Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
20 августа 2021,  15:47

Катер на столе. Кто и как в Белгороде строит модели кораблей

Корреспондент «БелПрессы» побывала в мастерской судомоделистов и узнала, почему им так важно включать фантазию

Катер на столе. Кто и как в Белгороде строит модели кораблейФото: Александра Токтарёва
  • Статья
  • Статья

Здесь пахнет деревом, вокруг висят чертежи и фотографии, на столах толпятся баночки с краской, лежат инструменты и снова чертежи. И повсюду стоят корабли. Разных размеров и форм, разных предназначений и исторических периодов.

Объединяет эти корабли одно: каждый из них сделан руками участников белгородского судомодельного содружества «Бриз».

Любовь по наследству

Игорь и Вячеслав Колесниковы унаследовали любовь к кораблям от отца: он служил на Балтийском флоте и частенько рассказывал сыновьям, как это было.

«Вот и сложилось, что мы стали мечтать о море. А так как область у нас сухопутная, приблизиться к нему получалось как раз через модели кораблей», — вспоминает Игорь Алексеевич.

Так в пятом классе он пришёл в судомодельный кружок в областной дворец пионеров. Тут под руководством преподавателя Владимира Санина школьники изучали флотоводство, узнавали о конструкторах кораблей, осваивали станки и строили модели. За учебный год нужно было успеть создать семь моделей — с ними команда потом выступала на областных соревнованиях.

«Соревновательный момент очень сильно мотивировал. Приходили и смотрели друг у друга — кто вернее сделал, кто аккуратнее? Что‑то подметишь, чему‑то научишься, потом стремишься сделать ещё лучше», — отмечают братья.

 

Соревнования по судомоделизму обычно делятся на две части: стендовая оценка и ходовая. На первой учитывается количество деталей, соответствие модели прототипу и документации, объём и сложность проделанной работы. Для второй части корабли спускают на воду, а участники управляют ими с берега, стремясь пройти дистанцию и выполнить необходимые фигуры вокруг буёв быстрее соперников.

Перед Игорем Колесниковым лежит толстый фотоальбом. Внутри — архивные снимки, страница за страницей — модели на воде и на стендах, кадры запуска и награждений. Судомоделисты вспоминают: награды за победу тогда были достойные, например, фотоаппараты Смена-8М.

Единственная цветная фотография из того времени — отпечаток со старого слайда. Здесь вся команда, у каждого через грудь — лента чемпиона области. Их судомоделисты бережно хранят и сейчас, рядом с самой старшей моделью в коллекции — она была сделана ещё в 1960-х.

 

Плыть или стоять?

А вот самая большая модель, торпедный катер типа «Г-5», значительно моложе: её закончили всего пять лет назад. Над двухметровым кораблём трудилось десять моделистов — кто‑то занимался корпусом, кто‑то готовил механическую часть.

«Как правило, над моделью работает один человек, но это был слишком большой проект», — уточняет Игорь Колесников.

В целом все модели делятся на два вида. Стендовые – это статичные макеты, созданные для того, чтобы красиво расположиться в спокойном и безопасном месте. И ходовые – эти не боятся воды, а напротив всегда готовы её покорить. В коллекции содружества есть и те, и другие. Вот расположился на столе катер с самым что ни на есть настоящим, рабочим паровым двигателем, по соседству с ним за стеклом прячутся две модели поменьше, стендовые.

«Бывает, что изначально модель идёт как стендовая, но моделист её переделывает в ходовую, — говорит судомоделист Сергей Щекалов. — Допустим, вот советский бронекатер «проект 1125»: он задуман как стендовая модель из бумаги. А я использовал бумажные выкройки с другими материалами и сделал модель ходовую».

 

По его словам, зачастую самое сложное — определиться с тем, что именно хочешь построить. Следующие шаги — найти чертёж, подобрать материалы, рассчитать масштаб. Раньше приходилось выписывать журналы: «Моделист-конструктор», «Техника молодёжи» и другие. Сейчас всё стало намного проще — практически любую информацию, проект или чертёж можно отыскать в интернете. Но появилась другая проблема.

«Для работы нужны подходящие условия, а они есть далеко не у всех, — вздыхает Игорь Колесников. — Кто‑то в гараже строит, кто‑то занимает кухню по выходным. К сожалению, у нас нет хорошего клуба, помещения, где можно было бы собираться и заниматься судомоделизмом не урывками, а на постоянной основе, привлекать к занятиям детей и молодёжь».

Именно в этом заключается главная мечта участников содружества «Бриз» —открыть в Белгороде центр технических видов спорта. Обустроить павильоны для обслуживания техники, организовать специальные пространства: для автомоделистов — автотрассу с рельефом, для судомоделистов — акваторию с прозрачной водой и выставленной дистанцией. С этой идеей белгородцы планируют обратиться к властям и надеются на поддержку.

