Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
21 октября 2021,  12:49
 875

Как в Яснозоренской амбулатории работают при кадровом дефиците

«Белгородской правде» об этом рассказал заведующий амбулаторией, старший фельдшер Александр Ащеулов

Как в Яснозоренской амбулатории работают при кадровом дефицитеФото: Павел Колядин
  • Статья

Сегодня в городских поликлиниках, чтобы освободить перегруженных терапевтов для выполнения основных обязанностей, внедряют пилотный проект организации неотложной медицинской помощи. А в Яснозоренской амбулатории Белгородского района в соответствии с принципами этого проекта работают фактически уже более года.

Палочка-выручалочка

В амбулатории только один врач общей практики – Андрей Круглов.

«Вторая ставка врача вакантна, потому Андрея Дмитриевича мы освобождаем от лишних нагрузок, не привлекаем, например, к вакцинации. В результате основная нагрузка ложится на фельдшеров, – поясняет заведующий Яснозоренской амбулаторией, старший фельдшер Александр Ащеулов. – Они принимают больных с признаками острых респираторных заболеваний, а врача приглашают, только если необходима консультация».

Пациенты ни в коем случае не должны страдать из‑за нехватки медицинских кадров, уверен Александр Александрович и продолжает:

«Потому кадры нужно так подобрать и расставить, чтобы даже в непростых условиях они могли оказывать полноценную помощь. А для этого необходимо предвидеть проблемные места и находить специалиста, который способен, образно говоря, подстраховать выпавшее звено».

При таком подходе к делу неожиданный уход на больничный педиатра или отпуск медсестры в амбулатории не сказывается на оказании помощи пациентам. Педиатра на время заменит опытный фельдшер, а медсестру – её коллега из ФАПа.

«Наша палочка-выручалочка – это опытный врач-терапевт Антонина Николаевна Попова. Она сейчас на пенсии, но в сложных случаях всегда помогает нам советом», – рассказывает Ащеулов.

 

Точный диагноз – правильное лечение

«Сейчас много говорят о нехватке медицинских кадров, но на моей памяти такая проблема существовала всегда», – говорит Александр Ащеулов.

В 1990-е годы он, учащийся белгородского медучилища, ещё до выпускных экзаменов получил приглашение на работу в Яснозоренскую амбулаторию. В Ясных Зорях его хорошо знали: здесь проходил практику и вообще свой, местный. Но в это время в Вергилёвском ФАПе фельдшер уходила в декретный отпуск, требовалась срочная замена. И Ащеулов согласился пойти в ФАП в соседнем селе.

Через пару лет он перешёл на работу в амбулаторию, заочно окончил БелГУ и вот уже более десяти лет возглавляет коллектив.

Кроме медицинских, в последние годы пришлось решать немало организационных вопросов. Капитально отремонтировано здание амбулатории, двух ФАПов, два отстроены заново.

В рамках проекта модернизации первичного звена все они получили современное медицинское оборудование.

Фельдшер с 30-летним стажем Елена Семернина на практике видит, как от экстренной диагностики, которая сейчас стала доступна, подчас зависит не только здоровье, но и жизнь пациентов:

«Новый кардиограф с 12 каналами намного информативнее прежнего. Недавно обратилась пациентка с жалобами на загрудинную боль, он показал явные отклонения: гадать над кардиограммой теперь не надо. Вызвали скорую, в больнице диагностировали инфаркт, провели операцию, сейчас женщина на здоровье не жалуется».

А возможность сдать мочу на анализ непосредственно на приёме в кабинете участкового врача? Какая городская поликлиника может похвастаться таким прибором, который особо оценит пациент с проблемными почками?

Лечение многие проходят в дневном стационаре, чтобы его организовать, Ащеулов ездил за опытом в соседние районы. Но главное прибавление в коллективе за последние годы – врач-педиатр Виталий Бахин.

«Мы добились этой ставки, ведь при постоянно растущем количестве детей педиатр был необходим, и администрация районной больницы нас поддержала. Но где взять специалиста? Спасибо проекту «Земский доктор»: на полученный в его рамках 1 млн рублей приглашённый врач приобрёл жильё. Надеемся, остался навсегда, теперь к нему приезжают даже из сёл, не относящихся к нашей амбулатории. Помогаем всем», – рассказывает Александр Ащеулов.

Маршруты здоровья «Нивы»

Недавно Яснозоренской амбулатории в рамках программы модернизации первичного звена здравоохранения передали автомобиль «Нива». Он сменил старый, с неработающей зимой печкой, часто ломающийся УАЗ.

Новая машина крайне востребована. На ней передвигается мобильная бригада по вакцинации, медработники навещают пациентов дома. А так как на подведомственной Яснозоренской амбулатории территории девять сёл, в которых медуслуги получают более 3 600 человек, «Нива» постоянно в разъездах. Кроме того, в семьи с малышами на ней доставляют детское питание.

«Прямого сообщения между нашими сёлами и районной больницей, где в аптеке можно взять те же инсулины, нет. Пациентам с хроническими заболеваниями поддерживающие их лекарства мы привозим домой», – говорит Александр Ащеулов.

В селе у медработников и жителей особые отношения, которых так не хватает в городе. Вот где действительно фельдшер выполняет функции семейного врача, ведь за десятилетия работы легко проследить динамику заболеваний каждой семьи.

Видно, что характер заболеваний в селе изменился. Прошли времена, когда люди, чтобы прокормиться, огромные участки обрабатывали, что не лучшим образом на здоровье сказывалось. Но забот прибавила коронавирусная инфекция.

«Каждый переболевший проходит диспансерный осмотр: проверяем сатурацию, анализы крови, состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем, делаем анализы крови. Даём рекомендации, при необходимости направляем к узким специалистам», – поясняет Ащеулов.

 

К пациенту как к родному

Среди 17 сотрудников амбулатории большинство тех, кому за 50. Кто‑то считает, что виновата зарплата, она у начинающего фельдшера менее 20 тысяч. Александр Ащеулов уверен, что причина в ином.

«Недавно участвовал в разговоре о выпускнике вуза, севшего за кассу супермаркета. Я понимаю: он выбрал менее ответственное место, отработал смену и выкинул всё из головы, – говорит Александр Александрович. – Но в нашей работе так не получится. Приём больных давно окончен, а ты всё прокручиваешь в голове, всё ли возможное сделал».

А Елена Семернина, улыбаясь, добавляет:

«Нередко слышу: этот пациент, наверное, ваш родственник, раз вы с ним так возитесь? А как иначе, если ему, например, нужно срочно подготовиться к операции? Мы с Александром Александровичем что только не предпринимаем, чтобы помочь человеку! Именно как родному».

И люди в ответ воспринимают медработников как добрых знакомых, ведь общение с ними длится многие годы.

«Они так и заходят в кабинет со словами: пришли посоветоваться. Так что сельскому фельдшеру нередко приходится быть психологом, особенно если это касается тяжёлых заболеваний, но какая гордость и радость, когда ты видишь: человеку стало легче», – говорит Елена Семернина. 

Елена Мирошниченко
 

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×