Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
29 июля 2021,  13:26

Как фасады белгородских многоэтажек превращаются в картины и к чему это приводит

«Белгородская правда» – о том, какие муралы нужны городу

Как фасады белгородских многоэтажек превращаются в картины и к чему это приводит«Дюймовочка» в исполнении Анастасии и Дарии ЛисичФото: Вадим Заблоцкий
  • Статья

Свято место пусто не бывает, много лет назад решили художники и архитекторы. Если пустует большая стена, почему бы её не украсить? Украшаем же мы стены в своём доме – большими коврами или изящными безделушками. Да и огромные росписи на фасадах интересны как жанр монументального искусства, удачно вписанного в городской пейзаж. Наконец, они могут играть просветительскую, пропагандистскую роль.

В Белгородской области всё это и при социализме понимали, и понимают в наши дни. Но сегодня муралы в Белгороде стали предметом споров. Люди, приобщённые к культуре, обладающие эстетическим вкусом, рассуждают: стоит ли наводнять город подобными рисунками и, если да, где и как это делать?

Семь раз отмерь…

…и только после отрежь. Именно в силу монументальности, доступности для сотен тысяч человек (в музей надо ещё прийти, а по улице с рисунком на фасаде мы можем ездить ежедневно) к созданию муралов нужно подходить с этим известным принципом.

Вначале был успех. Можно считать, что стрит-арт в нынешнем виде (не считая советских мозаик) возник в Белгороде в 2009 году – тогда на фасаде дома на улице Победы, 69 художник Григорий Новиков с участием Станислава Дымова и Николая Коркина изобразил храм посёлка Дубовое.

Чрезвычайно удачными, живыми и приятными, атмосферными, как говорят, оказались в 2014 году работы Анастасии и Дарьи Лисич, Владимира Евенко, Ирины Казариной. «Дюймовочка» сестёр Лисич до сих пор украшает торец кирпичной двухэтажки на улице 50-летия Белгородской области, 13. Осенью того же года на улице Вокзальной появился паровоз – его тоже можно назвать удачным по художественной технике.

 

Паровоз на Вокзальной создавали дизайнеры, ставшие на время промальпинистами Паровоз на Вокзальной создавали дизайнеры, ставшие на время промальпинистами / Фото: Владимир Юрченко

 

Но не ко всем новым муралам белгородцы отнеслись столь однозначно. Некоторые работы критиковали. Взбудоражился местный Союз художников, узнав, что под настенную роспись отвели торец дома на проспекту Богдана Хмельницкого, 71, над крыльцом выставочного зала «Родина».

«Фасад «Родины» – одно из центральных лиц города, зеркало всей прилегающей территории. Здание расположено в непосредственной близости к госуниверситету, рядом проходит главная дорожная артерия Белгорода. Мы едем с Харьковской горы и видим именно его. Расписывать эту стену должны только профессионалы», – считает экс-председатель Белгородского отделения Союза художников России Станислав Дымов.

К счастью или к сожалению, названный фасад до сих пор ничем не расписали.

 

Как фасады белгородских многоэтажек превращаются в картины и к чему это приводит - Изображение Фото: Вадим Заблоцкий

Что‑то пошло не так

Новые муралы возникали в Белгороде то тут, то там. Тем более что быстро выяснилось: на их создание можно получать гранты различного уровня.

И чем дальше, тем чаще белгородцы выражали недоумение по поводу изображённого. Неизбежными были сравнения с «Сеятелем», которого рисовали на плакате Остап Бендер с Кисой Воробьяниновым в «12 стульях» Ильфа и Петрова.

«Уже тогда, в 2014 году, обозначились главные проблемы создания муралов, не решённые до сих пор, – рассказывает председатель общественного совета при областном управлении культуры, кандидат искусствоведения Наталья Гончаренко. – Это, например, проблема коммуникации между художниками, различными ведомствами и горожанами. Идеи для муралов собирает мэрия (в начале 2020 года мэр сообщил о сборе идей для изображений, посвящённых юбилею Победы). Конкурсы объявляют облдепартамент ЖКХ, госжилнадзор, ТОСы. Искал исполнителей на готовые эскизы, сделанные неизвестными столичными авторами, Общероссийский народный фронт. Причём информацию – правила участия, положения о конкурсах – найти очень сложно даже заинтересованному человеку».

