Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
20 января 2021,  12:04

Соль и рассол. Как в Белгородской области чистят дороги от снега и льда

Как работают дорожные метеостанции и сколько соли нужно, чтобы очистить километр трассы

Соль и рассол. Как в Белгородской области чистят дороги от снега и льдаФото: Вадим Заблоцкий
  • Статья
  • Статья

В зоне ответственности региона 6,3 тыс. км дорог, которые обслуживают 15 дорожных и 9 мостовых организаций. Состояние мостов контролируют специализированные компании, которые могут выполнять особые виды работ. А работу дорожников координируют в Центре обработки вызовов системы 112.

Неотвеченных не будет

Центр обработки вызовов 112 заработал в посёлке Северном Белгородского района в 2016 году. Здесь принимают, регистрируют и обрабатывают звонки, адресованные оперативным службам. Каждые сутки в центре дежурят три диспетчера, отвечающие отдельно за возгорания в лесах, ЖКХ и дороги. Ещё пять операторов отвечают на все остальные звонки.

В Северный напрямую поступают вызовы от жителей Белгорода и Белгородского района. Также сюда автоматически переадресовываются все звонки, не принятые по каким‑либо причинам диспетчерскими службами районов.

«Если там произошло какое‑то крупное событие, линии могут быть заняты. Особенно это чувствуется при масштабных отключениях света. В районах по регламенту работает два оператора. Соответственно, первые два заявителя попадают, а остальные вызовы идут к нам. Неотвеченных звонков не бывает», – уверяет начальник регионального Центра обработки вызовов системы 112 Марина Скульская.

 

В этом же здании находится и единый диспетчерский пункт скорой помощи. Раньше, когда человек набирал 103, он попадал в свою центральную районную больницу. Но с 2020 года, звоня по этому номеру из любого муниципалитета, заявитель попадает в общую диспетчерскую скорой.

Заносы и заторы

По дорогам звонят чаще всего – когда где‑то скользко, есть заносы, заторы, или бывает, что фура не может подняться в горку.

«Шквал звонков был по время ледяного дождя. Обычно у нас порядка 10–20 звонков за сутки по дорожной линии, а за 14 декабря поступило 517 звонков», – приводит статистику начальник центра.

На основную массу звонков, касающихся региональных трасс, отвечает круглосуточный дежурный управления автодорог области. Он не только реагирует на обращения, но и мониторит ситуацию на дорогах при помощи дорожных камер.

 

На трое суток вперёд

В распоряжении диспетчера управтодора 33 метеостанции, расположенные на дорогах региона. Количество метеостанций в каждом районе разное и зависит от его размеров. К примеру, в Белгородском районе и Старооскольском округе их гораздо больше, чем в Красненском или Борисовском районах. Все данные с дорожных метеостанций передают дежурному. 

«С их помощью мы смотрим прогноз погоды, Например, метеостанция показывает, что в определённое время начнутся осадки. На место выдвигается дорожная техника и начинает предварительную обработку или уборку», – объясняет замначальника отдела технадзора и эксплуатации автодорог регионального управления автодорог и транспорта Дмитрий Корниенко.

Метеорологическое оборудование способно предсказать точку росы – когда вода переходит из одного состояния в другое, количество осадков, скорость ветра, влажность и другие данные. Таким образом, дорожники могут спрогнозировать на двое-трое суток вперёд, сколько именно выпадет осадков, будет ли туман, снег, мокрый снег, ледяной дождь, чёрный лёд (слой гололёда на дорогах, состоящий из очень прозрачного, а потому невидимого льда, создающий крайнюю опасность при движении – прим. авт.).

 

 

Метеостанция может видеть даже количество противолёдного реагента на поверхности проезжей части.

«К примеру, мы видим, что техника обработала поверхность в 12:30, а дальше наблюдаем, как со временем концентрация реагента уменьшается, коэффициент сцепления уменьшается. Когда необходимо, мы даём команду подрядной организации, она выезжает и посыпает дорогу снова», – рассказывает Корниенко.

Особое внимание дорожники уделяют мостам и низинам, так как в них зимняя скользкость (лёд и снег на дорогах, снижающие сцепление с колёсами – прим. авт.) образуется чаще. Также дополнительно обрабатывают подъёмы, спуски и повороты.

В распоряжении диспетчера и видео с 46 веб-камер. Также он может видеть обстановку через камеры на светофорах. У камер есть возможность записи, так что, если произошло ДТП, специалисты могут посмотреть запись и определить попавшего в кадр виновника.

 

Следят за каждым

При неблагоприятной дорожной обстановке, дежурный передаёт информацию в управление автодорог, и там отрабатывают ситуацию с подрядными организациями. У каждого подрядчика тоже есть круглосуточный диспетчер и дежурные мастера, отвечающие за координацию действий в том или ином районе.

«Дав команду подрядчику, мы видим, какая единица техники выдвинулась на работу. Вся техника оборудована датчиками системы слежения ГЛОНАСС», – отмечает Дмитрий Корниенко.

Кстати, в Центре обработки вызовов 112 при помощи ГЛОНАСС видят на карте технику экстренного реагирования, например скорую или полицию, и школьные автобусы. Диспетчеры могут по госномеру пробить, где находится определённая машина, определить её маршрут и перенаправить к нужному месту.

 

Соль, песок и рассол

Одна из баз подрядных организаций находится в Томаровке. Дорожники отвечают за чистоту 321 км дорог Яковлевского округа. В работе им помогают 11 комбинированных дорожных машин, 4 автогрейдера, 4 трактора и средства малой механизации.

Противолёдные реагенты ожидают своего часа в хранилище. На складе есть песко-соляная смесь в концентрации 1:3 и чистая соль со специальными реагентами, которые позволяют ей не слёживаться в течение всей зимы. Также здесь находится установка по приготовлению рассола.

«У нас чистая соль наносится на дорогу вместе с рассолом для лучшего взаимодействия с покрытием. В современных дорожных машинах есть бункер для сыпучих материалов и отдельно ёмкости для жидкого реагента», – объясняет начальник яковлевского участка компании «Белгороддорстрой» Александр Плотников.

 

 

По его словам, норма обработки зависит от количества осадков и температуры воздуха. 19 января выдались несколько аномальные условия – осадки при большом минусе, что требует большой нормы нанесения на покрытие.

«Сегодня при –15 понадобилось примерно 40–50 граммов на квадратный метр дороги, – подсчитал Плотников. – К двум часам дня ездили уже несколько раз».

Всего же на зиму подрядчик заготовил 550 тонн чистой соли (примерно 1,7 кг на 1 км) и 6,5 тыс. тонн песко-соляной смеси (20 кг на 1 км). Это средние значения на сезон, так что должно хватить.

Анна Емельянова

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×