Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
08 сентября 2020,  15:14

Инструкция старая, но никем не отменённая

Инструкция старая, но никем не отменённаяФото: Владимир Юрченко
  • Мнение
  • Мнение

Вечером 31 августа привычно пиликнул телефон – пришло сообщение из школы моей дочери-первоклашки: «Уважаемые родители! Ждём вас 1 сентября в 11:00 на базе отдыха. Форма одежды удобная».

Я протёрла глаза и стала выяснять, точно ли не надо нарядными тащиться на линейку по жаре, заваливать учительницу георгинами, слушать пафосные речи директора и каких‑нибудь депутатов, спасать ребёнка от солнечного удара и успокаивать, что школа – это не так страшно?! Нет, отвечают, высыпайтесь и приходите. А что, так можно было?

В последнее время меня всё чаще мучает вопрос: почему практически во всех сферах жизни у нас так любят следовать придуманным кем‑то миллион лет назад шаблонам? Вот начали в советское время проводить торжественные линейки 1 сентября. Так и повелось. Из года в год одно и то же: «Учат в школе», колокольчик, сплошь состоящие из штампов длинные и скучные речи взрослых, цветы, ощущение полной безнадёги и в конце концов какая‑нибудь слабенькая девочка или хилый мальчик не выдерживает и падает в обморок. Мы давно уже в другом государстве, в другой цифровой эпохе, а эта схема по‑прежнему работает.

А что будет, если не провести эту самую линейку? Дети не поймут, что они пошли в школу? Разорятся цветочные магазины? Расстроится чиновница из управления образования? Да ничего не будет. Детям будет проще и спокойнее. И пройдёт у них этот день без пафосной пустой болтовни взрослых, они меньше устанут и потратят это время с большей пользой. Например, познакомятся с одноклассниками и учителем.

Есть такое обоснованное мнение, что изначально школа появилась для подготовки к работе на заводах, куда люди стремились из‑за стабильного дохода. И структура нынешней школы по‑прежнему напоминает фабрику или армию. Построение, дисциплина, начальство, бригадир, система оценки. А ещё бесконечная уравниловка и попытка стереть и уничтожить всякую индивидуальность. Форма должна быть одинаковой, сочинения писать должны одинаково (если вдруг выразил что‑то отличное от мнения учителя – двойка тебе), никто не должен выделяться. Иными словами, усреднить, упростить, усмирить.

Но дети с каждым днём всё неудобнее, всё наглее. Потому что если раньше учитель был носителем знаний, за что его бесконечно уважали, то сегодня ученик в состоянии все эти знания найти быстрее учителя с помощью любой поисковой системы. И в школе ему попросту скучно. Дети не понимают: зачем им эти бесполезные знания, которые никак нельзя применить в реальной жизни? Зачем им эта протухшая рыба, когда им нужна удочка? Но шаблоны, шаблоны и ещё раз шаблоны.

Помните цитату из советского фильма «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён»? Когда директор лагеря – товарищ Дынин – в исполнении харизматичного Евстигнеева репетирует программу родительского дня, вожатая Валя ему говорит, вертя сценарий в руках:

— Хм… тут стерлось. Инструкция старая.

— Старая. Но никем не отменённая, между прочим.

Мне кажется, эта киношная сцена – она вся про нашу современную школу. Инструкция к ней очень старая, но никем не отменённая. И на старом-престаром, пожелтевшем сценарии чиновники от образования продолжают делать странные, диковинные приписки. А учителя и завучи уже и прочитать их толком не могут, и выполнять устали. А самое главное, что дети тут оказываются совершенно ни при чём.

Анастасия Состина

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×