Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
23 января 2021,  20:04

Как слоёный салат. Из чего состоит ледовый каток

Журнал «ОнОнас» узнал, что внутри катка, как часто его надо заливать и сколько воды нужно

Как слоёный салат. Из чего состоит ледовый катокФото: Наталья Малыхина
  • Статья

Хоть раз в жизни крепко зашнуровывал коньки и уверенно или не очень выкатывался на лёд, наверное, каждый. Чаще всего в такие моменты ты поглощён тем, чтобы удержать равновесие, и совершенно не задумываешься, как же готовили ледовое пространство к твоему выезду.

Градусы

Застывает вода с разной скоростью: в первую очередь это зависит от температуры холода, который подаётся на поверхность. Температуру работники катка выставляют в зависимости от погоды на улице. Например, зимой холодильные установки работают в более щадящем режиме – это могут быть –5º, –8º. А весной и летом, когда из‑за жары воздух нагревается и давит на поверхность льда, приходится ставить температуру ниже, например –11º. Но даже так водяная плёночка дольше остаётся сырой, медленнее застывает. А порой и вовсе может начать подтаивать, поэтому в знойные дни за состоянием катка нужно следить особенно внимательно.

Внутренность

Катки бывают разные: искусственные и естественные, крытые и открытые. Если говорить о естественных катках, их устройство примерно одинаково и похоже на слоёный салат. Первый, самый верхний слой – видимая каждому ледяная подушка. Она располагается на крепком основании, технологической плите: чаще всего они бетонные, но бывают плиты из щебня, кварцевого песка или гранитной крошки. В плиту встроены трубы, по которым постоянно циркулирует специальная охлаждающая жидкость. Всё идёт снизу вверх: жидкость охлаждает трубы, те охлаждают плиту, а из неё холод уже идёт на самый верхний слой, замораживая воду. Ещё ниже располагается слой, обеспечивающий тепло- и влагоизоляцию, и опорная плита.

 

Вода

Для поддержания состояния поверхности на катках обычно трудятся ледозаливочные машины, ими управляют ледовары. Профессия так называется из‑за технологии: заливают каток горячей водой. В среднем катку требуется 10–14 заливок в день, на каждую уходит около 500 л воды. Всё зависит от того, кто катался на арене до этого. Например, у хоккеистов манера езды агрессивная, движения по всей площадке хаотичные, резкие, они оставляют на льду глубокие порезы. После них обычно требуется вылить больше воды, чтобы наверняка заполнить все борозды. Так же и после массовых катаний: люди час ездят по кругу и сильно укатывают первые четыре полосы от борта – снова нужно использовать больше воды, чтобы всё привести в порядок. Специально для таких случаев на машине установлен дополнительный бак на 200 л.

Толщина льда

Считается, что оптимальная толщина льда должна быть около 5 см: так он лучше промерзает. Но многое зависит от того, что именно под ним находится. Если это бетонная поверхность, то поддерживать на всей площадке определённую толщину будет просто. А вот в ледовых дворцах, которые построены довольно давно, как, например, «Оранжевый лёд», – встречается щебёнчатое покрытие. Оно не такое ровное, и из‑за этого на разных участках арены толщина льда тоже получается разной – от 3 до 8 см.

 

Разметка

Раньше её приходилось рисовать вручную. Сейчас всё проще: готовую разметку выпускают в рулончиках, а работникам нужно правильно распределить её по ледовой арене. В этом им помогают линейки, метры и даже лазеры – все линии должны быть на одинаковом расстоянии друг от друга, ошибиться нельзя даже на сантиметр. Потом натянутые бумажные ленточки опрыскивают водой, чтобы они примёрзли ко льду и точно не сдвинулись с положенных им мест. Следующие два этапа закрепления – полив из леек и из шланга – нужны, чтобы нарастить достаточную толщину льда, при которой по арене можно ехать на машине, не боясь испортить разметку шипами на колёсах. Нарастили? Готово!

Машина

Первую лёдозаливочную машину, или ледовый комбайн, придумал в 1949 году американский изобретатель Фрэнк Замбони. Работники катков возликовали: находка Замбони существенно облегчила и ускорила их труд. Сейчас свой комбайн есть у каждой уважающей себя ледовой арены. А у некоторых – как, например, у «Оранжевого льда» – их даже два: если один по какой‑то причине выйдет из строя, второй его всегда заменит.

 

Как слоёный салат. Из чего состоит ледовый каток - Изображение Фото: Наталья Малыхина

Ручной труд

Несмотря на свою многофункциональность и прочие таланты, машина справляется далеко не со всем. Поэтому в подчинении у работников льда есть и ручные инструменты. Например, несколько скребков: один нужен, чтобы убирать со льда лишнюю воду, другой счищает снег, который появляется, когда на арену заезжает комбайн.

Другое орудие – топорики для подрубания неровностей на льду. Такие бугорки обычно появляются, когда борта арены запотевают, конденсат стекает на лёд и там замерзает. Особенно часто такое случается ночью, поэтому утром работник обязательно проходит по периметру всей площадки и уничтожает появившиеся холмики. Затем топорики сменяет бортоподрезная машина: она срезает лёд у бортов под определённым углом, чтобы потом здесь было удобнее проходить основному комбайну.

 

Рабочие процессы

Перед выездом на лёд несколько баков в машине заправляются водой – непременно горячей, потому что такая лучше схватывается при контакте со старым льдом и укрепляет его. Вода набрана – можно выходить на площадку. Комбайн выполняет одновременно несколько операций: специальный нож срезает верхний рыхлый слой льда, а бортовая щётка сметает эту ледяную стружку и снег от бортов под машину. Там работают два шнека – вертикальный и горизонтальный, – которые принимают весь собранный снежный мусор и отправляют его в кузов: потом он окажется в специально оборудованной в гараже яме для таяния. Одновременно машина заливает арену водой, которая покрывает предыдущий слой льда и образует новый, гладкий и красивый. Комбайн движется по определённой траектории – сначала по кругу, постепенно сужая радиус, потом – разрезая площадку вдоль, чтобы наверняка залить всю целиком, без пропусков, иначе на льду могут остаться снежные островки.

Александра Токтарёва

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×