Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
02 декабря 2021,  16:54

Как в Белгороде учат диджеев

Нашим проводником в мир диджеинга стал Вилен Арустамов – он же DMC VIIIAIN

Как в Белгороде учат диджеевВилен АрустамовФото: Валерия Алисова
  • Статья

Он весь такой стильный, в наушниках, перед ним – аппаратура с огромным количеством кнопок и переключателей, он постоянно что‑то нажимает и подкручивает, при этом, кажется, растворяется в своей музыке… Диджей – это центр любой вечеринки, вокруг него крутится весь движ.

Журнал «ОнОнас» решил выяснить, насколько сложно создавать электронную музыку.

Intro

Студия диджеинга находится в молодёжном культурном центре «Октябрь». На пороге нас встречает молодой, стильно одетый парень в наушниках. Это и есть Вилен, он основатель этой студии в Белгороде, учит людей делать музыку.

«В 14 лет я был очарован тем, как Мистер Хан (диджей из группы LinkinPark) играл на вертушках. Тогда я понял, что тоже хочу этим заниматься. В то время это было совсем не так доступно, как сейчас. В попытках поскретчить я убил один папин проигрыватель…»

Вилен начал организовывать вечеринки, едва достигнув совершеннолетия.

Привёз в Белгород многих именитых диджеев России и ближнего зарубежья, выступая при этом в качестве MC.

А к 27 годам заработал на свои первые вертушки и начал фанатично тренироваться диджеить дома по видео из Интернета.

Через пару лет осознал, что хочет учить этому детей, таких, каким был сам когда‑то.

«Я понимал, что это дело не для самоучки. И поехал в Москву в Scratch DJ School на курсы. После вернулся домой, отрабатывал полученные знания и навыки, через год вернулся в Москву на продвинутый курс. Хотелось подойти к вопросу максимально ответственно».

Так и появился филиал Scratch DJ School в Белгороде. Младшему ученику Вилена 10 лет, а старшему – больше 40. И всё же к детям тут относятся с особым вниманием, для них базовый курс стоит дешевле, а те, кто его успешно завершает, следующий курс получают бесплатно. Так Вилен поощряет тех, кто не просто ходит на занятия, а стремится воплотить свою мечту.

«Взрослые ученики уже на втором месяце начинают выступать в барах и клубах, а с детьми сложнее. Но между тренировкой и выступлением перед публикой – большая разница, поэтому чтобы нарабатывать опыт, мы выходим на улицу и просто играем в парке. С опытом они играют на городских праздниках, спортивных мероприятиях и школьных дискотеках».

Туц-туц

Вилен провожает меня в свою маленькую, но уютную студию, плотно уставленную оборудованием. На стене висят любимые пластинки Вилена, а под ними – небольшая коллекция винила, которую он кропотливо собирает. Слева расположена доска, исписанная какими‑то цифрами и символами. Всё остальное место занято проигрывателя-ми, колонками и другим музыкальным оборудованием.

Вилен начинает урок с теории, в частности истории возникновения диджеинга:

«Kool Herc в 1973 году играл в Нью Йоркесоул и фанк и, наблюдая за людьми на танцполе, обнаружил, что когда начинается барабанное соло, люди танцуют энергичнее всего. И он придумал гениальную вещь – играть только брейки. Через 3 года его главный конкурент Grandmaster Flash перенял его стиль, довёл до совершенства и изобрёл несколько важнейших для диджеинга нововведений. Можно сказать, это и стало началом того, чем мы сейчас занимаемся».

Считаем музыку

После экскурса в историю, Вилен учит меня считать музыку. Это основное умение диджея, чтобы плавно переходить с одной композиции на другую. Вот тут‑то и раскрывается секрет доски с цифрами. Для посвящённого человека эти цифры звучат. Учитель рассказывает про такты, четверти и квадраты, я как человек без музыкального образования с переменным успехом пытаюсь составить из этой информации общую картину.

Через некоторое время усваиваю, что все значительные изменения в электронной музыке происходят именно в начале нового крадрата. Этим надо пользоваться, например, сводя треки. При переходе с последней четверти на первую можно включить следующую композицию, и тогда они будут звучать вместе, сливаясь в одну. После этого можно убавлять звук первой пластинки и останется играть только второй трек.

