Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
10 января 2022,  19:00

Расцветёт красота – наряднее будет рубашка. Как жизнь отражалась в традиционном костюме

«Белгородская правда» побывала на выставке в музее народной культуры

Расцветёт красота – наряднее будет рубашка. Как жизнь отражалась в традиционном костюмеЖенский костюм Тульской губернииФото: Владимир Юрченко
  • Статья

Экспозиция «Платье красно за реку видно» объединила около 200 экспонатов из фондов Государственного музея-заповедника «Куликово поле». Увидеть выставку в Белгороде можно до 31 января.

Труженица с детства

«Этот проект был создан несколько лет назад. Он разрабатывался для одной из наших выставочных площадок – музея купеческого быта в посёлке Епифань. Потом выставка колесила по городам России и ближнего зарубежья и теперь добралась до Белгорода. Все экспонаты – подлинные, здесь нет новоделов. Мы хотели показать жизнь женщины от рождения до смерти, рассказать, как менялся её костюм и чем это было обусловлено», – отметила специалист экспозиционно-выставочного отдела музея-заповедника «Куликово поле» Елена Гончарова.

Рассказ о женском костюме на выставке начинается с момента, когда девочка появляется на свет. При родах её принимали в венчальную рубаху матери. Считалось, что таким образом передаётся женская мудрость. А вот если принять малышку в мужскую рубаху, то она будет обладать мужскими чертами характера и вырастет мужеподобной. Поэтому предпочтение отдавали одежде матери или женщины, которая прожила долгую счастливую жизнь.

 

 

Как писал ещё в позапрошлом веке доктор медицины и этнограф Гавриил Попов, отношение к детям у крестьян было своеобразным. Они считали, что малыша достаточно поместить в люльку и в течение дня два-три раза переворачивать. Особого внимания младенцам не уделяли. На это просто не хватало времени. Часто в семьях рождалось много детей, но не все доживали даже до года. Матери не тряслись над своими чадами. И хоть и любили их, в силу своей загруженности спокойнее относились к ранней детской смерти.

В 5–7 лет девочку уже могли оставлять с младшими братьями и сёстрами. Такая девочка-пестунья ухаживала за малышами, но по сути сама была ещё ребёнком и хотела играть, поэтому из подручных средств мастерила себе кукол.

С 7 лет девочку приучали к домашней работе. Сначала её сажали за прялку, а к 10 годам она уже полностью помогала своей матери. К 14 годам девочка могла выполнять любую работу: готовить обед, ухаживать за животными, трудиться в поле, ткать и прясть. Обычной одеждой для такого возраста была рубашка с поясом, который выступал в качестве оберега.

 

Так выглядела девочка-пестунья Так выглядела девочка-пестунья / Фото: Владимир Юрченко

Легко ли соткать стену

Повседневная одежда крестьян была довольно сдержанной. На ней почти отсутствует вышивка. В рубашке женщина не могла нигде появляться, к ней следовало надеть сарафан или юбку-понёву. Волосы покрывала мягкая шапочка повойник. Но чтобы выйти в люди, сверху надевали ещё и платок.

Труд женщины был тяжёлым: множество обязанностей и дома, и в поле. Даже ту одежду, которую носила, она должна была изготовить сама. В Тульской губернии были распространены изделия из конопляной ткани. На гербе Епифани даже присутствует лист конопли. На выставке можно увидеть различные виды холстов, которые изготавливали тульские мастерицы. Ширина холста определялась шириной ткацкого стана. К полотну относились очень бережно. Не разрешалось выбрасывать даже маленькие кусочки. В «Домострое» описывается, как нужно хранить и шить одежду. Неленивая ткачиха за день могла соткать стену полотна (шесть–семь метров).

Для крашения ткани использовали природные красители. На сегодняшний день известно порядка 54 растений и трав, применявшихся для этих целей. Например, кора дуба давала жёлтый и чёрный цвета, ольха – коричневый, лиственница – зелёный, а берёза – тёмно-красный.

На выставке много женской одежды, но можно увидеть также старинный мужской костюм. Он уникален, поскольку такие костюмы практически не сохранились до наших дней.

 

Красив наряд молодухи

И вот приходит пора замужества. Расцветает красота женщины – становится наряднее и её костюм. На выставке можно увидеть, как выглядели невесты из разных регионов: тульская красавица в сарафане и ботиночках, со множеством нагрудных украшений, курская барышня в сарафане-шубке, калужская невеста в рубахе с растительным орнаментом и завеской. А вот рязанскую рубаху не спутаешь ни с какой другой. На ней есть характерные, богато украшенные вставки на плечах.

До свадьбы девушка носила сарафан. А когда подходило время замужества, впервые переодевалась в понёву. Был такой старинный обряд: мать пыталась надеть на повзрослевшую дочку понёву, а та говорила: «Хочу – вскачу, не хочу – не вскачу».

На свадьбе костюмы жениха и невесты перекликались по орнаментам. Рубашку жениху невеста шила сама. И чем более умелой была девушка, тем наряднее выглядел её будущий муж.

Вообще длина мужской рубахи отличалась в зависимости от возраста. У мальчиков и стариков они были более длинные, а у работающих мужчин – покороче.

 

 

Есть на выставке и понёва с барановским ситцем – часть женского свадебного костюма. Барановский ситец был довольно популярным, но вместе с тем очень дорогим. Поэтому из него чаще всего делали отдельные вставки и элементы наряда. Барановские ситцы были признаны во всём мире. На парижской выставке второй половины XIX века они получили серебряную медаль.

После этого, в 1870 году, на барановских ситцах разрешили печатать барановский герб. Технология изготовления ткани, сильные и качественные красители позволяли сохранять рисунок на протяжении долгих лет. Вот и те ситцы, что представлены на выставке, даже спустя век выглядят как новые.

В экспозиции есть и очень модный по тем временам городской женский костюм – с ажурной кофтой и ажурным передником. В нём сочетаются элементы крестьянской и городской культуры.

После свадьбы девушка становилась молодухой и носила разнообразные яркие понёвы и сарафаны, приготовленные ещё до замужества.

 

 

Женский традиционный костюм для каждого региона самобытен. Одежду в старые времена берегли. После больших праздников её снимали, аккуратно очищали от пыли и складывали в сундуки, сворачивая скруткой, чтобы не мялась. Если надо было погладить, использовали рубель. Попробовать разгладить ткань рубелем могут и посетители выставки.К концу жизни женский костюм отличался простотой. Уходила в мир иной женщина практически в том же, в чём и приходила в мир земной, – в венчальной рубашке. Только уже не в материнской, а своей.

Познакомиться с выставкой можно до 31 января.

Анна Черкашина

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×