По её словам, есть и проблема недостаточной профессиональной подготовленности художников. Обычное небольшое граффити и крупномасштабная стенная роспись – не одно и то же.

 

Гагарин на одноимённой улице Гагарин на одноимённой улице / Фото: Олег Гончаренко

«К росписям фасадов должны привлекаться самые талантливые и самые подготовленные к подобным работам авторы», – говорил в своё время заслуженный архитектор РФ, белгородец, недавно ушедший от нас Владимир Вишневский.

Монументальная настенная живопись – сложнейшая из художественных специализаций. К художникам предъявляют самые высокие требования и по умению рисовать, и по способности мыслить. Создателям муралов в Белгороде лучше удаются пейзажи или абстракции, гораздо хуже – человеческая анатомия и лица.

«Недостаточно просто обвести спроецированное на стену изображение, это очевидно для любого профессионала, – поясняет искусствовед. – Пример тому – мурал с портретом Гоголя на улице его имени. Необходимость быстро выполнить работу в рамках некрупного гранта, помноженная на малый опыт и недостаточный профессионализм художников в сложнейшей сфере монументального искусства, даёт плачевный результат. Яркие подтверждения – изображение танцующей пары на проспекте Славы, 7, студентов Шурика и Лиды из известного фильма Гайдая на Пушкина, 12, которых даже пришлось перерисовывать. Крайне слабо и в очевидной спешке реализована и композиция с футболистом на стадионе «Салют».

В своём дворе – пожалуйста

Центр любого города – место особое. Требования к оформлению важнейших видовых мест там должны быть повышенными в сравнении с внутридворовыми пространствами. Если роспись трансформаторной подстанции во дворе можно с согласия жильцов доверить кому угодно, то с наружным фасадом дело обстоит иначе.

Члены комиссии по образованию, культуре и молодёжной политике при областной Общественной палате и общественного совета при управлении культуры Белгородской области убеждены: одного согласия жильцов тут мало.

Если речь идёт о видовом фасаде в центре города, на который смотрят сотни тысяч людей, то его судьбу должны решать специалисты, и никак не одни только жители. Потакание общественному вкусу в данном случае – путь к примитивизации.

«Город необходимо зонировать для предоставления возможности проявить свои таланты как профессионалам, так и молодым, пусть неопытным, но полным энтузиазма авторам, – убеждена председатель комиссии по образованию, культуре и молодёжной политике Общественной палаты, директор филармонии Светлана Боруха. – Только исходя из иерархии мест по их значимости можно решать, где уместно разместить работы начинающих художников, а где оформлением должны заниматься специалисты».

Пример неудачной композиции (проспект Славы, 7) Пример неудачной композиции (проспект Славы, 7) / Фото: Олег Гончаренко

А как в Москве?

Резонно было бы при создании настенных росписей учесть мнение тех, кто максимально близок к процессу: профессиональных художников, искусствоведов, дизайнеров. Но в Белгороде всё по‑другому.

«Наш общественный совет дважды направлял обращения по поводу муралов – в мэрию Белгорода и в департамент ЖКХ. В обоих случаях в ответах обещали привлекать профессионалов к предварительному обсуждению росписей, но пока в Союз художников обращений не поступало. А муралы продолжают появляться», – констатирует Гончаренко.

Иное дело в столице. Там попытались, и неплохо, упорядочить такую деятельность. В 2019 году в Москве приняты Правила нанесения надписей, изображений путём покраски, наклейки, росписи в технике граффити и иными способами на внешние поверхности нежилых зданий, строений, сооружений, многоквартирных домов (постановление правительства Москвы).