Через десять минут у меня начинает получаться считать музыку самостоятельно. Значит, пришло время пробовать самому сводить её. Для того чтобы постичь азы, отлично подходит жанр хаус. Вилен запускает трек с одной пластинки и выбирает следующий, который будет гармонично сочетаться с первым. Мне предстоит, считая музыку с первой пластинки, вовремя включить вторую. С первого раза ничего не выходит – одна музыка перебивает другую и получается каша. На это уходит несколько попыток, но в итоге получается: треки дополняют друг друга и рождается новый микс, который на слух вообще кажется новой мелодией.

Вилен рассказывает, что есть способ попроще:

«С помощью кнопки CUE я могу слушать в наушниках, что играет на другой пластинке, пока все на танцполе слушают музыку с первой пластинки. Таким образом, я знаю будущее для вас, слушателей, но не для меня. Для меня – общая картина микса, которую я создаю, в этом есть что‑то божественное. Говорят, что Бог – это диджей, играющий пластинками наших судеб».

«Музыка меня спасла»

Час пролетает незаметно. Для первого занятия я показываю хороший результат, и мы заканчиваем с практической частью. Вилен признаётся, что в последние годы полностью отказался от алкоголя и табака и стал большим фанатом чая, и приглашает меня на чаепитие. Он берёт только что закипевший чайник и заливает листья шу пуэра.

Ещё в начале нашего знакомства я заметил, что мой сегодняшний учитель использует только левую руку, но спрашивать причины не стал. Теперь, когда мы не скованы обучением, он рассказывает мне свою историю.

«В прошлом году у меня случился инсульт во сне. Я проснулся утром, а у меня парализована половина тела. Этому ничего не предшествовало, я не был в группе риска – был совершенно здоров. Помню, как лежал в машине скорой помощи, и первая моя мысль была: «Я больше не смогу скретчить! Был лишь один вопрос: «Зачем я вообще проснулся?!» Через 3 дня стало понятно, что скретчить я смогу. Не прошло и недели, когда мне принесли мой портативный проигрыватель. Я ещё даже не научился сидеть – лежал на спине, мне положили вертушку на живот, и я, сколько было сил, пилил пластинку. У меня стало получаться, и я даже научился тому, чего не мог делать ранее». 

 

 

«Возможно, кому‑то покажется, что инсульт – слишком строгий учитель, но я ему очень благодарен. Этот кризис и эти ограничения подарили мне уникальный и крутой стиль. Сейчас я понимаю, что восстановлюсь обязательно – это всего лишь вопрос упорства, настроя и времени, но теперь я играю в скретч-игру на уровне ULTRA HARD, и это намного интереснее».

После он долго и со вкусом рассуждает о музыке, видно, что для него она – не просто увлечение, это – жизнь. И это не просто пафосные слова.

«Музыка нужна для того, чтобы научиться любить. Чтобы понять и почувствовать, что есть столько разных певцов с такими разными судьбами и культурами, кто‑то из них поёт о созидании, кто‑то о разрушении, кто‑то о преступности, кто‑то о добре. Люди друг с другом конфликтуют, злятся, ненавидят. Но музыка – это возможность посмотреть на жизнь другими глазами. Она даёт понять, что если тебя всё это качает и ты хочешь танцевать, может быть, стоит просто полюбить весь мир, ничему себя не противопоставляя».



Если ты тоже мечтаешь научиться сводить треки, держи несколько советов от Вилена:

  • Лучше начинать заниматься сразу с профессиональным оборудованием. На дешёвом контроллере после винила сыграть получится, а наоборот – придётся долго учиться. Это как с вождением автомобиля – ему не стоит учиться на Тесле с автопилотом.
  • Если собираешься начать и думаешь, какое оборудование приобрести первым, найди возможность попробовать поиграть на всём и выбирай из опыта, а не обзоров в Интернете. В вертушках много нюансов.
  • Даже если решил заняться музыкой профессионально, воспринимай диджеинг как хобби, а не как работу. Тогда он будет приносить тебе больше удовольствия, ты будешь чувствовать себя свободнее, а как следствие – добьёшься большего успеха.
  • Не пытайся угодить кому‑то музыкой. Если в начале пути думаешь о деньгах, тебя ждут одни разочарования. Диджей – это не тот, кто ставит музыку на заказ. Мы не играем треки, мы играем треками.
  • Диджеинг – это далеко не только выступление на дискотеке. Это целый мир. Диджеи играют в музыкальных коллективах Бэнд’Эрос, Total, MC Сенечка, Gruppa Skryptonite, соревнуются на баттлах (кстати, в этом году Россия – чемпион мира)! А ещё есть много смежных проектов.
  • Не так важно, какими технологиями и техниками ты пользуешься. Важнее, как и какие чувства ты способен вызвать у аудитории.

Андрей Монид

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×