Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
23 августа 2020,  19:29

Прости, Амман, прощай, Павлинка? Почему Тамерлан не строил храм в Ивановке

«Белгородские известия» развенчивают один из мифов Ровеньского района и находят истину в клубке исторических фактов

Прости, Амман, прощай, Павлинка? Почему Тамерлан не строил храм в ИвановкеИвановский храм сегодняФото: Анна Кущенко
  • Статья
  • Статья

С Петропавловским храмом в ровеньском селе Ивановка связана, пожалуй, одна из самых ярких и экзотических легенд нашего края, которая активно пошла в народ в начале 90-х годов прошлого века.

Когда Тамерлан шёл на Москву, гласит легенда, повелел он ставить на удобном месте мечеть, чтобы молиться за победу. Здесь между татарином Амманом и дочерью главного каменотёса Павлинкой вспыхнула любовь, которую воины Тамерлана единоверцу не простили: растерзали родившуюся у них дочь собаками. На этом месте возникло селение, которое в память о несчастном влюблённом назвали Аммановкой (позже – Ивановка). А нынешний храм и есть та самая мечеть.

Несколько лет назад «Белгородские известия» писали о церкви, которую отреставрировали в начале 2000-х. Легенду можно найти на многих сайтах, и она уже превратилась в едва ли не официальную версию рождения храма. Но что‑то в ней не так, а точнее – всё.

Враг моего врага

Зачем Тамерлан ходил в 1395 году на Русь? Поход Железного Хромца стал отголоском беспощадной войны с ханом Золотой Орды Тохтамышем. В последнем десятилетии XIV века Тимур (правильнее именовать его на восточный лад) буквально гонял Тохтамыша по степным просторам между Волгой и Днепром. В апреле 1395 года золотоордынский хан потерпел от своего обидчика ещё одно жестокое поражение на Тереке и скрылся в литовских владениях. Тимур принялся осваивать оставшиеся без хана ордынские земли. Формально Москва была союзницей Орды, но на русские рубежи Тимур двинулся скорее по инерции, преследуя один из отходящих ордынских отрядов. 

Особых причин воевать с московским князем Василием Дмитриевичем у властителя Азии не было: русские прекрасно помнили недавнее разграбление Москвы Тохтамышем, какой резон был им вступаться за старого обидчика? Возможно, именно по этой причине Тимур дошёл до города Ельца, остановился и повернул обратно: любая война должна иметь смысл, а цель этого рейда становилась весьма смутной. Интересы Тимура лежали далеко на юге. Но его последовательная жестокость сильно ударила по Орде, ускорив её распад. Так что для Руси грозный завоеватель стал скорее опасным непрошеным союзником. Так получилось. А теперь вернёмся к легенде и попробуем перенестись на 625 лет назад.

 

Ивановский храм до реставрации Ивановский храм до реставрации

Что нам стоит степь застроить

Мог ли Тимур соорудить мечеть на месте нынешней Ивановки? Географически – маловероятно. К московским рубежам после разгрома Тохтамыша на Тереке он шёл северо-восточнее. Если и предположить, что здесь появлялись дальние разъезды его войска, то думали они о чём угодно только не о строительстве мечети. Кто бы в ней молился?

Фактор времени тоже рушит тамерлановскую версию: с Северного Кавказа до тогдашних русских рубежей Тамерлан добрался за три месяца, а в конце августа 1395 года уже уводил свою армию от Ельца. Построить мечеть за четверть года в Средневековье? Это явный перебор.

И технологический момент: чтобы возвести в чистом поле мощную капитальную постройку, нужны опытные каменщики. Десятки рабочих, лошади, волы, возчики, десятники, повара, охрана, наконец. Требовались сотни возов кирпича, или (что ещё сложнее) предстояло наладить в голой степи его производство. Опять нестыковка. Так что Амман и Павлинка, скорее всего, пострадали за свою любовь только в легенде.

Мечеть ли?

Теперь интересовала уже реальность: если не Тамерлан, то кто же? Сначала надо было разобраться с главным вопросом: мечеть или храм. Чтобы узнать это, мы отправили снимки здания Алексею Салимову – доктору искусствоведения, члену-корреспонденту Российской академии архитектуры и строительных наук. Живёт и работает он в Твери, являясь признанным специалистом в области русского храмового зодчества.

«Это храм, – не задержался с ответом учёный. – И не просто церковь, а православная церковь, построили её в конце XVIII – начале XIX века. Думаю, что она была связана с дворянской усадьбой. Такие формы были свойственны русской архитектуре во времена Екатерины II, хотя не исключено её сооружение во времена Александра I, в начале XIX века. Это оригинальная постройка эпохи классицизма в России».

Итак, Тамерлан облегчённо вздохнул. Теперь, примерно зная характер здания и его эпоху, можно было искать точнее. И буквально через несколько минут Интернет выдал фото сразу нескольких храмов, как будто скопированных с ивановского. И скульптора.

Николай Львов (1753–1804) – знаменитый русский архитектор, избравший стиль классицизма. Его первый проект – собор Святого Иосифа в Могилёве, здесь начинающий архитектор применил технологию двойного купола со световым окном. Затем были Невские ворота в Петропавловской крепости, Борисоглебский собор в Торжке, другие храмы. А ещё Николай Львов спроектировал десятки богатых помещичьих усадеб, включающих родовые часовни или церкви. В том числе и на юге России. Может, к нему обращались с заказом и ровеньские помещики, например известное в крае семейство Фирсовых?

