Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
28 августа 2020,  18:27

В Белгороде тестируют новую систему оплаты проезда в транспорте

Система предполагает автоматический учёт длительности поездок для их дифференцированной оплаты

В Белгороде тестируют новую систему оплаты проезда в транспортеФото: Павел Колядин
  • Статья

В эти дни в автобусах и троллейбусах пассажиров встречают студенты-волонтёры в жилетах и защитных средствах и учат белгородцев по‑новому оплачивать проезд – прикладывать банковскую карту к валидаторам на входе и выходе из транспорта.

Зачем это нужно

В Белгородской агломерации готовят новую маршрутную сеть пассажирского транспорта. Она построена на основе пересадочной модели.

Основные районы города свяжут магистральные маршруты – здесь будут ходить большие автобусы и троллейбусы. От них станут ответвляться городские маршруты, которые свяжут больницы, поликлиники, МФЦ и остальные социальные объекты. Наконец, в пригородной зоне будут работать так называемые подвозящие маршруты. На них можно будет добраться из микрорайонов ИЖС до остановок магистральных маршрутов на окраине города и с бесплатной пересадкой поехать по городу далее. С момента старта подвозящего маршрута на пересадку отводится 45 минут.

Здесь‑то и возникла необходимость наладить удобную оплату проезда – так, чтобы учитывать и дифференцированный тариф проезда за городом, и проезд по городу. Раньше этим занимались водители – во время движения и на остановках они отвлекались на всем известное: «Вы на какой остановке садились? Вы где выходите?» В уме приходилось производить подсчёт стоимости по километражу.

Задача новой системы оплаты в том, чтобы это делала автоматика.

«В основе всего у нас, во‑первых, введение безналичной оплаты проезда на транспорте, и, во вторых, – стремление исключить водителя из этого процесса, – поясняет «БелПрессе» замначальника департамента цифрового развития области Олег Кравченко. – В условиях новой маршрутной сети нужно обеспечить более быструю пересадку и максимально простой инструмент оплаты, чтобы человек повторно не оплачивал за проезд внутри городской черты. Мы тестируем совершенно новую систему, в России её ещё нет, и если всё будет благополучно, запустим её к 1 ноября».

Без дискомфорта и конфликтов

До начала ноября освоить новую систему оплаты проезда белгородцам будут помогать волонтёры.

«Наша обязанность – объяснять людям, как будет работать новая система, которую планируют вводить поэтапно, чтобы потом не возникало никаких конфликтных, дискомфортных ситуаций, – говорит студентка Белгородского механико-технологического колледжа, волонтёр Ольга Шарапова. – Заходя в автобус, человек должен приложить карту к валидатору в первый раз, чтобы прошёл сигнал о том, что он зашёл именно на этой остановке. На выходе он прикладывает карту ещё раз, чтобы система зафиксировала, на какой остановке он вышел, и корректно произвела списание оплаты за проезд».

Олег Кравченко уверен: полноценное тестирование оплаты проезда в общественной транспорте для целой агломерации можно провести лишь, как он выразился, «в боевых условиях». Это значит, что до ноября пассажиры неизбежно пройдут через этап недопониманий. Для этого и будут работать транспортные волонтёры.

 

Волонтёр встречает пассажиров на входе Волонтёр встречает пассажиров на входе / Фото: Олег Гончаренко

 

У людей уже сейчас возникают вопросы, например:

Если нет карты или денег на карте?

Этот вопрос актуален и для обладателей контактных банковских карт, которые нужно вставлять (без NFC-чипа и с одной магнитной полосой). Для валидаторов в транспорте такие карты не годятся.

В Единой транспортной компании уверяют: наличная оплата проезда будет работать по‑прежнему. Пассажир, заходя через переднюю дверь, сможет расплатиться с водителем обычным способом.

Можно ли получить проездные документы для бухгалтерии на работе?

Для этого необходимо зарегистрироваться в личном кабинете на сайте ЕТК. Там есть возможность получить чек за поездку или более подробную выписку с операциями оплаты проезда по банковской карте.

Прежний способ оплаты – водителю, с получением чека – по‑прежнему останется доступен. Он пригодится, например, командированным, которым нужны отчётные документы о расходах.

Можно ли заплатить не только за себя?

Да. На экранах валидаторов есть хорошо видимая кнопка «повторная оплата». Нажав на неё, можно приложить свою карту ещё раз, оплатив за другого пассажира.

 

В Белгороде тестируют новую систему оплаты проезда в транспорте - Изображение Фото: Олег Гончаренко

 

Что будет, если забыл провести карточкой на выходе?

Если пройти через первый валидатор, а на выходе не воспользоваться вторым (например, в спешке, по забывчивости), то оплату за проезд спишут с карты по максимальному тарифу.

Эту оплошность можно исправить, обратившись в ЕТК, например, по телефону горячей линии 8 800 200–60–34.

Почему не ввести транспортные карты, как в Москве?

Программно-аппаратные комплексы для обычных банковских карт, по словам Кравченко, устанавливаются существенно проще и дешевле.

«Чтобы внедрить специальную транспортную карту, нужна громадная инфраструктура. Нужно будет также наладить выпуск этих карт. Соответственно, это повлияет на стоимость проезда, на пассажиров ляжет дополнительная финансовая нагрузка. Поэтому мы пошли по пути использования обычных банковских карт», – поясняет Олег Кравченко.

Олег Гончаренко

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×