Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
25 января 2020,  17:09

«Брось вечерушки и пляски». Как 100 лет назад белгородцы строили новую жизнь

Что происходило в начале 1920-х в Белгородском уезде, рассказывает предшественница «Белгородской правды» – газета «Трудовой день»

«Брось вечерушки и пляски». Как 100 лет назад белгородцы строили новую жизньФото: из архива Белгородского историко-краеведческого музея
  • Статья
  • Статья

20-е годы XX века – особый период в истории страны, время формирования нового порядка после Первой мировой и Гражданской войны: действовала новая экономическая политика, проводилась антицерковная кампания, боролись с пьянством и самогоноварением, строили заводы, открывали клубы и школы.

Война и мир

Недовольство населения, вооружённые восстания крестьян, моряков, мировой экономический кризис, революционное движение во Франции, Италии, Англии, Германии – всё это отразилось на страницах газеты. Печатали заметки о фашизме, о возможной войне, о неспокойном положении в Европе.

В традиционной рубрике «Телеграммы» публикуют новости со всего мира. Одну из заметок посвятили разгулу фашизма в Риме:

«Фашистами разгромлена типография коммунистической газеты «Ордине Нуво». Миланская полиция запретила социалистам устраивать собрания».

Советская власть выделяла средства для укрепления Красной армии и в газете призывала население поддержать её. Белгородский уезд участвовал в двухнедельнике по улучшению быта красноармейца:

«Сокращать её [армию] крайне рискованно, так как положение Советской Республики в капиталистическом окружении не всегда может оказаться устойчивым. Эти опасения не устранены до сих пор, так как империалистические державы Европы и Америки в последнее время вбирают в себя всё большие силы, дабы парализовать силы пролетарской Республики не только у себя на дому, но и за пределом своих границ».

Для красноармейцев брали с каждого члена семьи рабочего и служащего не меньше одного фунта хлеба, а с торговцев – по пять. В деревнях взимали по одному фунту муки с десятины.

В тексте под названием «Ужасы грядущей войны» описывают достижения военной техники Западной Европы и Америки:

«В Америке изобрели электрическую пушку с дальностью стрельбы 500–600 вёрст и весом снаряда в 300 пудов. Также у них появились новые электрические пулемёты, которые выпускают в 5 раз больше пуль. Моторы самоходных лафетов так сконструированы, что могут работать под водой и, таким образом, преодолевать водные препятствия».

А во Франции якобы сконструировали плавающие танки в виде подводных лодок. И в авиации научились поднимать летательные аппараты в воздух вертикально, без разбега, изобрели беспилотный аэроплан, снабжённый миной и управляемый с помощью радиоволн.

Придумали также подвижные танки, извергающие газ, который не проникает в кабину и не вредит команде, но уничтожает неприятеля. Американцы уже закупили особый газ, который сводит с ума, и от него не спасает ни одна из существующих масок, сообщает газета. А французы «проводят опыты над газом, который, пропитав почву, даёт в течение 7–10 дней ядовитые испарения чрезвычайной силы».

«Вот чему служит наука в буржуазных странах», – подытоживает автор текста.

Бандитизм

Низкий уровень жизни, безграмотность и алкоголь создают новую проблему – бандитизм. В каждом номере «Трудового дня» публикуют сводки о происшествиях: воруют лошадей, грабят квартиры, убивают их хозяев:

«13-го января в селе Устинка в 7 часов вечера в квартиру гр. Кононова Фёдора ворвались 3 вооружённых бандита и убили хозяина квартиры Ф. Кононова и его сына – 5 лет. Бандиты скрылись».

Или вот:

«Сотрудники уголовного розыска задержали на Корочанском шляху вооружённую шайку бандитов. У них отобрали два револьвера, винтовку и награбленное, всех расстреляли».

В другой заметке описывают взятие притона бандитов в Белгороде:

«У них нашли два нагана, два обреза и две ворованные лошади. Один бандит сбежал, остальных расстреляли».

Проблема бандитизма настолько остро стояла, что даже мальчишеские игры с игрушечными пистолетами пресекали:

«Стоит пройти по деревне, и к вам из переулка или просто ворот вылетит ватага мальчуганов и, наставя в лицо дула пугачей, примется расстреливать пробками… И с этой болезнью малышей нужно прямо бороться: игра не безопасная и только развивающая инстинкты хулиганства».

К бандитам приравнивали и тех, кто уличён в растрате общественного хлеба. В одной из статей разбирают дело гражданина Наседкина – председателя сельсовета хутора Хренево Мелиховской волости. Его обвиняют в растрате 20 пудов хлеба. Обвиняемый заявил, что в 1920 году с разрешения общества он взял 15 пудов отходов проса, овса, из них три пуда отдал вдовам, остальное – гражданам, нуждающимся в хлебе:

«Эти 15 пудов образовались из остатков от сдачи развёрстки. Волисполком об этом не был поставлен в известность. Новый состав сельсовета требовал от Наседкина возврата хлеба, но последний не возвратил, т. к. общество дало на это согласие».

Председатель признал вину в растрате общественного зерна. Суд приговорил его к принудительным работам на один год.

 

Фрагмент полосы газеты «Трудовой день» Фрагмент полосы газеты «Трудовой день»

Культура

Большое внимание в эти годы уделяют культуре, налаживают культурно-просветительскую работу во всех сферах. Рабочие жалуются, что на Шебекинском сахарном заводе ставили мало спектаклей, 1–2 в месяц, потому что местная интеллигенция пассивно относится и не принимает участия в культурных мероприятиях, а только критикует и осмеивает работу рабочих:

«А этой интеллигенции в Шебекино довольно‑таки порядочно: медицинский персонал, «шкрабы», ветеринарные врачи, химики. На спектакли заводская интеллигенция не ходит, хотя сильно их критикует, а чтобы самой участвовать – об этом и говорить нечего… Для неё здесь неподходящая компания: ведь теперь в любительских спектаклях принимают участие мастеровые, рабочие, конторщики».

