Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
20 сентября 2021,  11:36

В Белгороде открылась выставка о женской моде XIX–XX веков

В Белгороде открылась выставка о женской моде XIX–XX вековФото: Павел Колядин
  • Новость

Экспозицию в музей народной культуры привезли из московского Музея моды.

Выставка задумана так, чтобы погрузить посетителя в мир городской моды прошлого и позапрошлого столетий. Для этого сотрудники московского Музея моды подобрали вещи, которые максимально ярко характеризуют каждую из основных исторических вех.

«Конечно, выставка ездит по городам не в идентичной комплектации: какие‑то вещи мы меняем, какие‑то оставляем. Очень интересно, что каждый музей воспринимает эту выставку по‑своему, добавляет какую‑то свою изюминку», – рассказала куратор выставки, начальник выставочного отдела Музея моды Марина Кирсанова.

По её словам, в Белгороде такой изюминкой стала исследовательская работа, которую провела художник музея народной культуры Софья Ярошенко. Результатом её трёхмесячного исследования стали дополнившие экспозицию красочные плакаты, которые разъясняют посетителям контекст того или иного десятилетия и позволяют проследить основные вехи и события в истории России и Советского Союза.

 

«В этой работе хотелось максимально полно раскрыть образ горожанки и то, как она адаптировалась под те или иные исторические события или стили, – отметила Софья Ярошенко. – Ни для кого не секрет, что мода развивается в совокупности с другими видами искусства и культуры. Поэтому необходимо было изучить разные аспекты, влияющие на моду советских женщин».

Самое раннее платье, представленное на выставке, относится к 1860-м годам. Это так называемое турнюрное платье, изготовленное в Российской империи, – об этом свидетельствует специальное клеймо.

«Платье достаточно консервативное, закрытое. Чем оно примечательно? Если посмотреть на него в профиль, то можно проследить некий S-силуэт. Чтобы добиться этих изгибов, модельер придумал каркас под юбкой, к которому на бёдрах крепилась подушечка. В результате женская фигура визуально деформировалась и превращалась в такую», – рассказала Марина Кирсанова.

Платье рядом отличается другим силуэтом: оно короче, в нём нет корсетов и вставок, занижена талия. Подобные наряды, по словам Кирсановой, были в моде в России вплоть до Первой мировой войны – в отличие от Западной Европы, где их носили лишь до начала ХХ века.

 

 

Витрина напротив выделена под женское бельё конца XIX века – тут необходимо обратить внимание на кружева и тонкую ручную работу: подобные предметы одежды могли себе позволить только обеспеченные женщины. На одном из лифов внимательные зрители могут заметить даже именной вензель.

«Мне кажется, очень интересно прослеживать, насколько сложными были прежде формы, в которых женщины ходили, и насколько сейчас всё упростилось: можно надеть джинсы и пойти куда угодно. А тогда это был целый ритуал», – отметила куратор выставки.

Следующий зал целиком отведён под прошлое столетие.

«Именно с 20-х годов ХХ века начинается активное развитие модных тенденций как в Советском Союзе, так и во всём мире. Эта эпоха связана с идеями конструктивизма, когда искались новые формы мироздания и в архитектуре, и в изобразительном искусстве, и в моде. По сравнению с предыдущими десятилетиями крой платьев значительно упрощается, женщины отказываются от корсетов, в движениях появляется больше свободы: такие костюмы максимально соответствовали эпохе ревущих 1920-х годов», – прокомментировала Софья Ярошенко

 

Следующее десятилетие отмечено началом эпохи сталинского ампира, возвращением к женственности и торжественности. Витрина же, посвящённая 40-м, снова подчёркивает тезис о влиянии событий в мире на стиль и моду: представленный здесь женский костюм перекликается по фасону с военной формой, расположенная рядом сумка напоминает армейский планшет. Другой любопытный экспонат – солнцезащитные очки.

«Тогда, согласно программе гуманитарной поддержки советского населения, страдающего от оккупации, пошли первые поставки одежды из‑за рубежа, в частности из Америки. По нынешним меркам она была уже бывшая в употреблении, но всё равно быстро разошлась по гардеробам советских модниц», – объяснила Ярошенко.

1950-е годы представлены платьями из ГДР и Венгрии. На моду 1960-х – причём как в Советском Союзе, так и на Западе – значительно повлияло главное событие того десятилетия: освоение космоса. Модельеры активно ищут новые силуэты, популярность набирает синтетика, которую считают материалом будущего. Одно из самых ярких платьев того времени, представленное на выставке, – как раз синтетическое мини-платье с узором в виде часов. В следующей же части экспозиции, посвящённой 1970-м, впервые появляется брючный костюм.

 

 

Заканчивается выставка тремя комплектами из 1980-х и 90-х годов прошлого столетия: здесь ещё можно проследить какие‑то тенденции, например модную в те десятилетия тему сафари, но в целом конкретные, общие для всех стилевые особенности постепенно уходят, уступая место свободе самовыражения.

Дополняют экспозицию журналы мод и различные аксессуары, начиная веером и костяными щипцами для растяжки перчаток родом из конца XIX века и заканчивая пудреницами и коробочками от духов 1950-х и 60-х годов.

По мнению одной из первых посетительниц выставки, специалиста белгородского Центра народного творчества Ираиды Зотовой, выставка получилась очень мощной и впечатляющей.

«Я заметила, как горели глаза у людей. Старшее поколение узнавало какие‑то свои наряды, младшему было интересно смотреть на смены эпох. Мода – это всегда близко людям, а организаторам удалось собрать великолепный материал и замечательно его раскрыть», – поделилась она впечатлениями с «БелПрессой».

«Я думаю, что особый ностальгический трепет эта выставка вызовет у тех дам, которые эти вещи застали, носили и помнят», – резюмировала Марина Кирсанова.

Выставка будет работать до 21 ноября.

Александра Токтарёва

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×