Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
31 августа 2020,  20:36
 3774

Уникальный проект: в Белгородской области создали сельскую школу нового типа

Ею стал образовательный центр «Слобожанщина» в Краснояружском районе

Уникальный проект: в Белгородской области создали сельскую школу нового типаФото: Александра Талалаева
  • Статья
  • Статья

Центр находится в селе Колотиловка. В новом учебном году он начнёт работать в формате школы полного дня, при этом для каждого ученика хотят подобрать индивидуальную стратегию в освоении программы.

Школа + детсад

Школа в селе Колотиловка, построенная в 1997 году, до нынешнего учебного года была девятилеткой. Сейчас её статус изменился: это образовательный центр, в который входят детский сад на 40 мест и средняя школа.

Раньше в школу, рассчитанную на 120 учеников, ходили 34 школьника из Колотиловки. 1 сентября за парты сядут уже 108 ребят из самой Колотиловки, районного центра и нескольких сёл района.

Мы побывали в школе за несколько дней до её официального открытия. Посмотреть, как завершаются работы по подготовке «Слобожанщины» к учебному году, приехали заместитель губернатора Наталия Зубарева, руководители областного департамента образования и Белгородского института развития образования.

«Это уникальный проект, смысл и суть которого – беспрецедентный опыт создания малокомплектной школы, полностью соответствующей концепции доброжелательной школы. Это и школа полного дня, и индивидуальные образовательные траектории, причём независимо от условий, а только исходя из способностей ребёнка и желания семьи», – так охарактеризовала обновлённую школу Наталия Зубарева.

В капитальный ремонт здания вложили более 100 млн рублей, большая часть денег – из областного бюджета. А вообще «Слобожанщина» – это совместный проект региона и компании «Новая слобода». Рядом со школой строится этнодеревня, которая станет частью историко-культурного комплекса «Новая слобода». В домиках этнодеревни оборудуют мастерские, где ребята будут на внеурочке знакомиться с разными профессиями: бондаря, гончара и другими.

 

Уникальный проект: в Белгородской области создали сельскую школу нового типа - Изображение

Партнёрские отношения

У «Слобожанщины» есть свой логотип – открытая книга и зелёное дерево означают желание учиться и развиваться.

Школу оборудовали современной техникой, полностью обновили мебель. Пространство разделили на зоны – игровую, учебную, коворкинговую и т. д. На территории оборудуют зелёный класс для занятий на свежем воздухе.

«Уже заключены договоры с партнёрами – учреждениями культуры, спорта, вузами. Очень важно, что здесь будет предпрофессиональная подготовка старшеклассников, дети получат водительские удостоверения. Будет обучение рабочим и техническим специальностям, список профессий сейчас прорабатывается. В партнёрских отношениях – родители, попечительский совет, совет села. Большая надежда, что эта школа станет опытной площадкой, примером для других муниципальных образований», – отметила Наталия Зубарева.

Главный принцип работы школы, считает Наталия Николаевна, чтобы таланты ребёнка были раскрыты, а потребности семьи – реализованы.

 

«Следопыты» и «Энерджайзеры»

Все учителя уже бывшей основной Колотиловской школы остались на своих местах. Остальных педагогов набирали на конкурсной основе. Проводили психологическое тестирование, проверяли предметные знания. Сейчас кадрового дефицита в «Слобожанщине» нет.

В последние дни августа педагоги провели для своих будущих учеников неделю адаптации. Это очень важно для ребят, ведь большинство из них в школе новички, им нужно познакомиться друг с другом и с учителями.

На неделе адаптации для мальчишек и девчонок провели тимбилдинги (тренинги по командообразованию) в игровой форме. А ещё предложили разработать законы школы, при этом каждый класс должен был придумать себе название. Например, второклассники назвали свой класс «Дружба», третий класс – «Следопыты», четвёртый – «Созвездие», шестой – «Энерджайзеры», восьмой – «Торнадо» (да ещё с девизом: «Мы, как торнадо, сметаем все преграды»!) и т. д.

Пока здесь в каждой параллели – всего по одному классу, только десятых два. Наполняемость небольшая – в среднем по 10 человек в классе, и это одна из изюминок школы. При большой наполняемости трудно выстроить образовательный маршрут для каждого ученика, а в «Слобожанщине» хотят достичь именно этого.

«Это нетиповое образовательное учреждение, оно собирает детей со всего района, – рассказала директор школы Лариса Трубина. – Больше всего ребят – из самой Красной Яруги, ещё будут приезжать ученики из Сергиевки, Графовки, Илёк-Пеньковки, Вязового и других сёл. Школьные автобусы будут работать по отдельному расписанию».

Работать в команде

Лариса Азизовна особо подчёркивает, что это не школа для одарённых детей. Пока сюда принимают по желанию – тех, кто любит учиться и готов много работать.

