Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
12 октября 2020,  18:30

Это ещё цветочки, или Как снять профессиональное кино почти без денег

Продюсер Юрий Чалов из Старого Оскола снял в Белгороде короткометражку, потратив всего 50 тысяч рублей

Это ещё цветочки, или Как снять профессиональное кино почти без денегФото: Анастасия Данилина
  • Статья

В фильме играли актёры театра им. Щепкина, вторым режиссёром стала студентка БелГУ, а Гуша Катушкин написал песню. У большинства участников это был первый опыт работы в кино.

Журнал «ОнОнас» поговорил со съёмочной группой о том, как это было.

Идея

«В Москве я работал кинопродюсером, – рассказывает Юрий Чалов, – но давняя мечта снимать художественное кино не отпускала. Этой зимой я специально пошёл на полугодовой курс в Московскую школу кино, чтобы снять выпускную работу – короткометражный фильм. Из‑за карантина я сомневался: снимать или не снимать? А в июне поехал домой и в то время узнал, что поступил на основной курс режиссуры. Решил остаться в Белгороде ещё на месяц, чтобы всё же попробовать сделать свою первую работу как режиссёр-постановщик.

Я подумал, что если снимать именно в своём городе, то денег уйдёт меньше. В Белгороде у меня много знакомых, и здесь мне доверяют, знают, что есть какой‑то бэкграунд.

В запасниках у меня лежала недописанная история «Цветочной», и я позвонил знакомому сценаристу из Москвы. За неделю мы её доработали. В образе главного героя есть кое‑что от меня. Был тёмный период в жизни, когда у меня умер отец, а через три месяца брат. У нашего героя умерла супруга. А у неё было дело жизни – цветочный магазин. В память о ней Костя пытается удержать эту лавку на плаву, но у него плохо получается. Он сильно переживает утрату. Однажды к нему на работу устраивается очень необычная продавщица Маша. И в общении с ней он трасформируется. Простая мораль про возрождение человека».

 

Подготовка

«8 июля я объехал все большие цветочные магазины Белгорода. Для съёмок идеально подошёл магазин «Мох». В тот же день я встретился с моим товарищем Серёжей Поликарповым. Он помогал найти людей и всё состыковать: дал контакт театра «Новая сцена – 2», нашёл гримёров, художника, выбил скидку в гостинице, общался с магазинами, которые бесплатно предоставили одежду.

Я знал, что в Белгороде нет профессиональной киногруппы. Но зачастую энтузиазм в чём‑то перекрывает неопытность. Я позвал на съёмки знакомых белгородских операторов: Дениса Турчина и Сергея Чумакова. Анастасия Данилина была оператором и фотографом бекстейджа. Нашли звукорежиссёров. Часть техники взяли в БелГУ: у них есть всё, чтобы снимать профессиональное кино. Ещё часть – у ребят со старооскольского канала «Сминг-ТВ».

Вместе со вторым режиссёром мы составили предварительный план съёмок, «вызывной лист»: во сколько у кого начинается съёмочный день, во сколько кто должен быть на площадке, когда у нас заход солнца и восход. Ко всему подошли скрупулёзно».

 

Кастинг

«Я сам встречался с актёрами и утверждал их. В итоге получился девчачий коллектив из Щепкинского театра. Анна Лего и Наталья Кормишина блистали в эпизодах. А Анастасия Самураева была в это время в Москве, но вернулась в Белгород, чтобы исполнить небольшую роль. Татьяна Соловей приехала из Старооскольского театра. На роль Кости я сразу утвердил Евгения Овчарова, а Машу сыграла Оксана Мацевитая. Для большинства актёров это был первый опыт в игровом кино, но все играли очень сильно и технично».

Съёмки

«В цветочном магазине мы снимали два дня по 12 часов. Магазин в это время работал. Порой в помещении находилось до 25 человек, и, чтобы не мешать продавцам, мы переговаривались шёпотом.

В магазине у нас был случай, который меня потряс. Мы распечатали объявление: «Требуется продавец». Наклеили его на стекло входной двери и снимали сцену, когда Маша приходит устраиваться на работу. Вдруг в помещение зашла девушка с русыми волосами до пояса, в шелковой летящей юбке в цветочек и белой блузке. Эта прохожая девушка выглядела как живая героиня из нашего фильма, которую не нужно одевать и гримировать. Она спросила: «А можно мне устроиться на работу?» Как будто играла нашу сцену. Ей объяснили, что это просто объявление для съёмок. И вся наша группа засмеялась, а девушка покраснела и быстро выскочила из магазина. Было забавно и неловко, но в тот момент я понял, как близка наша история к настоящей жизни.

