Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
31 августа 2020,  16:37

52 работы русских художников привезла в Белгород Тверская картинная галерея

52 работы русских художников привезла в Белгород Тверская картинная галереяФото: Олег Гончаренко
  • Новость
  • Новость

Живопись и графика Маковского, Перова, Венецианова и других мастеров представлены на выставке «Образы провинциальной России» в художественном музее.

Открывшаяся 28 августа выставка стала уже четвёртым совместным проектом с нашим музеем.

«Несмотря на трудности, связанные с пандемией, учреждения культуры вновь принимают посетителей в своих стенах, – отметила на открытии замначальника областного управления культуры Светлана Горбатовская. – Это происходит благодаря слаженной работе наших коллективов и тому, что посетитель искренне нас любит и готов к новым встречам».

Экспозицию организовали в рамках нацпроекта «Культура», который предусматривает обмен показами собраний региональных музеев. Ознакомившись с коллекцией одного из старейших и крупнейших художественных музеев страны в Твери, белгородские музейные сотрудники решили собрать выставку, посвящённую провинциальной России.

«Белгородцам сегодня представили 52 произведения русской живописи и графики XVIII–XIX веков, – рассказала «БелПрессе» куратор выставки Юлия Домонова. – Тематика включила несколько блоков: дворянство, купечество, крестьянство. Из жанров – портреты, пейзажи, сюжетно-тематические картины. Они рассказывают о неспешном течении жизни российских городов того времени, особенностях формирования усадебных картинных галерей, развитии портретной живописи».

 

Портреты и рисунок вошли в моду провинциальных семейных домов в конце XVIII – первой половине XIX веков. На выставке собраны полотна не только классиков русского искусства. Большую часть экспозиции заняли работы неизвестных художников – её открывает череда портретов членов семьи Баль, написанных в 1780-х годах.

«Не у всех была возможность обратиться к дорогим столичным живописцам, – пояснила куратор. – Поэтому обращались к неизвестным провинциалам, начинающим. Здесь очень хорошо видна история развития русской живописи – на портретах членов семьи Баль заметны проблемы с анатомией, но их авторы явно были знакомы с европейской школой и пытались ей подражать».

Мастерство губернских живописцев со временем росло. Появлялись самобытность и достойный художественный уровень. Расширялась тематика – мода на портреты проникла в среду купечества. Изображая купцов, живописцы делали акцент на благообразности, волевом выражении лица, бороде как социальном символе. Купчих рисовали нарядными, передавали идеал купеческой жены: благовоспитанной, респектабельной, уважающей патриархальность.

Заказчики русского дворянского портрета желали передать посредством полотна свой внутренний мир, духовную жизнь, движение чувств. Так, женщины были задумчивы и мечтательны («Портрет молодой женщины», «Портрет Путятиной»). Ряд произведений в экспозиции посвящены семейным ценностям и материнской любви («Портрет княгини Юлии Фёдоровны Куракиной, жены художника, с четырьмя детьми», «Семейный портрет»).

 

«С начала XIX века на картинах русских художников стали появляться крестьяне, – уточнила Юлия Домонова. – Ранее их почти не изображали, этому мешал культурный разрыв между высшими и низшими слоями общества, нежелание дворян – заказчиков произведений искусства – видеть на полотнах крестьян как главных героев сюжета».

Алексей Венецианов работал в своём имении. Он изображал собственных крепостных в романтичном русле. Вместо изнурительного труда показывал минуты расслабленности («Крестьянка, расчёсывающая лён»).

Художник Иван Творожников сам родился в крестьянской семье. На его картинах – простые люди и судьбы. Бывая на своей родине, в деревне Жуково нынешней Тверской области, Творожников много рисовал своих земляков («Старушка», «Продавец образков»).

Кроме портретов, в экспозицию вошли усадебные, провинциальные пейзажи («Васильевск», «Воскресенск», «Вид города Ржева») и жанровые сцены («Посещение бедных», «Праздник в деревне Тульской области», «У деревенского художника»).

Выставка открыта до 4 октября.

Олег Гончаренко

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×