Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
20 августа 2021,  10:38

Алиса, не стони. Как прошёл белгородский этап Супермото-2021

Алиса, не стони. Как прошёл белгородский этап Супермото-2021Фото: Павел Колядин
  • Спортивная смена

Рычащие моторы и запах бензина. Наклоны до асфальта на поворотах и разгоны до сотни по прямой. Слёзы, стремление, боль, азарт и скорость, скорость, скорость.

Накалённая атмосфера

В МЧС, кажется, уже устали присылать эсэмэски с предупреждениями о жаре. Но опять прислали: в первое воскресенье августа в Белгороде пообещали опасные + 34 °C.

«Этот этап, кажется, самый жаркий в нашем календаре! – говорит голос из бледного уха громкоговорителя на трибунах «Виража». – Но подходите сюда, я даже покажу, где сесть в теньке».

Однако пока никто не идёт. Мужчины без маек во­зятся с мотоциклами у дверей своих микроавтобусов, женщины в солнцезащитных очках и так отдыхают в тени, дети осваивают электросамокаты. Хотя для них это не проблема: через пару часов мальчики наденут защитные костюмы и шлемы и понесутся по треку на маленьких, но быстрых мотоциклах, и, как взрослые, будут обгонять друг друга по прямой и на виражах «Виража». Всё это через пару часов, а сейчас они наполняют холодной водой маленькие пульверизаторы – пытаются остывать.

Артём Тесленко, организатор Супермото, рассказывает, что в 2021 году эти соревнования любительские.

«Раньше эта серия была этапом чемпионата России, но так как не все мероприятия серьёзного уровня возможны из‑за пандемии, мы пока проводим Супермото в любительском формате. В этом году всего четыре этапа: два уже прошли в Москве и Курске, теперь – «Вираж» в Белгороде, а финал снова будет в Москве».

Пока пилоты и их команды готовятся к заездам, зрители тянутся к трибунам сквозь раскалённый воздух, нагретый вдобавок асфальтом, который источает запах резины, масла и бензина. Трасса хаотично расчерчена чёрными полосами от колёс. Вдоль трека в самых опасных местах сложены покрышки – это для защиты, во избежание столкновений со столбами, отбойниками и трибуной.

На трибуне в самом верхнем ряду сидит парень в чёрных шортах и кепке, которая приминает длинные, собранные в хвост волосы. Парня зовут Вадим, он сегодня ведущий и комментатор, а вчера (и завтра) – участник и организатор заездов. В руках Вадима микрофон, и он призывает гонщиков на церемонию торжественного открытия. Это, скорее, формальность: во‑первых, накануне здесь уже прошли гонки квалификации, во‑вторых, высоких гостей на трибунах немного. Зрители – в основном, коллеги, друзья и родственники гонщиков.

Зато участников много, и про всех ведущий рассказывает какие‑то любопытные факты.

«Вот Евгений Агачкин, помашите ему ручкой, девочки! – обращается Вадим к зрителям. – Он тут показал невероятный для себя результат: на стоковом мотоцикле показал время полностью заряженного байка! – Здесь гонщики разных классов соревнуются на мотоциклах разных классов: на стоковых (стандартные заводские модели) и заряженных, то есть доработанных, доведённых умельцами до спортивных нужд».

А ещё Евгений Агачкин – единственный белгородец на домашнем этапе Супермото-2021. Остальные спортсмены – москвичи, нижегородцы, есть даже белорусы.

Железные пони

Инструктаж проведён, светофор настроен. Гонщики подкатывают ревущие мотоциклы к стартовым позициям. Мотоциклы не такие, которыми управляют колоритные байкеры в городе. Здесь они выглядят маленькими, как будто детские. Железные пони, а не кони. Называются минимотарды. Но детские они только с виду. После выхода из поворота на прямой они спокойно разгоняются до сотни. Но главное здесь не это.

Сначала ничего непонятно: спортсмены несколько раз проносятся мимо зрительских глаз и едут где‑то вдали. Но с каждым кругом глаза адаптируются, и становятся заметны опасные обгоны, ускорения, рискованные манёвры при входе в поворот. Гонщики въезжают в них чуть ли не лёжа на боку, потом выпрямляются вместе с мотоциклом, вжимаются в седло и ускоряются, улучшив аэродинамику. Комментатор помогает смотреть гонку, крича в микрофон, чтобы быть громче гула и рёва.

— Смотрите, какая борьба за четвёртую позицию! Женя Агачкин пытается обойти соперника и… обходит! Мотоцикл не едет, а он обходит, вот это да!

