Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
18 марта 2020,  12:35

«Леди» оторвалось, «Крейзи» осталось. Как белгородки ломают стереотипы о женщинах за рулём

Корреспондент «Белгородских известий» поговорила с девушками, которые стали гонщицами и покоряют бездорожье

«Леди» оторвалось, «Крейзи» осталось. Как белгородки ломают стереотипы о женщинах за рулёмПилот Ксения (слева) и штурман Катя (справа)Фото: личный архив
  • Статья

Про Ксению Машкину и Катю Долгополову мне рассказали конструкторы багги из Бобравы. Девушки приезжали туда на гонки по бездорожью и оказались среди немногих рискнувших преодолеть трассу, чем вызвали бурные эмоции мужских команд.

О первом впечатлении

Верная «Нива» в СТО на серьёзной прокачке, потому мы беседуем в кафе. Передо мной красивые смеющиеся девчонки: укладка, маникюр, макияж. Мы говорим про фитнес и выбираем, что в меню подойдёт Ксюше по её спортивной диете. Я смотрю на них и не могу представить, как эти изящные женщины могут тащить «Ниву» из болота, крепить лебёдку, преодолевать отвесные склоны, нырять в овраги.

У Ксюши трое сыновей, у Кати – две дочки. Обе воспитывают детей сами. Ксюша работает парикмахером и автомаляром, а Катя по профессии бухгалтер.

«После Бобравы экипаж стал называться «Крейзи леди», но потом «леди» оторвалось и осталось «крейзи». Так и есть: разве нормальные женщины полезут в грязь?» – смеются они.

Ксения: Пять лет назад я взялась строить дом. Надо было как‑то добираться, и я купила «Ниву». Знакомые ребята из паблика «АвтоБелгород» узнали и позвали на покатушки грязь помесить. С того и началось. Мы стали общаться в чате, один из участников предложил съездить с ним на соревнования штурманом. Участвовали на моей машине в 2018 году и взяли чемпиона области в категории «стандарт». Представляете, первый год –и сразу удача! Два года я ездила штурманом, а потом мой пилот решил выступать в категории повыше, я же к этому не была готова.

Катя: Я в гонках пару лет. До этого часто ездила на соревнования зрителем. Меня заметила девушка из Воронежа, предложила поездить с ней штурманом. Я согласилась, но это было неудобно: каждый раз ехать в Воронеж. Я перешла штурманом к пилоту из Белгорода, а в прошлом году на соревнованиях мы встретились с Ксюшей. Первый раз выступили вместе на «Соловей-трофи» в Курске и привезли кубок.

 

«Леди» оторвалось, «Крейзи» осталось. Как белгородки ломают стереотипы о женщинах за рулём - Изображение Фото: личный архив

Что делает штурман, а что пилот

Ксения (пилот): Штурман делает всё: Катя бежит рядом с машиной, решает, как лучше заехать на препятствие, направляет, куда ехать, как и чем достать машину, что подложить и подставить под колесо. Бывают очень сложные трассы: одно неловкое движение – и мы под мостом. Штурман – это мозг.

Катя (штурман): От пилота тоже многое зависит, особенно на нашей «Ниве». У нас нет гидроусилителя на руле, и в грязи он почти не крутится. Приходится в четыре руки поворачивать. Я ездила с тремя пилотами, и только с Ксюхой – это спокойствие, уверенность, никаких криков. Не потому, что мы обе девушки, а просто сошлись характерами.

О триумфе и машинах

Ксения: В Бобраве мы впервые попробовали себя в триале. Опытные команды посмеивались, мол, куда вам. На той трассе был один страшный спуск, просто отвесный. Стоишь, а впереди пропасть! Что делать? И скажу по секрету, в машине плохо работали тормоза, ведь с тормозами ездят только трусы (смеётся).

Катя: Страшно, чувство самосохранения же есть, но Ксюша сказала: «Кать, ну уже приехали, позориться так позориться!» Мы не ставили цели выиграть, хотели просто попробовать силы. Ехали последними, когда трассу всю уже перебуровили, не знали, сможем ли преодолеть песчаный подъём.

Ксения: Я на том подъёме руль потеряла, Катя – сознание. Многие команды там ещё на пробном заезде порвались. Я так посмотрела, говорю: «Мы пробный не поедем, позориться так прямо в гонке!» В итоге трассу прошли. Было столько радости, столько аплодисментов! Сделали опытных пилотов, представляете? Проиграли 12 секунд команде, которая участвует в чемпионате России.

Я с детства любила с отцом кататься, возиться в гараже. Первая была «девятка» карбюраторная, потом салатовая «десятка». Я в них сама свечи меняла, карбюратор чистила, колесо поменять – да легко! Однажды встряла на «десятке» на дороге, так три машины остановились, и ребята давай советоваться, что сломалось. А я вижу: хомут с воздуховода соскочил и гофра болтается. Говорю им: помогите хомут надеть, да я поеду. Услышала вслед: «Умные бабы пошли». «Ниву» знаю хорошо, но не всё могу сделать сама чисто физически. ГАИ одолевает за люстру (мощный светильник), это считается переделкой и вроде бы нельзя, но я включаю блондинку.