Один день мы снимали в клубе «Подземка». По истории, в магазине была подсобка. Вход в клуб стал второй локацией, и мы полдня декорировали его всяким хламом, чтобы отснять полторы минуты. Всего фильм идёт 13 минут.

На съёмках было такое чувство, будто у меня день рождения. На площадке собрались ребята с нашего двора: все понимали друг друга, смеялись над одними шутками, предлагали что‑то своё. Все были настроены выложиться, притом что помогали бесплатно».

 

Бюджет

«Мы тратились только на обед, вещи и проживание двух ребят из Москвы, докупали расходники на грим. Уложились в 50–60 тысяч рублей. В столице съёмки обошлись бы в 400 тысяч или больше».

Показ

«Фильм монтируем в столице со студентами Московской школы кино. Его финальная версия будет готова к концу сентября. Сначала я покажу короткометражку нашим мастерам из МШК и надеюсь, что полгода мы с ней поездим по фестивалям. После этого сделаем онлайн-премьеру и выложим фильм в открытый доступ. А для нашей съёмочной группы сделаем закрытый показ».

Алексей Лотоцкий – автор сценария:

 

Это ещё цветочки, или Как снять профессиональное кино почти без денег - Изображение Фото: Анастасия Данилина

 

«Я вспомнил о публикации на «Пикабу», которую давно хотел экранизировать. Автор рассказывал о необычной девушке-цветочнице, которая относилась к цветам, как к своим друзьям: разговаривала с ними, делала им стрижки, одевала в красивые упаковки, а потом знакомила с покупателями. Так у нас появился интересный персонаж.

Мы с Юрой быстро поняли, что наша цветочница будет не главной героиней, а девушкой, которая изменит чью‑то жизнь. Так постепенно родился образ Кости.

Из этого могла бы получиться классическая лав-стори: печальный герой встречает необычную девушку, которая возвращает ему любовь к жизни, а в финале они вместе управляют цветочным магазином. Но нам захотелось поговорить со зрителями на чуть более серьёзные темы, поэтому фильм заканчивается по‑другому».


 

Сергей Поликарпов – линейный продюсер (организатор концертов):

 

Это ещё цветочки, или Как снять профессиональное кино почти без денег - Изображение Фото: личный архив

 

«Юра предложил мне стать продюсером фильма. Откровенно говоря, я не воспринял это всерьёз. На следующий день мы встретились, и весь движ закрутился по‑взрослому.

А через 20 дней фильм был снят. За счёт большой базы профессиональных контактов и целеустремлённости нам удалось собрать команду, найти локации, костюмы, оборудование, актёров. Мы предлагали сотрудничество организациям, и благодаря репутации и интересному проекту партнёры были расположены к работе с нами. Все были максимально отзывчивы, за что мы им безмерно благодарны. В Белгороде много талантливых людей, и мы не могли этим не воспользоваться».


 

Оксана Мацевитая – исполнила роль Маши (актриса Белгородского драматического театра):

 

Это ещё цветочки, или Как снять профессиональное кино почти без денег - Изображение Фото: Анастасия Данилина

 

«Это была моя первая игровая работа на съёмочной площадке. Трудность была в том, чтобы в кадре не быть театральным артистом. На сцене нужно подавать себя широко: делать широкие жесты, говорить громко. А в кино оказалось всё, как в жизни. Пришлось учиться себя сдерживать.

Моя героиня – такая Мэри Поппинс. В жизни я таких людей не встречала. Наверное, что‑то от неё у меня есть, но всё равно мы в современном мире не способны так глубоко чувствовать и переживать из‑за каких‑то мелочей. Это такое детское качество, которое со временем в нас изживается. Мне нужно было стать легче, чем в жизни. Тянуло пострадать, сделать по‑серьёзному, как на сцене. Но режиссёр постоянно останавливал: «Давай, возвращайся в Машу».


 

Евгений Овчаров – исполнил роль Кости (актёр театра «Новая сцена – 2»):

 

Это ещё цветочки, или Как снять профессиональное кино почти без денег - Изображение Фото: Анастасия Данилина

 

«В кино у тебя нет времени на раскачку – это основное его отличие от театра, которое я для себя отметил. В театре эмоциональное состояние меняется по нарастающей.

