Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
27 мая 2021,  13:07

Сердечки для Юлии Витальевны. За что любят дети молодого учителя из Вейделевского района

О выборе профессии и любви к ученикам молодой педагог рассказала «Белгородским известиям»

Сердечки для Юлии Витальевны. За что любят дети молодого учителя из Вейделевского районаМолодой учитель удивляет учеников новыми знаниямФото: Владимир Юрченко
  • Статья
  • Статья

Юлия Ляшенко только в 2020-м окончила педагогический университет и 1 сентября того же года пришла в школу. Чуть более десятка непоседливых первоклассников смотрели на 22-летнюю девушку с волнением и любопытством, сейчас они встречают её с улыбками, слушают – с интересом.

Тихо в лесу

Тишину в Зенинской средней школе регулярно прерывает лишь громкий звонок, оповещающий о начале и конце занятий, а порядок на уроке окружающего мира в 1-м классе невольно нарушают журналисты «Белгородских известий», примостившись на задних партах просторного кабинета.

Мы ведём себя смирно, чтобы не мешать Юлии Витальевне рассказывать об обитателях леса, и фотокорреспондент в поисках удачных кадров передвигается по полу практически беззвучно, но терпение семилетних малышей не безгранично. Незнакомые гости – событие, поэтому детвора постоянно крутит головами и внимательно изучает пришельцев из Белгорода. Особенно преуспевает в этом Дениска, сидящий ко мне ближе остальных.

«Давайте представим, что мы с вами не в школе, а в лесу, полном сказок и чудес, – возвращает к себе внимание учеников Юлия Ляшенко. – Нашим спутником будет Муравьишка, который поможет не заблудиться, он хозяин леса, верно, Дениска?»

И Дениска, и Сонечка, и Ирочка, и Семён включаются в обсуждение важнейшей темы о том, почему в лесу – не только на уроке! – нужно соблюдать тишину и порядок. Педагог уводит ребят вглубь природы, мысленно призывая полазить по деревьям, взобраться на небольшой холм, найти многочисленные норы и звериные тропы и предлагает подумать: в каких цветах изобразили бы лес? Фантазия первоклассников бьёт ключом, причём каждый стремится ответить раньше остальных, поднимая чуть ли не обе руки.

 

 

«Придумала для них соревновательную пятибалльную систему, благодаря которой они зарабатывают себе баллы, – объясняет позже учительница активность детей. – Тот, кто наберёт больше, в следующей четверти становится моим помощником, то есть следит за порядком в классе, если я отлучаюсь, раздаёт и собирает тетради и так далее. Сначала соревнование выиграла Соня, сейчас лидер – Семён».

Желание и страх

Будущая профессия давно ходила вокруг да около Юлии. Бабушка Вера Петровна и мама Наталья Дмитриевна – педагоги-музыканты, поэтому неудивительно, что преподавательская среда, питавшая девочку с малых лет, направила по проторенной дорожке. Она тоже готовилась связать жизнь с музыкой, однако судьба распорядилась иначе. Уже в 11-м классе Юлия точно знала, что станет учителем начальных классов. Правда, когда отучилась в Воронежском педагогическом университете три курса, засомневалась: сможет ли освоиться в профессии?

«Трудно сказать, откуда взялся страх, – честно признаётся собеседница. – Подумала о том, какая ответственность меня ждёт, что придётся искать подход к каждому ребёнку, углубляться в возможные проблемы. А потом была практика. Я прошла её в воронежской школе в течение полутора месяцев, и переживания улетучились: довольная, счастливая, вдохновлённая от общения с детьми позвонила маме и сказала: «Мама, я буду учителем!» Сейчас с ужасом представляю, что хотела изменить решение – ведь в школе мне комфортно».

 

 

Юлию успокоила опытная наставница, у которой студентка проходила практику. Она объяснила, почему начинать всегда тяжело, почему торопишься в школу рано утром, когда ещё нет никого из коллег, почему с таким удовольствием смотришь на малышей, чьи глаза излучают по‑настоящему безграничную любовь. И Юля всё поняла, поэтому в родную Вейделевку вернулась с наполеоновскими планами и желанием сеять разумное, доброе, вечное.