 

Крестовоздвиженская часовня по проекту Львова в Торжке Крестовоздвиженская часовня по проекту Львова в Торжке

Но если храм возвели по проекту Львова, вопросы оставались. Приход в Ивановке открыли в 1858 году, когда, если верить современной трактовке, церковное здание уже стояло, но не использовалось. Почему сама постройка выпала из народной памяти? Как получилось, что к середине позапрошлого века он оказался заброшенным?

Этим вопросом задавался и благочинный Ровеньского округа протоиерей Дмитрий Готовкин. По его версии, культовое здание в Ивановке в конце XVIII века мог построить какой‑то дворянин-мистик, исповедующий то же масонство. Похожий пример уже есть на западе области – знаменитое Круглое здание в Грайвороне. А после того как хозяин ушёл из жизни, здание какое‑то время могло пустовать. Опять предположения, опять загадки, но вдруг…

Романтика закончилась

Этот материал так бы и остался большим знаком вопроса, если бы мы не обратились за советом к историку, начальнику областного управления по делам архивов Павлу Субботину. На протяжении многих лет он вплотную занимается историей белгородских храмов. Заинтересовавшись нашей темой, он побывал в Ивановке, сопоставил архивные данные, дореволюционные публикации и сохранившиеся карты. В итоге прояснилось много неожиданного о судьбе не только храма, но и самой Ивановки.

И всё же…

Вопрос, по всей видимости, закрыт. Но азиатские мотивы этой истории возникли не на пустом месте. Древнее Поле: веками эти прорезанные балками и речными долинами степи были пограничьем. Недалеко от нынешней Ивановки лежала Кальмиусская сакма – одна из трёх дорог, по которым крымские татары ходили на Русь. Водопои, днёвки, удобные места для отдыха кочевых отрядов: неподалёку начинается Айдар – река с явно тюркским именем. Почему бы за долгие годы не возникнуть здесь татарскому перевалочному пункту – более-менее постоянному и заселённому?

В этих местах до сих пор вспоминают со слов («деду дед рассказывал») о диске и полумесяце на куполе церкви. Говорят о подземных ходах, которые находили в окрестностях древнего здания. И, если верить краеведам, некоторые старожилы до сих пор называют Ивановку аулом. Что это – глухой отголосок прошлого или память о том, чего не было?

Человека тянет к тайнам. Десятилетиями старики рассказывали внучатам про своё село. Что‑то знали от своих дедов, что‑то додумывали. Почему именно Тамерлан, как до этого дошли крестьяне? Не обязательно они: романтическую версию вполне могли придумать на весёлой помещичьей пирушке. И однажды разномастный набор преданий и догадок слился в какой‑то голове в одну, тамерлановскую версию, которая уже в наше время зажила самостоятельной жизнью.


Комментарий историка

Павел Субботин, начальник областного управления по делам архивов:

«Круглую каменную Троицкую церковь в слободе Ивановка Острогожского уезда Воронежской губернии построили в 1822 году. По своей архитектуре она относится к популярным на рубеже XVIII–XIX веков классическим ротондам. Церкви, усыпальницы и павильоны такой архитектуры строили по всей Российской империи – в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве… Вспомним хотя бы великолепную ротонду Рождество-Богородицкого женского монастыря в центре Белгорода (1820).

Ничего удивительного, редкого или необычного в такой архитектуре нет. Наоборот, Троицкая церковь в Ивановке может гордиться принадлежностью к большой архитектурной традиции – почти каждый крупный архитектор на рубеже XVIII–XIX веков (Казаков, Львов, Бове, Жилярди) оставил после себя несколько зданий в форме ротонды или в её сочетании с другими архитектурными формами. Собственно, ротонда считалась лучшим выразителем классического стиля и заполонила множество усадеб и селений нашей страны. Подобных церквей довольно много, ближайшая из них – Автонома Италийского в селе Кашары Липецкой области (1823).

В истории как Ивановки, так и её круглой церкви масса путаниц, гаданий и досужих вымыслов. Отчасти это связано с узким кругом сохранившихся документов. Но главным образом из‑за исторического казуса – на протяжении десятилетий два соседних села в верхней части овражной системы с речкой Серебрянкой входили в один Троицкий приход и носили одно название – «Верхняя Сребрянка» (именно так, без «е»). При этом про одно из них уточняли – «Ивановка тож». Со временем, когда в современной нам Верхней Серебрянке построили свою Петропавловскую церковь, Ивановка у второго села как название вышла на первый план. Но путаница в документах уже состоялась. Такое случается: в другом месте нашего края впритык стояли рядом два села Крюково, и в каждом из них было по Рождество-Богородицкой церкви. Вот и распутывай, что к чему относилось.

Спустя годы, когда старшее поколение ушло, повторно открытую церковь в Ивановке освятили уже как Петропавловскую. Хотя ещё в документах Воронежского облисполкома середины ХХ века она чёрным по белому Троицкая. Окончательно усугубил ситуацию чей‑то полёт фантазии 1990-х годов о тамерланах, башнях и мечетях, обильно приправленный любовным сюжетом. В наши дни эта пьеса практически полностью заслонила собой настоящую Ивановку и её изящный храм. А время для общения со старожилами и записи реальной истории села было упущено».

Ярослав Макаров

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×