А в кино ты уже должен заходить в дубль в определённом эмоциональном состоянии, с первой секунды. Я не могу сказать, что мне было нелегко, но определённые трудности всё же были, хотя я прекрасно понимаю чувства человека, пережившего утрату».


 

Алексей Данилов – художник по гриму:

 

Это ещё цветочки, или Как снять профессиональное кино почти без денег - Изображение Фото: Анастасия Данилина

 

«Грим – это игрушка для актёра, которой он может пользоваться в случае чего. Мне важно было передать печать тяжёлого прошлого главного героя: подчеркнуть глаза, чтобы они выглядели заплаканными и печальными, выделить морщины.

В другие моменты я делал свежий грим, чтобы была заметна разница между разными отрезками жизни героя. А моя коллега Александра Шуваева помогала гримировать девушек и делала их ещё красивее».


 

Виктория Хаданка – художник-постановщик:

 

Это ещё цветочки, или Как снять профессиональное кино почти без денег - Изображение Фото: Анастасия Данилина

 

«Энтузиазма во мне было больше, чем опыта. Но Юра всё равно настоял на моём участии. Я рисовала раскадровку фильма, составляла список реквизита, два дня мы выбирали костюмы для актёров по заранее подготовленным мною эскизам. Тоже было непросто: в нашем городе одежда одинаковая. Нужно было учитывать то, как она висит на вешалке и как садится на человеке. Но в целом это было интересно, как одевать кукол.

Какие‑то вещи мы привозили из дома или покупали, но основной реквизит был на самих площадках. Этот процесс ни на что не похож: сейчас ты сидишь на корточках под столом, чтобы не попасть в кадр, а потом бежишь переставлять кактусы, потому что в следующем кадре должно быть меньше зелёного.

Например, оператор, режиссёр и звуковик заняты делом, а остальные на улице: кто спит, кто фотографируется, кто читает книгу. Но все как единый механизм. Мне нравилось в перерывах зарисовывать некоторых из них».


 

Гуша Катушкин – автор музыки:

 

Это ещё цветочки, или Как снять профессиональное кино почти без денег - Изображение Фото: Анастасия Данилина

 

«Я решил поучаствовать, потому что для меня создание текста при конкретной теме и задаче вроде изысканного развлечения. Утром второго съёмочного дня мне скинули сценарий и раскадровки. Идея будущей песни прояснилась, когда я увидел заголовок «Цветочная». Вспомнилась популярная поговорка «Это ещё цветочки, ягодки впереди».

Мы договорились встретиться с Юрой после полудня. И к моменту встречи текст и даже некоторые наброски мелодии у меня с собой имелись. Ритмически и по настроению песня скорее бодро-танцевальная: что‑то между полькой и парижскими вальсами. В фильме я появлюсь в качестве покупателя с тематической репликой, которая связывает воедино идею песни и киноленты».


 

Денис Турчин – видеооператор:

 

Это ещё цветочки, или Как снять профессиональное кино почти без денег - Изображение Фото: Анастасия Данилина

 

«Большинство техники мы взяли в аренду: камера, свет, микрофоны и прочие девайсы для съемки. Для последней сцены привлекли оператора коптера из БелГУ. Кадры вышли на высоте, всё максимально киношно! Я должен был работать с камерой: снимать кадры, подбирать ракурсы, следить за освещённостью. Но иногда приходилось быть и гаффером (человеком, который отвечает на площадке за электрику и освещение – прим. ред.), и механиком. Приходилось всей командой разгружать автомобили с аппаратурой.

Во время съёмок цветочный магазин работал в обычном режиме, поэтому приходилось переснимать тот или иной кадр из‑за очередных посетителей. Некоторые кадры мы переснимали десятки раз, чтобы добиться нужного эффекта».


 

Азиза Шоёкубова – второй режиссёр (выпускница БелГУ):

 

Это ещё цветочки, или Как снять профессиональное кино почти без денег - Изображение Фото: Анастасия Данилина

 

«Мы познакомились с Юрой, когда он представлял в Белгороде фильм «Ярды» и проводил мастер-классы. Он позвал меня на съёмки «Цветочной», чтобы я изнутри увидела, как снимают кино. Вместе с Юрой мы детально планировали сцены, я составляла календарный план: в какие дни что будем снимать. Гоняла актёров: кто не пришёл, во сколько кто должен быть в кадре. Это был такой период жизни, когда я отошла от студенческого круга общения и сразу попала в мир больших людей. А после съёмок записалась на кинокурсы».

Валерия Солошенко

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×