Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
18 декабря 2021,  11:00

Зачем учить английский в раннем детстве

На этот вопрос корреспондент «Белгородской правды» нашла ответы из своего личного опыта

Зачем учить английский в раннем детствеФото: Анна Черкашина
  • Статья
  • Статья

Почему изучение иностранных языков в дошкольном возрасте – это не причуда родителей и не удел вундеркиндов, а очень полезное занятие? И как сделать этот процесс увлекательным и эффективным?

Почему лучше раньше, чем позже

Ещё до рождения дочки я была твёрдо уверена, что учить английский она начнёт в дошкольном возрасте. Знаменитая книга «После трёх уже поздно» вдохновила начать эти занятия до трёх лет. Помимо прочего, её автор Масару Ибука рассказывает о том, что от рождения в детях заложены уникальные способности к изучению языков, и поясняет, что осваивать иностранный язык нужно одновременно с родным. Тогда в будущем человек может стать билингвом и одинаково хорошо говорить как на русском, так и, например, на английском.

Масару Ибука приводит много воодушевляющих примеров. Живой такой пример есть и в моей семье. Двоюродный брат, который живёт в Нидерландах, осваивал одновременно русский и голландский. И уже в четыре года в разговоре спокойно переходил с одного языка на другой.

В двуязычных семьях часто вырастают естественные билингвы. Но есть и искусственный билингвизм. Допустим, семья русскоязычная, но мама или папа на хорошем уровне знают какой‑либо иностранный язык и полдня говорят на нём с ребёнком.

В крупных городах для малыша можно нанять няню, которая является носителем английского, французского или немецкого, и даже отдать ребёнка в английский детский сад. Так или иначе, искусственный и естественный билингвизм требует определённых затрат и ресурсов. Я никогда не ставила себе цель вырастить билингва, а просто хотела заложить крепкий фундамент для свободного владения иностранным языком, которого в своё время не было у меня.

Задумайтесь, ребёнок начинает учиться читать и писать на русском только после того, как научится свободно говорить. Почему же с английским всё наоборот? В школе в большинстве случаев сразу начинают изучать английский алфавит, учить детей читать и писать. Скажу по своему опыту и опыту своего окружения, что обучение по системе «слово–перевод» приводит к тому, что человек может читать и писать на английском со словарём, но не может свободно общаться. И за порогом школы часто приходится заниматься дополнительно.

 

Книга Масару Ибука Книга Масару Ибука

С чего начать?

Обучать ребёнка английскому можно с рождения. Но как именно это делать? На просторах Интернета я сначала не нашла чётких рекомендаций. В большинстве источников предлагалось в первый год жизни просто погружать малыша в английский контекст: читать английские стихи, включать иностранные песни и записи. Я так и делала. И уже на этом этапе столкнулась с интересной особенностью. Когда дочка слышала английский язык, то замирала и очень внимательно слушала. Так происходило каждый раз. И я поняла, что малышка сразу замечает, когда русская речь переходит в английскую.

Чёткого плана, как заниматься дальше, у меня не было. Возникали мысли найти преподавателя, который проводит индивидуальные занятия с маленькими детьми. Но однажды в «Инстаграме» я наткнулась на страничку педагога, автора методики «My English Baby» Марии Елисеевой и узнала, что лучший педагог для малыша – это его мама.

Позже я прочитала книгу Марии «Английский для малышей и мам. Как воспитать билингвального ребёнка» и ещё ряд изданий по билингвизму других авторов, стала просматривать странички в «Инстаграме» педагогов английского языка, которые обучают не только чужих, но и своих детей с самого раннего возраста, делятся полезными советами и материалами. Постепенно мне самой удалось составить индивидуальную программу для дочки и начать внедрять её в жизнь.

 

Зачем учить английский в раннем детстве - Изображение Фото: архив Анны Черкашиной

Наши результаты

Систематически и ежедневно я начала учить дочку английскому, когда ей исполнился один год и пять месяцев. На тот момент она говорила около 20 слов на русском. Поэтому, конечно, я не ждала, что она сразу начнёт повторять за мной английские слова. Первые две недели я вообще не видела каких‑либо результатов. Потом дочка на мой вопрос на английском «Где кошка, где собака?» стала указывать пальчиком на нужные игрушки. А где‑то через три недели после начала наших занятий, она подбежала ко мне и, показывая на диван, стала бормотать: «Фрог, фрог». «Что такое?» – не могла понять я. «Фрог», – продолжала упорствовать она. Присела и стала показывать под диван. Я тоже присела, заглянула туда и увидела закатившуюся игрушку. Это была лягушка (по‑английски frog (фрог). В этот момент я поняла, что в детской голове всё‑таки что‑то откладывается и я не впустую трачу время.