А пока чтобы запускать корабли, моделисты идут к обычным рекам. В среднем встречаются около трёх раз за сезон: обязательно — в День Победы, в День военно-морского флота. Но при запуске в неподготовленном, диком водоёме приходится быть особенно внимательным: здесь на винты может намотать водоросли или мусор, и в самом тяжёлом случае модель рискует утонуть.

«Вот поэтому некоторые и делают только стендовые модели, — улыбается Вячеслав Колесников. — Говорят: столько вложить труда, а вдруг что‑то случится, и всё окажется напрасно? Но что‑то серьёзное всё‑таки случается очень редко».

Захватывающий процесс

Переживания за судьбу своей работы — далеко не самые главные чувства, которые испытывают моделисты. Намного чаще встречаются энтузиазм, интерес, удовольствие, когда от своего занятия просто невозможно оторваться.

«В судомоделизме мне больше всего нравится сам процесс работы, когда модель постепенно приобретает готовый вид — это всегда очень захватывающе, — признаётся Сергей Щекалов. — А вот если долго нет времени зайти к ребятам поработать, как будто начинается ломка».

Игорь Колесников говорит: главное, что дарит судомоделизм, — это радость сделать что‑то своими руками. Особенно — если берёшься за модель сложную и справляешься. А когда она ещё и на воде смотрится красиво, это настоящее счастье.

«Такого, чтобы готовая модель почему‑то не нравилась, быть не должно, — уверен Вячеслав Алексеевич. — Значит, нужно переделывать, иначе будешь всё время думать об этом. А вообще лучше сразу делать так, чтобы потом ни о чём не жалеть».

Катер на столе. Кто и как в Белгороде строит модели кораблей - Изображение Фото: Александра Токтарёва

 

Сам он сейчас работает над моделью броненосца береговой обороны «Новгород». Прототип этого любопытного круглого корабля был спущен на воду в 1873 году, принимал участие в Русско-Турецкой войне.

«Тогда в России построили два круглых корабля, в мире им не было аналогов, — рассказывает судомоделист, перелистывая специальную папку. Здесь собрана вся информация по оригинальному броненосцу: документы, чертежи, подробное описание технических характеристик и даже несколько сохранившихся фотографий. Погружение в историю выбранного корабля — тоже один из этапов работы».

Модель броненосца, по словам Вячеслава Колесникова, готова приблизительно на 70 %. Для неё уже провели ходовые испытания, проверили, как работают все шесть винтов. И, если не возникнет никаких внезапных осложнений, к следующему сезону «Новгород» будет закончен.

 

Вячеслав Колесников работает над моделью броненосца «Новгород» Вячеслав Колесников работает над моделью броненосца «Новгород» / Фото: Александра Токтарёва

Возможно всё

Вячеслав Колесников выносит из соседней комнаты круглый корпус, опускает его на стол и начинает аккуратно, одну за одной, устанавливать сверху надстройки, попутно поясняя: это из пластика, это — из дерева, а эти детали и вовсе металлические. В судомоделизме нет никаких рамок: к делу приспособить можно практически всё.

«Самое главное — это уметь фантазировать, придумывать, как чертёж воплотить в материале наилучшим образом, где и что стоит применить», — рассказывает Игорь Колесников.

В углу комнаты лежат пластиковые крышечки от мороженого, упаковки от лапши быстрого заваривания. Такой материал моделисты называют доширакопластиком, объясняют — он тонкий, с ним удобно работать. И получается, что перекус на ходу совершенно неожиданно может превратиться, например, в новую мачту. Потом её, как и остальные готовые детали, ждёт покраска, затем всё собирается и склеивается.

«Каждому моделисту нужно хотя бы чуть-чуть иметь художественный вкус, — добавляет Сергей Владимирович. — Покрасить модель — это одно, а вот сделать её похожей на настоящую — совсем другое. Например, создать такой эффект, словно где‑то краска потёрлась, где‑то ржавчинка подтекла — и модель уже не выглядит плоской и искусственной».

 

Законченные корабли можно гордо установить где‑нибудь на видном месте — пусть красуются! А чтобы те не заскучали в покое и бездействии, время от времени создатели пускают их побороздить просторы Везёлки или предоставляют как экспонаты для выставок. Одна из таких пройдёт уже этой осенью в белгородском краеведческом музее: модели станут наглядной и детальной иллюстрацией к рассказу о 325-летии российского флота. А потом вернутся домой, займут свои привычные места: кто‑то на столе, кто‑то — на полке, кто‑то — на шкафу, под самым потолком. И вместе с моделистами станут мечтать о центре технических видов спорта, который подарил бы им ещё больше свободы. А разве не это самое главное для тех, кто изначально был создан покорять моря и океаны?

Александра Токтарёва

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×