Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
29 октября 2021,  16:52

Судьба электробусов в Белгородской агломерации будет зависеть от федеральной помощи

Судьба электробусов в Белгородской агломерации будет зависеть от федеральной помощиФото: Алексей Стопичев
  • Новость

В Единой транспортной компании рассказали о первых итогах работы электробуса в тестовом режиме на улицах Белгорода.

Глава компании Алексей Попов на совещании по развитию общественного транспорта в областном правительстве рассказал, что с 20 по 25 октября электробус по маршруту М8 перевёз 1 815 человек, проехав 911 км. При этом 22 октября на линию его не выпускали: ждали запчасть, хотя транспорт был на ходу. К слову, в Белгород на тест электробус приехал уже с пробегом 36 тыс. км. 

В ЕТК решили изучить экономические параметры работы электробусов в сравнении с обычными автобусами на газу при условии закупки 50 экземпляров, хотя у электробуса немного ниже вместимость (85 человек против 108). Стоимость одного электробуса составляет 40 млн рублей, автобуса – 14 млн. Ещё 190 млн рублей понадобится на систему ультрабыстрых зарядных станций. В итоге на покупку с инфраструктурой 50 электробусов нужно 2 млрд 190 млн рублей, а столько же автобусов обойдутся в 1 млрд 370 млн.

Общие эксплуатационные расходы на 50 электробусов, включая само электричество, составят 7 млрд 506 млн рублей против 5 205 млн в случае с автобусами. Минтранс рекомендует устанавливать рентабельность общественного транспорта на уровне 9,6 % от себестоимости. В таком случае 1 км пробега у электробусов будет стоить 175,6 рубля, у автобусов – 121,8 рубля.

Алексей Попов отметил, что для работы с электробусами нужен высококвалифицированный персонал с довольно высокой зарплатой. Также в расчёты пока не заложена необходимость замены батарей, которая, по предварительным расчётам, должна обновляться каждые 7 лет. Проверенных данных в России пока нет: Москва начала активно эксплуатировать электробусы только в 2018 году.

В ЕТК отмечают, что и закупка, и эксплуатация электробусов будет весьма дорогой операцией и эти затраты нужно будет или закладывать в тариф (что очень накладно для пассажиров), или покрывать из бюджета. Что касается самого экологического эффекта, то его перевозчик не оценивал.

 

Судьба электробусов в Белгородской агломерации будет зависеть от федеральной помощи - Изображение Фото: Алексей Стопичев

 

Губернатор Вячеслав Гладков заявил, что оценивать только экономические параметры неверно: то, что электробус дороже, было понятно заранее:

«Вы считаете только стоимость затрат на покупку, бензин или электричество, на оплату труда. А я считаю количество денег, которое мы тратим в Белгородской области на лечение онкозаболеваний, на здравоохранение в целом. Мы должны понимать, какое влияние выбросы транспорта оказывают на заболевания. Поэтому выводы [ЕТК] непрофессиональные и слабоваты. Да, электробус дороже. И дальше что? Давайте откажемся от технологий, вернёмся к дизелю или к гужевому транспорту. Понятно, что вам комфортнее использовать то, к чему уже привыкли. Но многие производители транспорта уже через несколько лет будут отказываться от бензиновых двигателей, и нельзя не обращать на это внимание». 

Советник гендиректора компании «Альтек», которая анализирует сейчас систему общественного транспорта в Белгородской агломерации, Игорь Титов рассказал, что в ситуации с электробусами необходимо учитывать смену батарей (стоит около 10 млн рублей), а также экологический аспект от их утилизации. Эксперт считает возможным обратить внимание белгородских властей на водоробусы (работают на водороде), которые по ценнику уже сопоставимы с электробусами и пункты заправок можно оборудовать при действующих АЗС. При этом он призвал быть осторожными в плане экспериментов, поскольку то, что может позволить себе бюджет Москвы, недоступно по деньгам Белгородской области.

Вячеслав Гладков подчеркнул, что регион даже с учётом дороговизны электробусов от самой идеи отказываться сейчас точно не будет, тем более что тестовая эксплуатация была абсолютно бесплатной. В будущем область хотела бы реализовать проект, но с федеральной помощью.

«Мы этот проект не сможем потянуть только за счёт бюджетных средств области. Поэтому если мы дойдём до его реализации, то только с федеральной поддержкой. Если мы сможем её добиться. Если у нас сложится экономика, тогда будем участвовать. Что‑то делать нам точно нужно. Водоробусы, электробусы – это всё направления транспорта будущего. В какой именно форме он будет, никто не знает, и экспериментов довольно много. Но, с другой стороны, ждать осталось уже недолго», – заявил глава региона.

Он поручил департаменту строительства и транспорта подготовить развёрнутый отчёт с выводами о пользе и минусах электробусов, включая сокращение выбросов и влияние этого фактора на здоровье жителей Белгородской агломерации.

Сергей Шевченко

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×