 

КсенияКсения / Фото: личный архив

О реакции мужчин

Катя: У зрителей реакция всегда однозначная: «А-а-а, девчонки! Круто! Давайте сфотографируемся!» У участников бывает: «О, бабы, куда лезете?» Парни всегда едут побеждать, мы же едем хорошо провести время. Из каждого заезда устраиваем шоу: то маски наденем, то лопухи на голову, то шлемы с хвостиками.

Ксения: Кроме нас, я женского экипажа нигде не видела – во всяком случае, в нашей категории только команда «Крейзи». Мужчин часто удивляет, что мы со всем справляемся сами, умеем пользоваться лебёдкой, траками, хотя они по 10–15 кг, а если с грязью, то ещё тяжелее. И всё это с маникюром.

О расходах

Ксения: Для сезона-2020 в машину уже вложено больше 100 тыс. рублей. Мы ездим наравне с УАЗами. Те же колёса: у нас 30-й размер, у них 38-й, проходимость не сравнить, плюс они на подкачке. Само участие в гонках – это дорожные расходы и оргвзнос, в региональных он больше 5 тыс. рублей.

Сначала подаём заявку на участие, получаем номер и координаты места, заранее участники не знают трассу. На месте проходим регистрацию и техосмотр. Завернуть могут на любом этапе, если машина технически неисправна либо плохо закреплено допоборудование. Это важно, потому всё, что не закреплено, полетит нам в голову. На трассу даётся 10 часов, а все соревнования занимают 3–4 дня. Мы участвуем по области, ближайшим регионам. Однажды ездили болельщиками в Карелию на чемпионат России, неделю жили в палатках.

Катя: В гонках мы дерзкие. Я обычно приезжаю: ноги в царапинах, руки в синяках, я же бегаю по колючей траве, лезу в воду, поднимаю тяжести, чтобы вытащить машину, мы всё сами должны сделать.

 

Катя и КсенияКатя и Ксения / Фото: личный архив

О детях и опасностях

Ксения: Моему старшему 18 лет, а младшим – 8 и 9. Дети мной очень гордятся, с удовольствием ездят на гонки, поддерживают. Как‑то я приехала за ними в школу на «Ниве», грязной, конечно, (чистый джип – позор хозяину), им было так приятно!

Катя: Моей старшей 19 лет, младшей – 6. В отличие от Ксюшиных пацанов, они у меня комнатные цветочки, на гонки со мной не ездят. Хотя, когда я просто за рулём на дороге, могут прикрикнуть: «Мама, гони!»

Ксения: Гонки – это очень опасно. Однажды ребята так утопили машину, что угарный газ пошёл в салон, хорошо, что их быстро заметили и вытащили. Был случай: парень намотал трос на руку, а машина сорвалась, ему руку оторвало, хотя он также продолжает ездить. В Геленджике экипаж сорвался в горах и штурман погиб. Я вот ногу недавно сломала. Но на этот адреналин подсаживаешься.

Для меня собраться и побухать – это не отдых. Когда мы выезжаем на природу огромной командой машин в 40, с детьми, семьями, у нас всегда весело, душевно, вкусно. Зимой на покатушки выезжали с шашлыками, песнями, танцами. Уж сколько в моей жизни было компаний, но джиперы – самые отзывчивые. У нас есть чат, куда мы скидываем просьбы о помощи – где бы ты ни застрял, обязательно помогут и никогда денег не возьмут.

О мечте

Ксения: Мечтаем выступить на «Ладоге-трофи». Это самые крутые соревнования в России, они проходят в Карелии. На всё уходит тысяч 200, потому что там всё очень серьёзно. Должна быть команда не только с пилотом и штурманом, а с механиками, машины едут не своим ходом, участники в складчину нанимают фуры для доставки. У меня спонсоров нет, но я верю, что единственный в области женский экипаж кто‑то заметит и поможет. А мы пока будем идти к своей мечте сами. Цель на этот год – выйти в категорию ТР, она выше, чем нынешняя «стандарт». Но там уже не только мастерство команды, а битва лебёдок, тросов и кошельков.

Катя: Гонки не повлияли на моё семейное положение, бывший муж узнал про них только недавно, не ожидал от меня такого и, конечно, не одобрил.

 

Катя на гонкеКатя на гонке / Фото: личный архив

 

Ксения: Мой тоже не поддерживал, всегда говорил, что это пустая трата денег и времени, а он знает, как лучше мне потратить мои деньги.

— Потому они и перешли в категорию бывших, а какие мужчины могли бы быть рядом с вами? – спрашиваю девчонок. 

Ксения: Хочется, чтобы мужчина не соперничал за успех, а наоборот, гордился победами. В гонках много семейных команд. Плохо, когда жёны не поддерживают интерес, пилят, мужики стремятся побыстрее уехать из дома, чтобы не слышать их.



Справка. Джип-триал – соревнование на сильно пересечённой местности по трассе с искусственными и естественными препятствиями.

Трофи-рейд – гонки по грязи, болоту.

Джип-спринт – гонки на скорость по кольцевой трассе с внедорожными элементами.

Ирина Дудка

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×