Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
18 мая 2021,  10:07

Как работает хранитель музейных фондов

18 мая – День музеев

Как работает хранитель музейных фондовФото: Павел Колядин
  • Статья
  • Статья

«Белгородские известия» рассказывают о работе главного хранителя фондов Вейделевского краеведческого музея Галины Денисенко.

«Первым делом иду в хранилище, снимаю сигнализацию, делаю обход всех его помещений: проверяю состояние батарей, осматриваю шкафы, стены, предметы. Измеряю температуру и влажность специальным прибором – термогигрометром. Показания записываю в журналы. День заканчиваю так же», – рассказывает Галина Денисенко

Эти нехитрые, но обязательные процедуры она совершает почти 27 лет. А вообще в этом году исполнится 30, как Галина Леонидовна пришла трудиться в учреждение, где историю сохраняют в вещах. Но контроль и поддержание порядка в фондах хотя и важная, но далеко не единственная часть её работы. 

Галина Денисенко Галина Денисенко / Фото: Павел Колядин

Рука судьбы

Школьницей Галина Леонидовна мечтала работать в торговле. Помимо горячего желания, были тому практические предпосылки: у неё отлично шла математика, за что прилежная выпускница вейделевской школы до сих пор благодарна учителю Валентине Шурховецкой. Но уважаемый педагог неожиданно сыграла в её жизни совсем другую, судьбоносную роль.

«Я поступила в кооперативный институт на заочное, а Валентина Георгиевну к этому моменту назначили начальником управление культуры. Мне нужна была работа, и она предложила вакантное место смотрителя в нашем краеведческом музее. Я пришла, посмотрела, понравилось, стала работать, втянулась. А через три года уже работала хранителем фондов», – вспоминает Галина Денисенко.

Нужная волна

Сегодня вейделевский краеведческий – один из самых красивых районных музеев области. В нём нет архитектурного размаха (он расположен в одном здании с другими учреждениями), но в его нескольких залах есть основательность, вкус, даже утончённость, которые с первого шага настраивают посетителя на особую волну и уважительное отношение к учреждению. 

А ещё – удивительно «вкусная» подача материала, когда событие или явление передаётся через несколько скомпонованных экспонатов. 

Это в том числе заслуга хранителя фондов, который целенаправленно добивается, чтобы тот или иной предмет попал в коллекцию музея: он видит будущую экспозицию в целом, анализирует ресурсы музея и понимает, чего именно не хватает. Чтобы это «что‑то» нашлось, нужно дружить с коллекционерами, сотрудничать со специалистами, знать возможности антикварных магазинов. Галина Леонидовна в этом деле дока и коммуникатор: она знает всех, и её в свою очередь тоже. И, что немаловажно, очень уважают за профессионализм и альтруизм.

Не случайно у вейделевского музея столько местных дарителей: через Галину Денисенко они передают в музей свои собрания как детей, уверенные, что это – в надёжные руки. 

 

 

Интересно, эти люди тоже становятся частью истории, невольно увековечивают себя, поскольку музейные работники во время экскурсий рассказывают не только о переданных ими вещах, но и о них самих.

Что же касается компоновки материала, тут она абсолютный перфекционист: даже положение ручки чайной чашки на столике для неё имеет значение, не говоря уже про соседство предметов. И уж если нацелилась Денисенко на какую‑то конкретную вещь, будьте уверены: рано или поздно она в музее появится.

Слово о порядке

Мы взираем на увесистые учётные книги и картотеки: ни один гвоздь, букашка или древний фолиант не попадут на выставочную полку, пока их не единожды задокументируют. Только после этого предмет получает новый статус – экспонат. 

«Сначала пишем акт о приёме предмета на временное хранение, затем заявление от того, кто нам его передаёт, готовим пакет документов для экспертной фондово-закуочной комиссии, всё заносим в электронную базу данных и Госкаталог», – рассказывает хранитель.

 

 

 

Интересно, что списываются музейные предметы только через министерство культуры, но…

«За всю бытность моей работы ни одного предмета в нашем музее мы не списали», – удивляет Галина Леонидовна.

Почему? Причин, говорит, нет. Списывают, если вещь из музея украли или она пришла в непригодность из‑за плохой сохранности. В вейделевском музее ничего подобного не происходило. 

Нас пускают одним глазком взглянуть на его святая святых – фондохранилище. Это несколько небольших комнат со шкафами и стеллажами, сплошь закрытых шторами.

«Прямой солнечный свет – главный враг предметов», – поясняют сотрудники.

К потолку прикреплены «Бураны» – порошковые огнетушители на случай пожара. 

 

 

У каждой вещи, в зависимости от материала и предназначения, своя полка и условия хранения: для икон – одни условия, для бумаги – другие, для деревянных предметов тоже. Всё это нужно знать и соблюдать. И тут въедливость, основательность Галины Леонидовны – то, что требуется больше всего. 

«Без этого вся остальная работа музея невозможна, это база, и создаёт её Галина Леонидовна, – считает директор Вейделевского краеведческого музея Марина Ушатова. –И вообще наш хранитель фондов – яркий пример того, насколько характер человека, его отношение к жизни могут идеально подходить к определённой профессии. Здесь совпадение полное, стопроцентное. Галина Леонидовна просто родилась для работы в фондах. К тому же не могу представить кого‑либо, кто настолько беззаветно служит своему делу».

Ольга Бондарева

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×