Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
25 ноября 2020,  10:05

Без зачёток, общаги и КВН. Почему в Эквадоре отчисление из вуза сравнимо с трагедией

Преподаватель из Белгорода рассказывает «БелПрессе», как устроено обучение студентов в эквадорском Гуаякиле

Без зачёток, общаги и КВН. Почему в Эквадоре отчисление из вуза сравнимо с трагедиейИгорь Иванов в ЭквадореФото: из личного архива
  • Статья
  • Статья

Кандидат технических наук Игорь Иванов в 2002 году возглавил кафедру информационных технологий БГТУ им. Шухова. В 2018-м, на пике карьеры, он решил оставить должность и в начале 2019-го уехал в Эквадор.

Сейчас Игорь Владимирович преподаёт в Национальном аграрном университете (Universidad Agraria del Ecuador) в городе Гуаякиль, по линии научных исследований сотрудничает ещё с двумя вузами страны. И дистанционно преподаёт студентам белгородского «технолога».

Присылайте смайлики

«Гуаякиль – первый по численности (крупнее столицы) город Эквадора с населением около 3 млн человек. Здесь 17 университетов – как частных, так и государственных. В Национальном аграрном университете учатся 7 тыс. студентов. В основном это местная молодёжь. Иностранных студентов немного, в основном молодые люди из других стран Латинской Америки.

Весной 2020 года образовательные учреждения Эквадора из‑за пандемии перешли на дистанционное обучение, которое продолжается до сих пор.

В Эквадоре и до пандемии вузы в той или иной степени вводили дистанционку, такая форма обучения здесь вполне развита. Платформы используют разные: Edmodo, Adobe Connect, Zoom. То есть технологически не было большой проблемой переключиться. А вот психологически тяжело, мне по крайней мере. Сижу перед экраном компьютера, 4 часа о чём‑то говорю и почти не вижу обратной реакции. Стараюсь расшатывать студентов, говорю: ребят, вы реагируйте, вопросы задавайте, смайлики присылайте».

Система в 10 баллов

«Единой даты начала учебного года здесь нет. Одни вузы начинают в сентябре-октябре, другие – в марте-апреле. Учебные заведения вообще по‑разному стоят учебный график. Это может быть модульная схема, когда студенты две-три недели изучают, а затем сдают одну дисциплину. Вообще понятия «учебный год» и «каникулы» здесь очень размазаны. И у преподавателей от 15 до 30 дней отпуска, а не 56, как в России.

В аграрном университете, например, предыдущий учебный год завершился в августе, а новый начался в середине октября. Не уверен, что это постоянная дата, возможно, она сдвинулась из‑за пандемии. Схема обучения схожа с российской: два семестра по 16 недель, после каждого экзамены и небольшие каникулы.

На экзаменах знания оцениваются по 10-бальной шкале. Студент может получить 7,2 балла, скажем, или 8,3. Студенческих билетов и зачёток здесь нет. Оценки выставляются в электронный реестр, у каждого студента есть к нему допуск.

Оценки имеют накопительный характер. То есть 60–70 % баллов студент зарабатывает в течение года – на занятиях и экзаменах. Баллы суммируются в итоговую оценку.

Если студент получает меньше 7, то предмет он должен пересдать. Обычно в графике учебного процесса предусматривается время для таких пересдач. Можно пересдать даже защиту выпускной работы!

Кто не пересдал, может пройти дисциплину ещё раз с другим потоком. Могут и отчислить, но это очень редкий случай – не трагедия для вуза, но трагедия для студента. Здесь нет перевода из вуза в вуз с перезачётом полученных оценок. Отчисленный студент теряет всё и старается избежать такого».

Гуаякиль. Аграрный университет Гуаякиль. Аграрный университет / Фото: из личного архива Игоря Иванова

Расходы больше, чем на армию

«Местные университеты, конечно, шикарные: кампусы, корпуса, лаборатории хорошо оборудованы. В Эквадоре образование – государственный приоритет, основная статья бюджетных расходов. На образование страна тратит в 1,5 раза больше, чем на армию и полицию, вместе взятые. Ректор госвуза получает зарплату больше, чем президент страны, а профессор – в 2 раза больше, чем офицер полиции.

В госуниверситетах обучение только бесплатное. Правда, стипендий студенты не получают. В частных вузах обучение дорогое: например, за два года магистерской программы нужно заплатить 10 тыс. долларов. Правда, в зависимости от учебных успехов студенту могут предоставить скидку, а отличников и вовсе обучать бесплатно. В частном университете бизнес-технологий, где я работал до пандемии, студенты и преподаватели питались в университетском кафе бесплатно (и очень вкусно). Обычно это обед один раз в день, но во время длительных занятий добавлялись два перекуса».

