за храмом Димитрия Солунского.

Под руководством учителя труда Ивана Шляхова дети с успехом постигали искусство садоводства. Саженцы ребята бесплатно раздавали жителям села и для рекультивации садов в Дмитриевское отделение Ржевского совхоза, свидетельствует история школы.

По каким‑то своим причинам питомник прекратил своё существование в конце 1970-х. В наши дни полевые работы школьников уменьшились в масштабах, но не исчезли. Сейчас ребята вместе с учителями выращивают овощи на школьном опытном участке. В 2021 году, кроме огурцов-помидоров, вырастили ещё и арбузы с дынями, рассказывает Наталья Жидкова.

Обрабатывать землю дмитриевским школьникам помогает местное сельхозпредприятие. Оно же выделяет средства на покупку материалов для косметического ремонта и подарков на Новый год.

 

И детки хорошие!

Самыми что ни на есть музейными реликвиями можно назвать и школьные парты советской поры – те самые, с наклонной столешницей и откидными крышками. В Дмитриевской школе эта мебель не просто сохранилась в хорошем состоянии, но и используется по прямому назначению – опять же, по задумке прежнего директора Владимира Савельева.

Школьную парту с наклонной столешницей создал российско-швейцарский врач-гигиенист, офтальмолог Фёдор Эрисман ещё в начале 1870-х годов. Наклон столешницы позволял видеть текст в учебнике или тетради под прямым углом – это важно для профилактики нарушений зрения у детей. Было просчитано и оптимальное расстояние от глаз до лежащего на парте учебника: 30–40 см.

Такие парты довольно скоро стали устанавливать в школах дореволюционной России. Позже сельский учитель Пётр Коротков усовершенствовал идею Эрисмана. Он сделал парту двухместной, на столешнице появились выемки для чернильницы и перьев. Крышка стала откидной, а под ней добавилась полка для хранения учебников.

Такие парты использовались всю советскую эпоху. В некоторых школах постсоветской России решили вернуться к партам Эрисмана – Короткова как к наиболее здоровьесберегающим.

 

 

«Обычные прямые столы у нас есть – на случай если нужно будет заниматься за компьютером или с планшетом», – объясняет учитель начальных классов Людмила Осадченко.

Людмила Ивановна учит дмитриевских детей без малого 45 лет. В 1977 году её принимал на работу директор Евгений Ворожбянов. А сейчас у неё в Дмитриевской школе образовалась самая настоящая педагогическая династия: дочь, сын и невестка – им с трудоустройством помог в своё время Савельев.

«Школа всегда славилась дружным сплочённым коллективом, – говорит Людмила Ивановна и добавляет: – И детки хорошие, просто прелесть, посмотрите сами!»

Между тем дети – четыре славных мальчугана-первоклассника – старательно выводят кисточками на альбомных листах новогодние ёлочки.

В 1977-м, вспоминает Людмила Ивановна, ей дали сразу три класса – школа была малокомплектной. Занимались тогда в две смены. Зато сейчас наполненность классов позволяет вести практически индивидуальное обучение: каждый ребёнок на виду, отношение – как к родным. В шестом классе, например, всего один ученик, в самом большом, пятом классе – 12 детей.

 

За домашнюю атмосферу

«У нас всё‑таки наблюдается увеличение числа учащихся, – говорит директор Наталья Жидкова. – В прошлом учебном году, например, было 37 человек, а в этом уже 42.

Есть перспектива с первоклассниками и на будущий учебный год – как минимум три ученика.

Маленькая сельская школа, возможно, в чём‑то проигрывает по условиям обучения. Но у неё свои преимущества. Тут выбор за родителями. Так, в Дмитриевке живут более 600 человек. И не все местные дети учатся в своём селе. Кто‑то ездит в соседнее Купино, в среднюю школу, а кто‑то в Шебекино – до райцентра от Дмитриевки около 15 км пути.

«Есть родители, которым важно, чтобы ребёнок изучал английский язык, – говорит Наталья Васильевна. – А в нашей школе дети изучают немецкий».

 

 

К тому же школа в крупном селе или райцентре даёт больше возможностей для дополнительного образования, для выбора кружков и спортивных секций. В этом отношении близость Шебекино на руку семьям, у которых есть личный автотранспорт.

Но и при таком выборе часть родителей выбирают именно Дмитриевскую школу, объясняет директор. Как раз за ту самую, почти домашнюю спокойную атмосферу.

Наталья Васильевна и её коллеги очень надеются, что эта атмосфера сохранится и после долгожданного капитального ремонта.

Нелля Калиева

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×