Через месяц наших занятий у дочки случился большой скачок в развитии родной речи. Она стала говорить слова из двух и трёх слогов, быстро расширять свой словарный запас. Сейчас в свои год и десять месяцев она уже может строить предложения из трёх–четырёх слов, активно комментирует происходящее вокруг на родном языке. А на английском может назвать практически все части тела и лица, шесть цветов, некоторые бытовые предметы и продукты, животных и ряд слов из разных сфер жизни, значение которых уже может понять в своём возрасте. Также недавно она стала разыгрывать на английском между своими игрушками диалог с таким содержанием: «Привет. Как дела?» – «Хорошо, спасибо. А как у тебя?»

Принципы обучения

Думаю, не стоит объяснять, почему детей нельзя обучать так же, как взрослых. Для них есть свои принципы, которые доступно описывает Мария Елисеева. При обучении дочки я опираюсь на них и уже вижу эффект. Основной из этих принципов – никакого русского языка во время английских занятий. Всё объясняется при помощи сподручных средств: картинок, видео, игрушек, эмоций, интонаций, жестов. Если в дальнейшем возникает ситуация, что без русского перевода слово объяснить никак нельзя, то сначала говорим слово на английском, потом на русском, а потом опять повторяем на английском.

Время занятий надо увеличивать постепенно, начиная с пяти минут в день. На начальном этапе важно увлечь ребёнка и показать, для чего нужен английский язык. Главная цель – не выучить побольше слов, а дать малышу понять структуру языка: как составляется предложение, как образуются множественные формы слов и так далее. Конечно, это происходит не как на школьном уроке. Ребёнок учит грамматику интуитивно, усваивает все конструкции в ходе общения.

Хотя у меня есть определённый план, я всегда смотрю, прежде всего, как дочь справляется с материалом. Если что‑то запоминается труднее, то мы повторяем это больше – и пять, и десять дней. И только после этого идём дальше. Дети не могут долго концентрировать внимание. Поэтому занятия не должны быть продолжительными и однообразными. Надо сочетать разные виды деятельности: живые диалоги, игры, чтение книг, просмотр небольших видео. Маленького ребёнка не надо ничего заставлять делать насильно. Если он не хочет в данный момент заниматься, прекращайте занятие. Например, моя дочка обожает чтение английских книжек, но не усидит дольше 3–5 минут, когда мы разыгрываем какую‑нибудь сценку на английском с игрушками. Большинство педагогов и англомам рассказывают, что в том или ином возрасте может возникнуть протест против занятий. Длится это недолго, и в это время не надо отказываться от английского языка.

 

Зачем учить английский в раннем детстве - Изображение Фото: pexels.com

Подводные камни

Нечестно было бы сказать, что обучение английскому – это простой и увлекательный процесс, во время которого вам не встретится ни одного препятствия. Во‑первых, это требует времени. Очень важно заниматься каждый день. Пусть это будет всего несколько минут, но ежедневно. Второй момент – это программа. Вы можете покупать готовые курсы и тратить на это деньги или же составлять программу самостоятельно и тратить на это немалое количество времени. Но заранее составленная программа имеет важное значение. Ведь несистемные отрывочные занятия для ребёнка будут просто бессмысленны.

Существует много страхов, связанных с тем, что вторым языком можно навредить речевому развитию ребёнка. Есть стереотипы, что иностранный язык затормозит освоение родного языка. Встречаются мнения, что в таком случае дети начинают говорить неразборчиво и обрастают кучей логопедических проблем. Многие родители боятся, что их ребёнок будет постоянно смешивать языки, из‑за чего его речь превратится в непонятную кашу. Так ли это?

Речевые проблемы чаще всего наблюдаются у естественных билингвов, родители которых не уделяют должного внимания развитию речи детей. В итоге такие ребята могут неправильно ставить ударения в словах, добавлять лишние звуки, использовать неправильные окончания, неверно образовывать притяжательные прилагательные и совершать другие речевые ошибки. Однако на сегодняшний день нет исследований, которые бы подтверждали, что при грамотном, системном и комплексном изучении двух языков у детей наблюдаются проблемы. Чаще происходит другая ситуация: за счёт более широкой языковой практики ребёнок начинает на родном языке говорить более чётко и выразительно.

 

Хорошими помощниками на занятиях могут быть не только книжки, но и игрушки Хорошими помощниками на занятиях могут быть не только книжки, но и игрушки / Фото: Анна Черкашина

 

Конечно, логопедические проблемы бывают и у тех, кто говорит на одном языке, важно их выявить и скорректировать. Сейчас можно даже пройти консультацию через Интернет у логопеда-билингва, который сможет комплексно оценить развитие двух языков сразу и указать на проблемы, которые надо исправить, или же обрадовать вас, что всё хорошо.

На основании своего многолетнего педагогического опыта Мария Елисеева отмечает, что смешение языков – это совершенно нормальный процесс при становлении второго языка. Так обычно происходит, когда ребёнок начинает говорить на английском в дошкольном возрасте. Длится этот этап от двух месяцев до года. Не стоит пугаться. Что же делать? 

Во‑первых, никогда не смешивайте языки в собственной речи. Говорите только на русском или только на английском. Если ребёнок сказал часть фразы на одном языке, а другую часть – на другом, тут же продублируйте всю фразу на английском.