Жениному мотоциклу не хватает мощности. Гонщики пролетают круг за кругом, то теряя позиции, то возвращая их, но победитель заезда определяется до финиша. Впереди с большим отрывом несётся Максим Бояркин из Подмосковья – опытный пилот на доработанном байке. Проезжая мимо трибун, он показывает большой палец. За ним – уже даже не гонится, а соревнуется за вторую строчку – группа из четырёх мотоциклистов. Агачкин в итоге 4-й, но оставляет позади многих заряженных и становится лучшим среди участников на стоковых моделях.

Красный флаг

Через полчаса из жары выкатывают мотоциклы следующие гонщики. Здесь всё смотрится серьёзнее: класс S4 представляет собой мотоциклы побольше, помощнее, а значит, побыстрее. Все примерно в равных условиях, соответственно и борьба жёстче.

Стартует разогревочный круг, и мотоциклы с рёвом встают на дыбы – проезжают несколько метров на заднем колесе. Заезд начинается, и на следующей же прямой оформляется тройка лидеров. Это ненадолго. Круг, ещё круг, и вдруг падение. Семён Бучин свалился с мотоцикла, столкнувшись с соперником. Трибуны замирают. Гонщик мигом поднимается – не врезались бы в него остальные – хватает байк и снова едет. А потом ещё и отыгрывает две-три позиции.

Пара кругов – и на выходе из самого дальнего от трибун поворота очередное падение. Оно воспринимается уже не так серьёзно, но гонщик не поднимается. Мотоцикл лежит рядом. К месту аварии подбегает организатор и поднимает жёлтый флаг (это сигнал другим гонщикам, что впереди опасность – стоит сбавить обороты и не идти на обгон). Гонщик не поднимается. Зрители смотрят только туда, на дальний поворот.

— Красный флаг, красный флаг! – кричит детский голос с трибун. То есть приостановить гонку.

Голос комментатора умолк – Вадим тоже пошёл на место происшествия. Туда уже подъехала дежурная машина скорой. Ещё одно падение (здесь всё обошлось легко), и – красный флаг. Мотоциклисты едут на стоянку, зрители идут в сторону аварии.

Вокруг мужчины в чёрном термобелье суета. Он лежит на боку, а врачи пытаются выяснить, что с ним. Гонщика зовут Рустам Кулиев, и с ним всё нормально. Ну, почти всё: ногу вяжут бинтом.

— Закрытый перелом, – заключает доктор.

Пострадавшего фиксируют, грузят на носилки.

— Тихо-тихо! – тянется к ноге Рустам. – Умойте мне лицо, ничего не вижу. И снимите это с меня!

С Рустама стягивают жаркую чёрную кофту.

— Алиса, не стони, – успокаивает жену пострадавший, – нормально всё.

Все расходятся, скорая уезжает.

«Падение – это нормально, – рассказывает об инциденте Артём Тесленко, проверяя мотоциклы перед очередными заездами. – Травмы есть во всех видах спорта, и у нас их не больше, чем в любых других видах. Конкретно здесь была ошибка спортсмена, его снесло, а гонщик сзади не успел да и не мог среагировать».

Алиса, не стони. Как прошёл белгородский этап Супермото-2021 - Изображение Фото: Павел Колядин

«В городе теперь не езжу»

Под шатром команды Евгения Агачкина стоит тот самый мотоцикл Рустама. Сам Женя натягивает грелки на колёса мотоцикла – чтобы резина прогрелась для сцепления с трассой. Ему предстоит ещё один заезд (он снова проиграет «доработанным» лидерам, но в итоге выиграет «стоковый» этап). Евгению 43 года, он выглядит молодо, на смуглом лице – органичная чёрная борода, в ухе – контрастная серебряная точка серёжки. Его защитный костюм потёрт: на правом плече рваный лоскут оголил подкладку, металлический щиток на предплечье весь в царапинах.

«Сложно тягаться со улучшенными мотиками, – говорит Женя, – они на прямиках уезжают».

— Почему из Белгорода нет участников кроме тебя?

— Не так уж это популярно. И дорого. Представь, только комплект резины стоит 40 тысяч, а стирается за шесть хороших тренировок.

— Почему стал заниматься, если это непопулярно?

— Потому что в городе разложился. Меня сюда привела авария. Я понял, что не умею ездить. Пришёл, вот, и Саня меня научил – это мой тренер. В городе теперь не езжу, неинтересно. Да и по сравнению с городом здесь намного безопаснее.

— Что за мотоциклы у детей?

— А вон, – Женя показывает в ангар, где стоит маленький синий байк. – У меня дочка в следующем году на нём будет ездить.

— Не боишься?

— Боюсь. А ей нравится, прогрессирует.

И вот Вадим с трибун уже объявляет старт юношеских заездов. Мальчики и девочки в костюмах и на мини-копиях взрослых байков несутся по трассе. В какой‑то момент на повороте мотоцикл начинает брыкаться. Видно, как его маленький пилот на секунду выпрыгивает из седла. Но удерживается и мчит дальше. Ему не страшно.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×