Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
26 ноября 2021,  15:06

Как белгородские силовики распутали мошенническую сеть по продаже авиадеталей

«Белгородская правда» рассказывает, на что способны люди в погоне за деньгами

Как белгородские силовики распутали мошенническую сеть по продаже авиадеталейЭти приборы несли угрозу жизни сотен авиапассажировФото: предоставлено правоохранительными органами
  • Статья
  • Статья

Самолёты Ан советского производства всегда славились качеством и надёжностью. Советский конструктор Олег Антонов совершил настоящий прорыв в самолётостроении. Ан-2 вошёл в Книгу рекордов Гиннесса как единственный в мире самолёт, который выпускали более 60 лет. Его производили в СССР, Польше, а сейчас продолжают выпускать в Китае.

Ан-22, прозванный «Антеем», стал первым в мире широкофюзеляжным самолётом. Он установил 40 мировых рекордов. Да и другие Аны не отставали. Понятно, что самолётов этой конструкции было очень много в Советском Союзе.

Правда, после развала СССР конструкторское бюро и завод по их производству остались на Украине. Но российские авиакомпании не торопились отказываться от теперь уже украинских самолётов. По сравнению с западными аналогами они были недорогими, простыми в эксплуатации и достаточно бюджетными по обслуживанию и ремонту.

Когда начались проблемы

Тем более что до 2014 года проблем с покупкой как самолётов, так и деталей для них не было. Производили самолёты не только на Украине, но и в Воронеже, и кооперация вполне успешно действовала. Но в 2014-м, когда отношения между ранее дружественными государствами осложнились, начались перебои с поставками. А потом поставки эти и вовсе были практически заморожены. Казалось бы, самолёты Ан должны были стать для России историей. Но зачем отказываться от уже купленных и много лет отлично прослуживших самолётов? И тогда одна из авиакомпаний совместно с коллегами из Украины придумала план.

Он заключался в следующем: авиакомпания нашла в Белгороде и Харькове желающих заработать людей и договорилась о том, чтобы перемещать отработанные, прошедшие свой ресурс детали через границу. Естественно, незаконно. Ибо таможенная пошлина на такие товары довольно чувствительна. И ладно, если бы договорились о покупке новых деталей, но нет! Злоумышленники решили просто ремонтировать авиационный хлам.

Преступная прибыль

Итак, схема работала просто. В Белгороде привлекли к сотрудничеству 57-летнюю Анну Мишину (имя и фамилия изменены), у которой была своя фирма. Такого же энтузиаста нашли по ту сторону границы, в соседнем Харькове. Эти предприниматели и должны были контрабандой возить авиадетали туда и обратно. А с украинским заводом, производящим самолёты Ан и детали к ним, тоже договорились. И схема заработала. Авиахлам увозили за границу. Ремонтировали там за копейки. И везли обратно. А здесь подшаманенные детали выдавали за новые и якобы покупали их за полную цену. Какой была прибыль от аферы, следствие ещё выясняет, но понятно, что суммы исчислялись как минимум десятками миллионов рублей. Ясно, что отремонтированный авиахлам в разы дешевле новой детали. Плюс сэкономленные таможенные пошлины. И вся эта разница шла в чьи‑то карманы.

Возможные последствия

Минимум четыре года, с 2016-го по 2020-й, мошенники возили детали для самолётов Ан-148, Ан-158 и Ан-24 на Украину, возвращали слегка подремонтированными, но выдавали за новые. За это время были перевезены десятки деталей, в том числе и высокотехнологичные, вроде твердотельных регистраторов полётных данных и приборов управления и контроля работы противообледенительной системы самолёта Ан-148. А это – прямая угроза пассажирам, ведь старая деталь может повести себя как угодно.

К примеру, в 2018 году в Подмосковье упал самолёт саратовских авиалиний. Тогда погибли 65 пассажиров и шесть членов экипажа. Официальная версия – из‑за ошибки членов экипажа. Но дело в том, что причиной катастрофы стали дезориентировавшие экипаж неверные показания скорости самолёта. И кто поручится, что на этот Ан не были установлены отработавшие своё приборы, выданные за новые.

И любая из деталей, ввезённых в Россию мошенниками, могла стать причиной трагических событий.

 

Шаг за шагом распутали схему

В прошлом году белгородские правоохранители выявили и пресекли преступную сеть. На это потребовался не один месяц, так как мошенники действовали как суперсекретные шпионы. Конспирация во всём, перестраховка, проверенные маршруты и так далее. Несмотря на все ухищрения злоумышленников, силовики шаг за шагом распутали схему и арестовали первую подозреваемую – ту самую белгородку Анну Мишину.

Во время обыска у неё нашли документы, деньги и другие вещи, полностью её изобличающие. Хотя и сама Анна отпираться не стала. Как только за ней пришли – тут же стала сотрудничать со следствием и давать признательные показания. Сообщила о конкретных маршрутах и обстоятельствах перемещения товара за границу. Рассказала обо всех финансовых схемах. Назвала известных ей фигурантов. Эти показания сильно продвинули следствие, но не избавили Мишину от уголовного преследования, и она предстала перед судом.

За деятельное раскаяние

Анну Мишину обвинили по ст. 194 УК РФ «Уклонение от уплаты таможенных платежей». И сидеть бы ей от 7 до 12 лет, да её сотрудничество со следствием и активная помощь в расследовании уголовного дела сыграли свою роль в смягчении наказания.

 

Из протокола судебного заседания:

«Значение её сотрудничества выразилось в том, что следствию стали известны конкретные сведения о двоих участниках преступной группы, в том числе о её организаторе, которых Мишина изобличила в своих показаниях; в изъятии необходимой документации и денежных средств, добытых преступным путём, в размере более 2,5 миллиона рублей. Это не только позволило привлечь к ответственности подсудимую, но и в результате этого двое её соучастников объявлены в розыск».

В итоге белгородка, бывшая лишь одним из звеньев мошеннической схемы, была осуждена, но за помощь следствию и деятельное раскаяние отделалась не лишением свободы, а штрафом в 300 тыс. рублей. Деньги, полученные преступным путём и изъятые во время следствия – более 2,5 млн рублей, суд постановил конфисковать с обращением в собственность государства.

Пока за решёткой не все преступники, но имена фигурантов следствию известны, их поимка и задержание – лишь вопрос времени. 

Алексей Стопичев

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×