Пока одна половина логопедов в нашей стране упорно запрещает дошкольникам осваивать второй язык, вторая половина отмечает благотворное влияние иностранного языка на речевое развитие в целом. Я уже упоминала, что когда начала заниматься с дочкой английским, у неё ускорилось развитие родной речи. Конечно, сложно сказать, взаимосвязанные это явления или простое совпадение. В любом случае, второй язык нисколько не застопорил освоение русского языка. Но замечу, что я никогда не пускала речевое развитие ребёнка на самотёк: мы много читаем и общаемся, занимаемся с карточками-бормоталками, развиваем крупную и мелкую моторику.

 

Зачем учить английский в раннем детстве - Изображение Фото: pixabay.com

Как сэкономить

В наше время есть большое количество различных онлайн-курсов английского для маленьких детей. По содержанию и стоимости они совершенно разные. И если вы собираетесь приобрести какой‑то из них, подробно изучите информацию о педагоге и его методике. Я пока не прибегала ещё ни к одному платному курсу. Но не исключаю того, что сделаю это в будущем. На начальном этапе мне вполне достаточно своих знаний и бесплатных материалов, которые я нахожу в Интернете. Образовательные английские мультфильмы и короткие обучающие видео можно найти на YouTube.

Обязательно подпишитесь на англомам и онлайн-школы английского для детей в «Инстаграме». В этих аккаунтах можно найти огромное количество бесплатного материала: видео, аудио, книги в электронном формате, игры для распечатки, образовательные карточки.

Отдельная статья расходов – это детские книги на английском языке. Стоят они недёшево. Чтобы найти более-менее приемлемую цену, придётся просмотреть предложения нескольких интернет-магазинов, ждать акций и скидок.

Но в самом начале всё‑таки можно сэкономить. Первые книжки на английском для малыша не содержат много текста и сюжетных линий. Обычно это книги на определённую тему с большими и яркими картинками. Я сделала так: заказала в Интернете две красочные русские книги на нужную мне тему и, придумав сопровождающий текст, комментировала каждую страницу на английском. Две книги, купленные по скидке, обошлись мне чуть больше 200 рублей. Но очень важно говорить на каждой странице всегда один и тот же текст, чтобы ребёнок не путался и запоминал. Также не используйте эти книги для русского чтения.

У меня средний уровень английского. Я неплохо знаю грамматику, могу поддержать разговор на определённые темы, читать несложные книги, постоянно стараюсь расширять словарный запас. И я отдаю себе отчёт в том, что если обучение дочки будет идти успешно, то через несколько лет мне надо будет повышать свой уровень или искать педагога, который бы с ней занимался. В любом случае ребёнок должен практиковать разговорные навыки с другими детьми, поэтому в планах также искать кружок английского для детей, где занятия будут вести исключительно на английском, или разговорный клуб.


Мнение специалиста

Ольга Моисеенко

доцент кафедры английского языка и методики преподавания педагогического института НИУ «БелГУ»:

 

Зачем учить английский в раннем детстве - Изображение Фото: личный архив

«В качестве эксперимента я занималась с ребёнком, которому было около двух лет. У девочки шло хорошее усвоение на уровне слушания. Развивается в первую очередь аудирование. Но это очень важно. Ведь это основа. Нельзя вначале научить читать, а потом учить слушать и говорить. Всё должно начинаться со слушания. Я считаю, что занятия английским вреда точно не принесут. Особенно если умеренно и непроизвольно ребёнок запоминает и устанавливает соответствия на родном и иностранном языке.

Оптимальный возраст для начала занятий с педагогом – это четыре года. Мы проводили широкомасштабный эксперимент в Белгородской области и ввели во всех детских садах занятие английским. Федеральные образовательные стандарты предлагают изучение иностранного языка со второго класса, поэтому, чтобы не было пробела, мы ввели изучение английского в первом классе в качестве внеурочной деятельности. Ведь дети должны постоянно повторять материал. Тематика занятий и сюжеты в этом возрасте связаны с тем, что интересует детей: мир игрушек, семья, времена года, окружающий мир. Ребята много слушают, много пропевают речевых образцов. Они готовы запоминать целые речевые образцы как одно слово. Это хорошо влияет на память.

Самое главное значение иностранного языка – развить ребёнка. На занятиях дети знакомятся с реалиями и культурой страны изучаемого языка, сравнивают с родной культурой. Иностранный язык шлифует ум и память. Такие дети по‑другому воспринимают мир.

Если у мамы есть базовый уровень языка, она знает тонкости, то может заниматься с детьми. Но только речи мамы недостаточно. Нужно слушать рифмовки, песенки, записи от носителей языка. Да и мама должна знать, как правильно произносятся слова. Ведь произносительная культура должна быть заложена в самом раннем возрасте. Младший возраст очень хорош именно для того, чтобы поставить на нужный уровень фонетику. Со временем у ребёнка формируются произносительные, лексические и грамматические навыки. Но он не знает, что это грамматика, а просто непроизвольно усваивает речевые образцы и постепенно начинает их проговаривать».

Анна Черкашина

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×