Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
04 июля 2021,  13:25

«Это уважение». Почему глухим детям важно, чтобы с ними говорили на жестовом языке

В Белгороде 60 педагогов школы-интерната № 23, где учатся дети с нарушением слуха со всей области, прошли курс обучения языку жестов

«Это уважение». Почему глухим детям важно, чтобы с ними говорили на жестовом языкеПавел Захаров и Сергей Балабанов прекрасно общаются на языке жестовФото: Наталия Козлова
  • Статья
  • Статья

Это стало возможным благодаря региональному отделению Всероссийского общества глухих. Их проект «Поможем педагогам говорить с глухими детьми на родном для них языке – языке жестов, который признан государством» получил финансовую поддержку Фонда президентских грантов.

Основам русского жестового языка педагогов обучали специалисты из Новосибирского государственного технического университета. «Белгородские известия» побывали в школе и узнали у учеников и учителей, как занятия повлияли на повседневную учёбу.

Нашли общий язык

«Жестовая речь выразительная, эмоциональная, интересная. Например, у нас есть учитель биологии Ирина Пухова, она знает жесты, её уроки очень интересные. Когда нужно, она говорит на жестовом языке», – рассказывает семиклассник школы № 23 Павел Захаров.

У него большая дружная семья: родители, младший брат и совсем крохотная сестрёнка. Родной язык семьи – жестовый.

«Конечно, хочется, чтобы учителя знали жестовую речь. На уроке мы говорим, но на перемене общаемся жестами, – говорит Павел. – Раньше Сергей Сергеевич, он ведёт физкультуру, не знал языка жестов, а теперь с ним очень интересно общаться. Поздороваться, спросить, как дела».

Учитель физической культуры Сергей Балабанов работает в школе первый учебный год.

«Мне помогли завучи. Они подобрали мне классы, где ребята с ослабленным слухом. Очень помогли коллеги – учителя физкультуры с огромным стажем Николай Осьмаков и Александр Тимощук. Поначалу было сложно. Могу провести параллель с иностранцами (педагог изучает английский и турецкий языки – прим. авт.). Ты можешь быть тренером самого высокого уровня, но если нет коммуникации, то уровень падает, – говорит он. – Конечно, мы говорим с детьми, следуя учебному плану. Но ты можешь показать буквально пару жестов, и ребёнок уже поймёт тебя, заинтересуется. Язык жестов намного быстрее, чем разговорная речь».

Культура общения

Учителя ведут уроки, как положено по программе, на русском языке, а жестовым дополняют учебный материал. Так занятие становится куда более инверсным и понятным. Помогает жестовый язык выучить детям и новые слова на разговорном. А ещё на жестовом языке общаются во внеурочное время.

«Жизнь подсказала, что глухой с глухим будет разговаривать жестами, и культура общения нашего общества с глухими заключается в том, чтобы мы тоже понимали язык. Почему‑то глухой должен к нам адаптироваться, а мы нет. Это абсурд. Можно, конечно, написать на листочке, но когда ты говоришь на родном человеку языке – это совсем другое отношение, это уважение», – объясняет директор школы Александр Годин.

Педагоги замечают, что такая коммуникация помогает не просто заниматься на уроке, но и наладить эмоциональную связь с детьми, построить доверительные отношения. Что ещё очень важно – с глухими родителями.

 

Павел Захаров Павел Захаров / Фото: Наталия Козлова

Не быть белой вороной

«Проблема с жестовым языком обострилась, когда началось дистанционное обучение. Образовательные платформы не приспособлены для глухих: там нет ни бегущей строки, ни субтитров. Понятно, что учителя и дети приспособились: мессенджеры, фотографирование, но всем стало понятно, что надо применять иные способы общения», – поясняет председатель белгородского отделения Всероссийского общества глухих Юрий Шашнин.

С командой коллег он подал заявку в Фонд президентских грантов, удалось получить поддержку 700 тыс. рублей. На эти деньги закупили специальную литературу и 30 комплектов дактильной азбуки для занятий с малышами. Провели обучение педагогов языку жестов.

В России две лаборатории русского жестового языка, которые изучают его как отдельную структуру. Одна находится в Москве. Столичные расценки не подошли белгородцам, поэтому они обратились за помощью в Новосибирск. Из вуза приехали три преподавателя. Двое из них глухие, а третий – дочь глухих родителей, которая в совершенстве владеет жестовой речью.

 

«В марте на каникулах нам рассказали, что приедут большие профессионалы из Новосибирского университета. Я с радостью согласился воспользоваться такой возможностью. У нас была неделя интенсивных занятий. Погружение полное. Преподаватель глухая. Это, по мне, очень правильный подход, – говорит Сергей Балабанов. – Опять же параллель с иностранными языками. Если ты постоянно говоришь по‑русски на занятии и только отдельные фразы на другом языке, то не добьёшься успеха. Нам строго запретили говорить. Если с соседом обсуждаешь какую‑то тему, то можешь использовать всё, но не речь».

Учитель поясняет, что очень помогает ручная дактильная азбука. Если какое‑то слово не получается показать жестами, то можно его продактилировать. Он замечает, что если каждый день, кроме работы, хотя бы по полчаса уделять изучению жестового языка, то за год можно уже не быть белой вороной в классе глухих ребят.

«Жестовый язык нужен. Социальный климат стал благоприятнее. Улучшили контакт не только с детьми, но и с их глухими родителями. А это и есть доброжелательная школа. Она может говорить, объяснить не только ученику, но и его родителям», – уверен Шашнин.

Плюсы и минусы

Уже после того как в Белгороде стартовали курсы, необходимость изучать жестовую речь признали и на всероссийском уровне.

Институт коррекционной педагогики Российской академии образования и Всероссийское общество глухих подписали соглашение о сотрудничестве. Профессионалы согласились, что теперь необходимо применять жестовый язык в обучении детей с нарушением слуха. Ранее специалисты массово не поддерживали жестовую речь в школах.

«Почему было такое табу, я точно не могу понять. Было несколько точек зрения, несколько учебных программ. У них есть плюсы и минусы. Я считаю, что никогда не нужно отрицать альтернативные возможности и перспективы для обучения ребёнка. К каждому нужен индивидуальный подход, а не буквальное следование программе, – говорит Юрий Шашнин. – Когда я учился, жестовый язык был запрещён. Нас учили говорить, нас начитывали, натаскивали. Это, может быть, помогло мне в жизни социализироваться, но если ребёнок глухой, надо использовать все возможности, все методики. На переменах после школы глухие и слабослышащие дети между собой общаются жестами. Я уверен, что теперь все будут использовать разные способы и это пойдёт на пользу в первую очередь детям».

Наталия Козлова

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×