 

Игорь Иванов на конференции Игорь Иванов на конференции / Фото: из личного архива

Кому нужен диплом

«Хотя есть очень хорошие вузы, которые входят в мировые рейтинги, качество образования, на мой взгляд, слабоватое. Вернее, не слабоватое, а гуманитарное (не в обиду гуманитариям): тут студенты даже инженерных специальностей в сфере информатики, например, пишут не инженерные проекты, а эссе. Я преподаю группу дисциплин, связанных с ИТ, и пытаюсь вносить технократическое направление.

Иногда в российских студенческих пабликах читаю: «Кому этот диплом нужен! Брат работает сварщиком и хорошо зарабатывает, а сосед без диплома устроился программистом и тоже зарабатывает кучу денег». Да, в России отчасти так. Но в Эквадоре не так. Здесь образование обеспечивает абсолютно реальный социальный лифт. Все смотрят твой диплом, какой вуз окончил и с какими оценками. Поэтому родители изо всех сил стараются выбрать для детей достойный вуз, отправляют учиться в том числе в Европу и Россию. И студенты заинтересованы в получении образования. Но неприятный момент – нередко промежуточные и итоговые работы пишут не сами, а заказывают за деньги на стороне. Несмотря на угрозу разоблачения и последующие неприятности. Есть тут система антиплагиата, но пока меры не очень эффективные».

 

Игорь Иванов с эквадорскими студентами Игорь Иванов с эквадорскими студентами / Фото: из личного архива

Эстимадос эстудиантес

«Государственный язык в Эквадоре – испанский. Вообще я всю жизнь учил английский, это профессиональный инструмент для специалистов в сфере ИТ. Испанский изучал в основном самостоятельно, в Интернете много языковых ресурсов. Немного занимался в языковой школе и с репетитором. Считаю, что мой испанский ещё несовершенен, надо больше практиковаться. Есть трудности в понимании на слух: здесь очень быстрый темп речи и достаточно своеобразный акцент. Но ко мне относятся терпеливо и прощают ошибки.

Иммигрантов в Эквадоре много. Иностранец вообще и иностранный преподаватель в частности не диковинка. В основном это кубинские и венесуэльские преподаватели. Но встречал выходцев из Германии, Болгарии, знаю ещё одного русского профессора – из Тулы.

Студенты обращаются ко мне Doctór (это обращение не только к врачам, но и к людям, имеющим учёную степень) или Prófe (профессор). Я обращаюсь к студентам Estimados Estudiantes (уважаемые студенты)».

 

Гуаякиль до пандемии Гуаякиль до пандемии / Фото: из личного архива Игоря Иванова

Гвоздь программы

«Профессор здесь, что называется, гвоздь программы, центр университетской жизни. И декан, и ректор относятся очень уважительно. Не говоря про административный персонал. Охранник у входа открывает перед тобой дверь, бежит вперёд, чтобы открыть дверь в твой кабинет. Открывает ворота парковки, если ты приехал на автомобиле.

С одной стороны, по условиям контракта я не могу разглашать информацию о своей зарплате. А с другой – по закону о транспарентности каждый вуз выкладывает данные о зарплатах своих работников на сайте. Скажу так: зарплата преподавателя моего уровня – в среднем 2,5–3,2 тыс. долларов. Начинающий преподаватель зарабатывает от 1 600 $.

Студенческих общежитий здесь нет. Студенты живут на съёмных квартирах или в частных хостелах. Поэтому я знаю, что для многих эквадорцев, приезжающих учиться в Россию, проживание общежитии становится культурным шоком.

Всевозможных студенческих праздников, вечеринок, конкурсов здесь очень много. Праздник у эквадорцев в крови. Поэтому ограничения, введённые из‑за пандемии, стали серьёзным испытанием. КВН в Эквадоре я не встречал, но здесь в вузах развито то, что мы называем Stand Up».

Кто первым руку подаёт

«В России при встрече первым подаёт руку старший по возрасту или положению. Здесь студент первым подаёт руку преподавателю, выражая уважение. К этому я не сразу привык.

Ещё одна традиция – целоваться в щёчку при встрече, в том числе с малознакомыми людьми, даже на деловых совещаниях. Женщины с женщинами, мужчины с женщинами.

А ещё эквадорцы свистят. Работаю в преподавательской, а мой коллега рядом сидит и посвистывает. Или студент на экзамене готовится к ответу и насвистывает – в порядке вещей.