«Мы детей не сравниваем, не отбираем. У нас маленькие классы, индивидуальные образовательные траектории у каждого ученика. Все дети получат базовое образование плюс углублённое изучение до трёх предметов. У нас школа полного дня, поэтому будет много дополнительных занятий по разным предметам. Два раза в неделю – опыт общения на иностранных языках. К этому подключатся иностранные студенты БелГУ – через скайп и другие сервисы», – пояснила директор.

Детский сад в «Слобожанщине» тоже особенный: в нём реализуют один из проектов стратегии «Доброжелательная школа» – «Дети-наставники». Ученики начальной школы будут помогать воспитателям на занятиях с малышами. Это научит школьников ответственности, а для детсадовцев психологически смягчит переход из детского сада в школу.

 

Уникальный проект: в Белгородской области создали сельскую школу нового типа - Изображение Фото: Александра Талалаева

Дети любят эксперименты

Классные комнаты в школе небольшие, но уютные. В оформлении школы немало элементов бережливого управления – сейчас без этого никуда. Ещё одна «фишка» – небольшой стенд «Цитата дня» в каждом кабинете.

«В начальной школе это пословицы и поговорки, которые не изучаются в школьной программе. Учителя-предметники цитаты подбирают сами», – рассказала директор.

Как обустроить игровую зону для учеников начальной школы, обсуждали с родителями. Многие семьи передали в школу игрушки, чтобы детям было комфортно на переменках или в часы отдыха.

Химико-биологическая лаборатория оснащена муляжами, макетами и цифровыми микроскопами. Кабинет информатики будет ещё и кабинетом робототехники.

«Думаю, это будет самый любимый класс у ребят», – уверена Лариса Азизовна.

А вот неприметный с виду серый ящик оказывается суперсовременным мобильным классом физики стоимостью 400 тыс. рублей. С этим оборудованием учитель может работать в любом кабинете по любой теме уроков физики.

 

В мобильном классе физики В мобильном классе физики / Фото: Александра Талалаева

Не только уроки

В школе нет привычного актового зала. Вместо него – просторная коворкинг-зона, где ступени – это и сидения, где можно расставить любую мебель в зависимости от акции и мероприятия. Здесь есть огромный смарт-экран, где будут транслироваться школьные новости и другая полезная информация.

Откроется школьная радиостанция. Редакторами, корреспондентами и звукорежиссёрами станут старшеклассники. Они будут не только делать школьные новости, но и читать сказки малышам и готовить музыкальные программы.

Школьный стадион тоже необычен: это скорее многофункциональная площадка-трансформер с зонами для игровых видов спорта и для бадминтона (в школе откроют секцию бадминтона). Покрытие из резиновой крошки безопасно для детей и хорошо подходит для занятий лёгкой атлетикой. Рядом – игровой детский городок с горками, качелями, турниками. 

За школой – участок земли, похожий на огород.

«Но нет, это не огород, морковку для школьной столовой здесь выращивать не будем, – отметила Лариса Трубина. – Это экспериментальная площадка для исследований по биологии. Участки, холодные парники для работы в рамках проекта «Школьный питомник»

Здесь школьники будут сажать саженцы и проводить эксперименты. За каждым классом закрепят отдельный участок. Одно из профильных направлений обучение в школе – химико-биологическое (второе – социально-экономическое). Поэтому теория должна всегда подкрепляться практикой.

«Ребёнку эксперимент интересен тогда, когда он в нём стартует с самого начала», – уверена директор школы.

Много нового и интересного

Мы спросили и у ребят, почему они захотели учиться в этой школе.

Десятиклассницы Виталина Романенко, Виктория Шемитова, Ирма Трошина, Софья Дидоренко учились в краснояружских школах. Учились хорошо и потому в конце учебного года их родителям предложили перевести детей в «Слобожанщину». Рассказали о новой школе, о перспективах образования в ней.

«Мне понравилось, что тут можно изучать новые языки. В прошлой школе я учила английский, а сейчас ещё буду изучать французский», – призналась Виктория.

«Мне нравится, что здесь у меня больше возможностей получить хорошее образование, а ещё – профессию. Я выбрала профессию делопроизводителя», – рассказала Виталина.

«Нам рассказали, что здесь работают лучшие учителя, это для меня очень важно», – отметила Ирма.

«Меня привлекло, что можно изучать ещё иностранные языки и что можно получить права. Ну и новые знакомства», – сообщила Софья.

Шестиклассница Алиса Марченко перешла сюда из краснояружской школы № 2:

«Я услышала про эту школу от знакомых, которые сюда перешли, и тоже захотела здесь учиться. Школа сильная, и у меня есть стимул получать больше знаний».

Пятиклассник Илья Качуров и шестиклассник Аким Рубаненко тоже из Красной Яруги, познакомились они на неделе адаптации и подружились.

«Здесь лучшее образование, больше кружков. У нас появилось много новых друзей», – рассказали мальчишки.

Завтра, 1 сентября, образовательный центр «Слобожанщина» заработает в полную силу.

Елена Мельникова

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×