Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
30 июня 2020,  10:26

Скидка за глаза. Белгородец разрабатывает сервис, идентифицирующий клиентов по лицу

Житель Белгорода Алексей Масленников считает, что однажды бонусные карты уйдут в небытие

Скидка за глаза. Белгородец разрабатывает сервис, идентифицирующий клиентов по лицуАлексей МасленниковФото: Александра Токтарёва
  • Статья
  • Статья

Молодёжный журнал «ОнОнас» узнал у парня, зачем нужна система идентификации по лицу, как она работает и стоит ли бояться тотальной слежки.

— Какие проекты ты разрабатывал раньше и как вообще пришёл к тому, чем занимаешься сейчас?

— У меня довольно разношёрстное портфолио. Сначала, окончив «технолог», я участвовал в проекте, который занимался системой уличного освещения, затем ушёл в команду разработчиков сайта 2do2go. Позже работал в Германии: мы делали системы видеонаблюдения для автомобилей, потом я был проджект-менеджером в крупнейшем немецком онлайн-магазине игрушек, какое‑то время занимался криптокошельком, интернет-магазинами, фрилансил.

— Но всё равно вернулся в Белгород?

— Да, получилось так, что вернулся и начал здесь делать бизнес, совсем не связанный с программированием, – открыл кофейню. Но мне очень не хватало айти, я постоянно искал способы применить в работе кофейни какую‑нибудь автоматизацию. Потом понял, что этот формат меня сдерживает, я мыслю слишком узко и решаю проблемы только своего заведения, а бизнес работает иначе.

— То есть ты решил выйти за пределы одной кофейни и создать что‑то более глобальное. Но как появилась сама идея нового проекта?

— В какой‑то момент я обратил внимание на то, как работает система лояльности в современном мире: ты приходишь в магазин, отдаёшь карту и получаешь скидку или баллы. Это распространённая практика, эти карты есть везде, все привыкли ими пользоваться. Но с ними много проблем – их часто забывают, пытаются активировать через неправильный номер и так далее. Я тогда экспериментировал с камерами и подумал: а почему бы не совместить одно с другим?

— Получилось?

— Получилось. И что больше всего поразило: до этого, когда я делал какие‑то продукты, обычно приходилось долго объяснять, что к чему, для чего это нужно. А тут все сразу сказали: вау, прикольно и понятно! Более того, моя идея начала увлекать других специалистов, и они захотели разрабатывать её со мной. Вместе мы очень быстро смогли собрать полностью работающий прототип. Теперь хотим проверить его в «боевых» условиях и пообщаться с представителями разных индустрий, узнать, что для них в этом направлении важно и интересно. Самое страшное – сделать что‑то, что окажется ненужным.

 

Скидка за глаза. Белгородец разрабатывает сервис, идентифицирующий клиентов по лицу - Изображение Фото: pixabay.com

 

— Объясни подробнее, как всё должно работать?

— Обычно у продавца есть какой‑то кассовый аппарат, где можно выбрать нужные позиции, пробить чек, там же можно отсканировать скидочную карту. В моём случае рядом с этой кассой есть камера и маленький экранчик, где появляются лица людей. Кассиру просто надо выбрать аватарку клиента, и его скидка применяется – без карт и лишних диалогов. А самое важное для бизнеса – покупка человека соотнесётся с его ID.

— То есть будет создаваться такая своеобразная история профиля? Для чего это нужно?

— Ответ в слове «таргетинг». Все уже поняли, что глупо предлагать разным покупателям одно и то же – мы хотим, чтобы наш маркетинг был более точечным, направленным на каждого индивидуально. Например, к кассе подошёл человек, а система говорит: он часто приходит с ребёнком, предложи ему приобрести что‑нибудь из детских товаров. Таким образом, ты работаешь с каждым конкретным человеком, действуешь наверняка, а не гадаешь.

— Получается, это что‑то вроде контекстной рекламы в реальной жизни?

— Да! Или другой пример: все любят, когда приходишь куда‑нибудь, где тебе говорят: «Вам как обычно?» Когда обращаются по имени, знают, что ты любишь, помнят какие‑то нюансы. Это создаёт эффект, что тут тебя любят и всегда рады видеть. Тебе приятно, и ты хочешь вернуться сюда снова и снова. Но ведь обычному человеку запомнить всё про всех клиентов нереально. Здесь тоже сработает система.

— А она может ошибиться или не распознать клиента? Например, если тебя вносили в базу длинноволосой блондинкой, а через пару месяцев ты приходишь брюнеткой с короткой стрижкой?

— Это не так работает. Всё, что меняется быстро и легко, вроде аксессуаров или волос, не имеет значения. Система учитывает черты лица – расстояние между глаз, надбровные дуги, нос – в общем, то, что не особенно меняется, даже когда ребёнок превращается во взрослого. И за доли секунды выдаёт из базы, допустим, топ-3 наиболее вероятных кандидатов. А потом уже кассир выбирает нужный ID – это, кстати, ещё один уровень проверки.

 

Система запоминает предпочтения клиента Система запоминает предпочтения клиента

 

— То есть, если продавец не уверен в выборе системы, он может уточнить, например: это вы, Александр?

— В теории, да. Но это довольно тонкий момент с персональными данными. Чтобы сохранять имена и другую личную информацию человека, обязательно нужно получить его согласие, например в виде анкеты. Без этого можно вести максимум анонимную статистику, в моём случае – присваивать ID, который ничего конкретного о человеке не говорит. Когда камера сканирует лицо, она делает из него код. И на этом всё – ты не знаешь, как человека зовут, где он живёт, а видишь только очень длинное число. Сохраняется только самая общая информация: сколько раз был здесь за последнее время, что покупал.

— Кажется, твой проект идеально вписывается в картину тотальной слежки, о которой сейчас так много говорят.

— Камеры сейчас есть абсолютно везде, и они всегда тебя снимают, хочешь ты того или нет. Это наша действительность, от которой не уйти. Законодательство в этом плане сейчас быстро меняется и ужесточается, но иногда бывает достаточно на видном месте разместить табличку «Ведётся видеосъёмка».

— Но всё‑таки, насколько это этично – не просто снимать человека, но и заносить его потом в какую‑то базу, пусть даже и анонимную?

— Если задуматься, это только верхушка айсберга, ведь любой сайт или чат в телефоне так же собирает о тебе информацию. Просто мы научились игнорировать эту реальность – потому что если начнём думать об этом, заклеивать все камеры, все диктофоны, то станем жить в постоянном стрессе и паранойе. Хотя на самом деле было бы правильно как минимум осознавать, где и что о нас записывают. И мне хочется, чтобы мы перестали закрывать глаза, а научились с этим работать, знали, какие в этом отношении у нас есть права. Я верю, что рано или поздно мы к этому придём.

Беседовала Александра Токтарёва

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×