«В Зенинской школе, где в прошлом году оказалось вакантным место учителя начальных классов, меня приняли душевно, – делится Юлия Ляшенко. – Коллектив потрясающий! До сих пор помогают директор Анжела Чаплыгина, педагоги Людмила Бескишко, Татьяна Приходько, Елена Карагодина, Вера Приходько и другие. С первых дней возникло ощущение, что знаю их очень давно».

Хороший пример

Минут через десять Дениску и компанию больше не интересует ни Юлия Витальевна, беседующая с журналистом, ни окружающий мир с многочисленными обитателями, и в классе нарастает лёгкий шум. После нескольких просьб соблюдать порядок учитель пускает в ход весомые аргументы и предлагает поиграть в молчанку. Тишина в кабинете наконец восстанавливается. На три минуты.

— Хорошо помню День знаний, когда впервые провела единственный урок, – говорит Юлия Ляшенко, поглядывая на своих сорванцов. – Ситуация аховая: они волнуются и ничего не понимают, я волнуюсь и ничего не понимаю, однако занятие совместными усилиями провели. И пошло-поехало.

 

 

— Как следует вести себя с маленькими детьми, чтобы они слышали, понимали и уважали вас? – спрашиваю педагога. – Нужно ли самой быть немного ребёнком?

— Считаю, важно подавать им хороший пример, ведь дети часто копируют образ учителя, ставят себя на его место, – отвечает преподаватель. – Я легко нахожу с ними общий язык, потому что мне всего 22. Мы вместе, например, обсуждаем мультфильмы, посты блогеров в Интернете, популярные песни, молодёжные тренды.

К слову, зенинские первоклассники – продвинутые пользователи Всемирной паутины, интересующиеся разными виртуальными платформами, включая YouTube и Tik Tok. Просторы последнего с личным аккаунтом активно бороздит Сонечка, причём не только наблюдает за чужим творчеством, но и снимает собственное видео.

«Приносит однажды листочек с названием профиля и заявляет: «Юлия Витальевна, найдите меня в Tik Tok, подпишитесь и нажмите сердечко», – рассказывает, смеясь, учитель. – Для них, кстати, целая трагедия, если иногда ставлю двойку за поведение. Родители тогда на какой‑то срок лишают права пользоваться телефоном, поэтому стараются изо всех сил: без Интернета непросто».

 

Впереди целая вечность

Если любимый преподаватель по уважительной причине отсутствует в школе некоторое время, то день выхода на работу пропитан особенными чувствами. Мальчишки и девчонки с радостными криками бегут навстречу наставнице, едва та входит утром в класс, крепко обнимают, признаются в любви, на уроках проявляют завидное рвение к знаниям, чтобы порадовать педагога, чем‑то удивить. Да и она, соскучившись по ним, попросит на следующей переменке: давайте обнимемся, дети. И нет, пожалуй, в такие минуты никого счастливее.

Почему небо голубое, а трава зелёная, откуда берутся снег и камни, что происходит в космосе и под землёй – ученики Юлии Витальевны только за пару часов задают ей десятки вопросов, на которые требуют простые ответы. Окружающий мир со всеми его особенностями она словно изучает вместе с ними, вникая в состав воды, структуру атмосферы, повадки лисицы или волка. Вечером, чувствуя приятную усталость, готовится к новому школьному приключению и вспоминает о том, как весело прошёл урок литературного чтения.

«Мы читали небылицы и хохотали от души, верно, дети?» – обращается Юлия Ляшенко к оживившимся ребятам.

«Мама, можно искупаться? Ну, конечно же, иди! На кусты повесь одежду, а к воде не подходи!» – хором декламируют юные озорники, с удовольствием откликаясь на вопрос.

 

 

Урок опять сорван, но изумительное настроение зашкаливает даже у строгой Юлии Витальевны. Хорошим манерам она их обязательно научит и в руки следующего классного руководителя через три года передаст вежливыми, исполнительными, добросовестными и воспитанными людьми. Расставаться, правда, с ними не хочется – всё‑таки первенцы, которых любит, несмотря на шалости. Как будет привыкать к другим ученикам? Даже думать не желает. Давайте лучше обнимемся, дети, – впереди ещё целая вечность.

Владимир Писахов

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×