А вообще народ очень дружелюбный, вежливый, отзывчивый. До той поры, пока не сядет за руль автомобиля: поведение на дорогах совершенно беспардонное.

Эквадор – страна очень толерантная. Развито межрасовое, межконфессиональное взаимодействие. Отношение к гей-бракам (они здесь разрешены), ЛГБТ абсолютно терпимое. В местных вузах не очень много обязательных предметов, но один из них – межкультурное общение, и эквадорцы этим гордятся.

При этом Эквадор – достаточно религиозная страна. Очень много вузов и школ учреждены католической церковью. Но это не религиозные, а обычные светские учреждения. Церковь таким образом выполняет свою социальную миссию».

 

Оркестр аграрного университета Оркестр аграрного университета / Фото: из личного архива Игоря Иванова

Лето круглый год

«Эквадор разделён на четыре региона с разными климатическими зонами. Гуаякиль – портовый город на побережье, до Тихого океана – 70 км.

Это практически экватор, круглый год лето. Солнце встаёт в 6 часов утра, заходит в 6 вечера. Темнеет мгновенно – буквально за 15 минут. Сезонные отличия связаны с океаническими течениями. Когда в России лето, здесь океанические течения холодные. Воздух +24 °C, вода +22 °C. Это касается прибрежного региона. В горах и снег бывает, и минус.

Когда в России зима, здесь начинается пляжный сезон. Температура воздуха в пределах +32 °C, воды +26–28 °C. Сейчас многие пляжи открыты, но уже объявили, что на Новый год их из‑за пандемии закроют. Тут традиция – отмечать Новый год на пляжах с фейерверками.

Карантинные ограничения из‑за пандемии здесь были жёсткие. Вводили комендантский час с 14 дня до 6 утра. Режим чрезвычайного положения сняли лишь в сентябре. Сейчас ограничений меньше, но они есть. Массовые мероприятия под запретом. Обязателен масочный режим – ни в магазин, ни в любое учреждение без маски не пустят. У входа стоит гвардеец, который каждому измеряет температуру и дезинфицирует руки».

Поговорить за жизнь

«По русской зиме и снегу соскучиться не успел. А вот по своим студентам в Белгороде соскучился. С ними можно и за жизнь поговорить, и что‑то посоветовать. В Эквадоре не принято такое тесное общение [между преподавателями и студентами]. Я искренне благодарен руководству Белгородского технологического университета за то, что нашли возможность привлечь меня к преподаванию на дистанции. И разница в часовых поясах (минус 8 часов с Москвой) позволяет это делать. Я отвожу душу, читая лекции по‑русски.

Поработав здесь, говорю российским студентам: цените тот уровень образования, который пока ещё вам доступен. Он вполне на мировом уровне. Пользуйтесь, не отлынивайте от учёбы. Не думайте, что Белгород – это провинция и образование здесь соответствующее. Я повидал университеты и швейцарские, и чуть-чуть американские, и эквадорские. Понимаю, о чём говорю».

 

Зрители конкурса «Королева университета» Зрители конкурса «Королева университета» / Фото: из личного архива Игоря Иванова

Почему уехал из России

«Как в каждом решении – куча мотивов. Несколько лет назад я почувствовал, что всего достиг по жизненной программе: дом построил, сыновей вырастил, деревья посадил, в профессии абсолютно удовлетворён. Кафедра, которой я руководил 16 лет, выпустила сотни хороших специалистов, надеюсь, они меня с уважением и теплотой вспоминают. И я подумал: а что дальше? Сидеть ждать пенсии, а потом смерти? Ощутил себя как у входа в туннель – он светлый, комфортный, но если в него шагнёшь, уже не свернёшь. Это было очень неприятно. Получается, я уже не управляю своей жизнью? Решил, что нужно что‑то менять. Эквадор был одним из вариантов, потому что к тому времени здесь жил мой сын с семьёй.

В кибернетике есть принцип оптимальности Беллмана. В быту его можно интерпретировать так: на каждом шаге жизненного пути нужно поступать таким образом, чтобы твои потенциальные возможности расширялись. Поэтому, ещё когда приезжал к сыну в гости, я легализовал документы и получил право на преподавание. Параллельно обсуждал некоторые проекты в России. В итоге уехал в Эквадор.

Сейчас здесь у меня вид на жительство, которое даёт практически все права. Я получил большой новый опыт, встряску. Чувствую себя свободным в принятии решений – это классное ощущение. Не нужно бояться разворачивать свою жизнь. Для себя я сформулировал четыре составляющих [достижения цели]: профессионализм, эрудиция, трудолюбие, языки. Такая ПЭТЯ получилась».

Нелля Калиева

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×