В них регламентирована форма заявки, порядок её рассмотрения, сроки, условия и период нанесения изображений (тёплый сезон, с 1 апреля по 1 ноября). Как и в Белгородской области, на начальном этапе эскиз согласовывается с органами исполнительной власти Москвы и жильцами, если речь идёт о жилом доме. Но имеется в виду лишь формальное согласование – на предмет соответствия законодательству РФ (отсутствие нецензурных надписей, пропаганды экстремизма, наркотиков, алкоголя).

А вот финальная стадия согласований, существующая в Москве, у нас отсутствует. Это работа межведомственной комиссии, в которую входят не только чиновники, но и специалисты-практики. Именно указанная комиссия может, исходя из характеристик будущего изображения, вынести экспертное решение: да или нет.

 

Мурал на Попова у центрального парка Мурал на Попова у центрального парка / Фото: Олег Гончаренко

И в снег, и в дождь

В рамках обсуждаемой темы одним из знаковых стало прошедшее в Белгороде в конце мая совместное заседание общественного совета при управлении культуры области и комиссии по образованию, культуре и молодёжной политике областной Общественной палаты.

Его посвятили именно муралам. И слово дали самим художникам. Авторы ряда известных в городе муралов Егор Коноваленко и Павел Ларичев подтвердили сложности во взаимодействии с заказчиками, в роли которых часто выступают ТОСы и УК, игнорирующие мнение художников, подчас настаивающие на некачественном в художественном отношении варианте эскиза. Кроме того, по вине заказчиков художникам порой приходится работать в недопустимых погодных условиях.

«Действительно, проблема существует, никто её не отрицает, – подтверждает главный архитектор города Сергей Киселёв. – Где‑то максимально сжатые сроки реализации. Был прецедент, когда граффити создавалось за два дня до Нового года, в снег и дождь. Но нужно было успеть освоить грантовые средства. Так и получаются некачественные изображения. Мы пытаемся исправить ситуацию».

Замначальника областного управления культуры Светлана Горбатовская предложила включить регламент нанесения фасадных росписей в правила благоустройства. А также рекомендовать ТОСам и управляющим компаниям обсуждать эскизы муралов, которые они хотят реализовать в рамках грантов, с экспертами в области изоискусства.

 

Вопросы и ответы

Есть ли на самом деле необходимость заполнять муралами сотни фасадов по всей области, когда объективно не хватает исполнителей с надлежащей подготовкой? Можно ли сделать так, чтобы не быть заложниками непременного исполнения грантов – когда нельзя не сделать изображение и его создают несмотря ни на что?

Можно ли легализовать несанкционированный стрит-арт, если он будет исполнен качественно? А для работ в подъездах, на малых площадях можно ли предлагать жителям выбор из профессиональных эскизов, а не по картинкам из вайбера, которые показывают художникам старшие по дому или по подъезду?

Чтобы получить ответы на эти и другие вопросы, на вышеупомянутом совете решено, во‑первых, обязательно включать профессионалов в рабочие группы и комиссии, обсуждающие темы и принимающие эскизы фасадных росписей.

Органам власти – подготовить регламент нанесения изображений на внешние поверхности нежилых зданий, сооружений и многоквартирных домов в городах Белгородской области, учитывать требования регламента в правилах благоустройства муниципалитетов. При этом можно воспользоваться московским опытом разработки таких документов.

 

Мурал на театре кукол, безусловно, удачный Мурал на театре кукол, безусловно, удачный / Фото: Олег Гончаренко

 

Ещё одно предложение – для создания муралов в самых ответственных местах привлекать не только местных авторов, но и успешно работающих в области фасадных росписей художников из других городов.

«А для молодых художников из нашего региона, желающих проявить себя в жанре фасадных росписей, нужно устраивать мастер-классы и фестивали стрит-арта, – предлагает Наталья Гончаренко. – Их можно проводить в эстетически непривлекательных районах города, на его окраинах, в промзонах, где могли бы пробовать свои силы художники разной степени подготовки».

Письмо со своим видением ситуации эксперты направили главе региона Вячеславу Гладкову. К слову, Вячеслав Владимирович недавно создал и возглавил областной Совет по культуре и искусству, на заседании которого можно было бы обсуждать в том числе и позитивное развитие облика белгородских городов. 

Олег Гончаренко

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×