«Урал» от Баевых. Как мотоцикл стал народным памятником в Крюково
«Белгородские известия» рассказывают историю неожиданной достопримечательности одного села в Борисовском районе
-
Статья
-
Статья
В центре Крюково, на улице Ленина, на самодельном постаменте стоит мотоцикл «Урал». Народный памятник железному коню установили лет семь назад. На этой же улице подрастают две туи, которые связаны с «Уралом» одной историей.
Её мы сейчас и расскажем – со слов Василия и Марии Баевых, живущих в доме возле туй.
От кочегара до заведующей
Началась история в 1967 году, когда Василий и Мария Баевы сыграли свадьбу. Оба родились в Крюково – с разницей в десять лет, носили одну фамилию. Жили поначалу у родителей, но скоро взялись за строительство своего дома. Трудились, растили детей – словом, обычная жизнь.
Мария Дмитриевна работала в местной хлебопекарне, кажется, за 30 с лишним лет прошла здесь все должности: от кочегара до заведующей.
«Хлеб у нас был вкуснючий, даже в Москве прославился. А ещё калачи, баранки, караваи пекли», – вспоминает она.
Весь день хлебный запах разносился по округе. Особенно манил он крюковских мальчишек, гонявших на велосипедах по селу. Как таких не угостить! Повесив на руль полученные в подарок калачи, пацаны продолжали свой путь.
«Муравей» в подарок
Василий Макарович крутил баранку совхозного молоковоза. Как вернулся из армии, сел за руль, так до самой пенсии – одна запись в трудовой книжке. Первым его рабочим автомобилем был бортовой ГАЗ‑51. В газоне с трёхлетнего возраста напарником катался младший сын Баевых – Виктор.
«Подушки и одеяло положим в кабину, бутылку с молоком, бутерброды, и так он весь день с отцом, – рассказывает Мария Дмитриевна. – Стоит, держится за ручку – только макушку в лобовое стекло видать».
Так и повелось, всюду вместе: Василий Макарович идёт в гараж, и Витя рядом. Не просто смотрит, но и помогает – инструмент подаст, например. Все марки машин знал с малых лет! Этой страстью к технике Виктор в отца. Василий Макарович ведь машину водить выучился ещё до окончания школы.
«По хозяйству помогал! – хвалятся родители. – Лет шесть ему было, а он коров, гусей загонит, телят приведёт».
Чтобы побаловать мальчишку, купили ему на 15-летие мотороллер с кузовком – «Муравей». То‑то радовался парень! В хозяйстве техника пригодилась – возил Виктор на «Муравье» траву для кроликов.
Радости – не передать!
А в 1994-м Василий Макарович и Мария Дмитриевна решили подарить сыну мотоцикл «Урал». Стоил он недёшево, 40 тысяч рублей, но не пожалели Баевы своих сбережений. Как раз в январе, к 18-летию Виктора, из Борисовки доставили новёхонький мотоцикл с коляской.
«Радости было – не передать! – вспоминает хозяйка. – Как налетели соседские ребята – бегают вокруг, всё хотят посмотреть, крутануть».
«Урал»‑то, поясняет она, тяжёлый и страсть какой сильный, его словно специально создавали как рабочую лошадку – картошку перевозить, яблоки… Ребята попробовали кататься с коляской – поняли, что с ней сильно не разгонишься. В конце концов открутили её.
Тут‑то и настало для отца с матерью тревожное время: уедет с вечера Витя с друзьями и гоняет всю ночь по окрестным полям. То в овраг мотоцикл залетит, то в речку – трактором наутро вытаскивали. Слава богу, не покалечился никто. Так что когда у «Урала» навернулся какой‑то подшипник, родители вздохнули облегчённо:
«Не дюже мы кинулись тот подшипник раздобывать», – говорит Мария Дмитриевна.
Пытались ребята сами починить железного коня, разобрали, да ладу не дали ему. Тем более что Виктор стал заглядываться на более солидную технику. Трудился на комбайне, на погрузчике и подзаработал на собственный автомобиль – вазовскую «девятку». Не до мотоцикла ему стало. А потом и вовсе увела судьба Виктора из родного села в Харьков, где он и живёт сейчас.
Физика в помощь
Может быть, так и лежал бы «Урал» разобранным, если бы году примерно в 2012-м не заинтересовался им Владимир Переверзев, возглавлявший в ту пору Крюковское сельское поселение. Решил он внести оригинальную деталь в облик села. Поговорил с Баевыми-старшими, позвонил Виктору, тем более что водил с ним дружбу с детства. Словом, получил добро. А в благодарность глава подарил Баевым саженцы туи – специально попросил их у директора санатория «Красиво». Посадил Василий Макарович у своего дома хвойники – рука у него лёгкая.
А на «Урал» нашлись мастеровые ребята, собрали железного старичка. Стали думать, как установить мотоцикл: на такой высоте, чтоб не особо доступен был для желающих взобраться. Даже директора местной школы – учителя физики Алексея Колесника – вовлекли в процесс.
«Стал Алексей Тихонович рассчитывать, применять азимуты-косинусы», – вспоминает Переверзев.
Так и высчитали: три металлические трубы вбили в землю на высоту около метра, забетонировали, трактором подняли ставший экспонатом мотоцикл (более 300 кг!) на постамент, закрепили хомутами. Подпись «Урал» – трудяга и кормилец» придумали всем сельсоветом.
«Конечно, нашлись в селе желающие «пощипать» мотоцикл, – сетует Владимир Иванович. – Уже кто‑то снял с него глушитель, генератор».
Техника‑то у многих есть, а оригинальных запчастей пойди поищи. Словом, пришлось все винтики-гаечки заварить сваркой, чтобы ни у кого не возникало соблазна открутить что‑нибудь с экспоната.
Вот так подаренный сельскому парню четверть века назад «Урал» стал народным памятником. Чему? В первую очередь именно мотоциклу – трудяге-помощнику. А ещё это памятник неуёмной мальчишеской тяге ко всякого рода технике. Ну и совсем немного – ушедшей советской эпохе. Ведь, судя по всему, это детище Ирбитского мотоциклетного завода (ИМЗ‑8.103–10, выпуска начала 1990-х) – по сути последний советский «Урал». Точную характеристику модели можно было бы узнать из техпаспорта, да не сохранился он у Баевых: отдали одному из местных самодеятельных мастеров – авось пригодится.
Нелля Калиева