Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
08 октября 2020,  12:25

Как в Белгороде работает прокат электросамокатов

От парка Победы до парка Ленина за 140 рублей, или Как я осваивала новый вид транспорта

Как в Белгороде работает прокат электросамокатовФото: Алина Михайлова
  • Статья
  • Статья

В Белгороде – бум электросамокатов. Причём случилось это моментально: если пару месяцев назад люди на самокатах были скорее редкостью, то сейчас в центральной части города их невероятное количество.

И пользуется этим достижением техники не только молодёжь, но и дети, и мужчины лет 40, и даже бабушки-дедушки встречаются. Решила приобщиться к модному веянию и я.

Простые правила

Совсем недавно прокат электросамокатов в Белгороде был только один – на набережной Везёлки. Сейчас же, прогуливаясь по центру города, я обнаружила три.

Одна из прокатных компаний обещает к весне оборудовать в городе 20 станций. Пока готовы три: в парке Победы, на Соборной площади и в парке Ленина. Я решила, что маршрут между двумя парками идеален для начала знакомства с самокатами.

Владельцы прокатов обслуживают свой транспорт по‑разному: кто‑то ставит самокаты подзаряжаться на ночь, кто‑то просто меняет аккумуляторы. В случае с выбранным мною прокатом заряжаются самокаты круглосуточно от автоматизированной станции. Это большая металлическая конструкция, к которой самокаты присасываются. Здесь же, на станции, – наклейки, объясняющие основные правила проката: установить приложение, зарегистрироваться, выбрать в нём нужный самокат, отсоединить от порта, насладиться прогулкой, когда надоест – поставить в свободный порт в любой из станций. Вроде бы несложно.

Регистрация проходит не мгновенно: проверка документов и привязка карты занимают до 15 минут (да, вам понадобится паспорт). Но после всё идёт легко. Три клика в смартфоне – и увесистый самокат в моих руках. «У вас минута на проверку», – пишет приложение. Волнуюсь, потому что об управлении самокатом в инструкции не говорится ни слова. Но всё оказывается максимально просто: на правой ручке – газ, на левой – тормоз. Три секунды – и вот я уже уверенный пользователь.

 

Как на траволаторе

«Может, по кофе?» – интересуется мой напарник по покатушкам.

А я понимаю, что не могу отпустить руль даже для того, чтобы почесать нос. Я вцепилась в него мёртвой хваткой, до белых костяшек, а зубы держу крепко стиснутыми, потому что кажется: если расслаблю челюсть – от вибраций растеряю все пломбы. Усиливает мои переживания жуткая тряска от езды по плитке, где каждый стык отдаётся дрожью и весёлым лязгом.

Как приличный участник движения, пешеходные переходы я преодолеваю по правилам: спешившись и таща железно-резинового электроконя рядом. По неопытности несколько раз получаю тяжёлым самокатом по ногам. Больно!

Все неудобства остаются позади, когда я доезжаю до велодорожки на белгородском Арбате. Никакой тряски – будто едешь на траволаторе или летишь на ковре-самолёте. Стоишь себе, а мир движется навстречу, обдувая прохладным сентябрьским ветерком. Я даже не замечаю, как скорость вырастает до 25 км/ч – почти предел для этих электросамокатов.

Добравшись до парка Ленина, решаю продлить свою прогулку и объезжаю его вокруг по новенькой велодорожке.

 

В парке Ленина В парке Ленина / Фото: Алина Михайлова

Человеческий фактор

Когда ты пешеход, тебя раздражают эти торопыжки на самокатах и велосипедах, рассекающие по пешеходным зонам. Становясь на колёса, ты оказываешься по другую сторону баррикад. Мне решительно не хватало звукового сигнала, чтобы хоть как‑то предупреждать о своём приближении вальяжно прогуливающихся по велодорожкам людей.

Приходилось объезжать, причём пару раз по газону.

В парке Победы группа то ли старшеклассников, то ли студентов прямо на велодорожке сдавала нормативы по бегу на короткие дистанции. В ответ на замечание тренер ввёл меня в ступор фразой «Ну а где ещё нам заниматься?».

Особо впечатлил момент, когда на моей полосе одновременно находились три самоката, две женщины с колясками, бегун и двое ползущих на четвереньках детей…

Я поняла, что делать замечания бесполезно: людей так просто не перевоспитаешь, а настроение себе испортишь наверняка. Думаю, если концентрация самокатчиков на улицах города со временем не снизится, культура велодорожек приживётся сама собой.

 

Будущий управляющий Будущий управляющий / Фото: Алина Михайлова

Будущий управляющий

Паркуя самокат, я заметила парня, протирающего стойку и пристально разглядывающего технику.

— Вы здесь работаете?

— Да, самокаты обслуживаю. В ближайшем будущем стану управляющим, сейчас прохожу обучение.

— А у них есть какой‑то техосмотр? Я вот чувствую, что на моём уже крыло разболталось – дребезжит сильно…

— Ну а как вы хотели? У каждого из них пробега уже больше 2 тыс. км. А в эксплуатации они около месяца! Я на машине столько не накатываю. Обязательно осматриваем, подкручиваем.

— А что‑то по‑серьёзному ломается?

— Конечно. Вот на днях девушка каталась, упала на самокате – отлетел аккумулятор. Они с молодым человеком тихонько поставили всё на место и уехали. Мы по камерам посмотрели, но звонить ей пока не стали – ремонт недорогой. Да, мы можем легко вычислить человека, ведь всюду стоят камеры, а у нас есть все данные: и номера телефонов, и фото документов. Если что‑то случилось – лучше сообщать по телефону, указанному на стойке или в приложении. Мы к поломкам спокойно относимся, это обычное дело при такой активной эксплуатации.

— Что ещё делаете, помимо техобслуживания?

— Следим, чтобы на всех станциях количество самокатов было примерно одинаковым. Иногда приходится грузить их в машину и перевозить с места на место.

— А есть какие‑то ограничения для катания на самокатах? По возрасту там, по здоровью.

— Основные рекомендации написаны здесь, – парень указывает на стойку, где перечислены правила: не пользоваться самокатом в дождь, не ездить в состоянии алкогольного опьянения, не перегружать, не кататься с детьми. – Но, конечно же, не все соблюдают. Часто ставят на самокат детей и катаются по двое. Хотя это небезопасно и чаще всего даёт перегруз – наши самокаты выдерживают до 90 кг. Ещё проблема: на стойке часто сидят как на скамейке, это сокращает срок её службы. Но мы сейчас стараемся решать все эти проблемы: подходим, консультируем. На днях ещё инстаграм нашему прокату планирую завести.

 

В парке Ленина В парке Ленина / Фото: Алина Михайлова

Мысли

Моя первая поездка длилась 35 минут. 4 рубля за минуту – вышло 140 рублей. Для аттракциона выходного дня – прекрасно, в качестве регулярного транспорта – всё же дороговато. Без подзарядки самокат способен проехать около 20 км, с дополнительным аккумулятором – 30. Более чем достаточно, чтобы пересечь город.

Я загорелась идеей прокатиться до аэропорта, когда в том районе города появится станция, тем более что из центра к аэропорту ведёт прекрасная безлюдная велодорожка. Вне велодорожек ездить на самокатах сложно и страшно – много стыков дорожного покрытия, ям, препятствий в виде других участников движения. Это добавляет скепсиса к идее использования самокатов как средства передвижения. И, конечно же, беспокоит вопрос сохранности самих самокатов: в Сети уже полно фотографий оторванных колёс и аккумуляторов. Доживут ли они до весны?

Ну, покатаемся – посмотрим. 

Алина Михайлова

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×