В итоге беда шебекинцев решилась, интеллигенция поучаствовала в деле просвещения рабочего класса, и через время «товарищи врачи, педагоги, агрономы, механики и др. приготовились и стали читать лекции, каждый по своей специальности».

В деревнях открывали избы-читальни, чтобы привить крестьянам культурные развлечения и отбить желание пьянствовать:

«Крестьянская молодёжь! Покажи своим «отцам», к чему ты стремишься. Брось вечерушки и «пляски». Почаще заходи в избу-читальню, просвещайся сама и просвещай стариков».

Ново-Ольшанский сельсовет Масловской волости предоставил вновь образовавшемуся культурно-просветительному кружку дом, принадлежавший раньше псаломщику, для оборудования в нём сельского клуба. Помещение получили разрушенное, но культпросвет и деревенская молодёжь взялись за ремонт. Однако препятствия то и дело создавали люди старого уклада:

«Клуб ещё не открылся, а тёмные старухи и старики уже начали проявлять враждебное к нему отношение. Деревенскую молодёжь старики всячески отговаривали «не ходить в это бесовское сборище».

Образование

Много пишет газета об образовании. В начале 1920-х школы сняли с государственного снабжения, с населением заключали коллективные договоры на содержание школ, учителям задерживали зарплату, тяжёлое положение и с отоплением учебных учреждений – дров в декабре 1922 года получили на 2–3 месяца.

Во всех волостях Белгородского уезда «положение школьных работников скверно»:

«В связи с невыплатой жалованья за последнее время и началось сильное тяготение школьных работников к частным урокам, которые в состоянии брать только дети торговцев и зажиточного населения. Такого положения в дальнейшем конечно терпеть нельзя».

Для борьбы с этим явлением создали инспекцию, которая ездила по уезду и следила за состоянием школ.

С 1 января 1923 года обучение в школе второй ступени становилось платным для детей торговцев, рабочих и служащих, получающих ставки выше 9-го разряда. Плата для рабочих составляла 1/20 часть содержания, что в среднем было 400 рублей.

Положение постепенно налаживалось благодаря неравнодушным жителям. В заметке «Хотим помочь школе» крестьянин рассказывает, как родительский комитет из слободы Шопино решил «поставить дело обучения детей, чтобы те не остались тёмными»:

«Зная, что наше государство сейчас не располагает большими средствами, мы начали искать средства своими путями. Организовали культпросвет, оборудовали сцену в пустующем здании школы, организовали театральный кружок из местных крестьян. Все сборы от постановки спектаклей будут обращены на покупку учебников и др. школьных принадлежностей».

Но оставались школы «такие, как, например, в Болховце, где нет ни рам, ни стёкол, полы рубятся». Лучше себя чувствовали школы при заводах в Шебекино и Ново-Таволжанке.

С сентября 1920 года в Белгороде работает ремесленная школа:

«Занятия происходят как теоретические, так и практические. Преподаются ремёсла: кустарное, токарное и ремесленное. Занятия в настоящее время идут в две смены. Главным тормозом в работе является недостаток тетрадок и чертёжных принадлежностей. Ознакомившись с состоянием школы, рабочие постановили произвести однодневное отчисление из мартовского оклада в пользу школы».

В статье «В новой школе» опубликовано обращение отдела народного образования о новых правилах, которые помогут избавиться «от остатков буржуазной школы»:

  • во‑первых, «изъять из употребления в школе такие выражения, как «господа», «гимназия», «экзамен», заменив их соответствующими выражениями настоящего времени: «граждане», «школа», «репетиция»;
  • во‑вторых, «ввести объяснение с учащимися в корректной форме, обращаясь с ними на «вы», особенно в старших группах, и также следить за тем, чтобы учащиеся не позволяли некорректных обращений к товарищам и школьным работникам»;
  • в‑третьих, «отметки», как явление, признанное нецелесообразным даже педагогами старой школы, не должны иметь места в школе, оценка познаний учащегося должна выражаться краткой характеристикой его познаний и поведения».

Религия

Большой вопрос встал между религией и образованием. Когда школьное дело налаживалось, здания школ ремонтировали, занятия становились регулярными, появились какие‑то учебники, оставалась одна беда – «в школах сидят «старые» учителя да учительницы»:

«Смотришь иногда, – пишет т. Фис из с. Томаровки, – что детям твоим пора в школу идти, а они дома бегают. «Почему до сих пор в школу не идёте?» – спрашиваю их. «Сегодня праздник», – отвечают дети. – «Какой праздник?» – «Казанская». – «Ну и что же?» – «Занятий в школе нет!»

По словам товарища Фиса, такое повторяется часто, ведь у многих попов дочери – учительницы, которые не забывают про церковные праздники:

«Нам нужно учить и учиться. До сего времени мы не имеем полной возможности обслужить жажду знаний. Нам нужно нагонять потерянное время. Если эти праздники не урежутся на 100 %, то потеря времени на разные там «Казанские» узаконится и войдёт в обычай. Нужно, чтобы волисполком проследил за нарушителями советских законов. Школы открыты не для учителей-ханжей, а для детей, которые должны быть грамотными во что бы то ни стало».

В газете осуждают религию и все её проявления, а церковных служителей выставляют жестокими, глупыми и жадными. В публикации «Погребение богов» автор рассуждает о рождественских праздниках и верующих, которые отмечают их по инерции, «потому что верили отцы и деды»:

«Рождество являлось для большинства так называемых верующих попросту дряхлым бытовым пережитком, лишённым всякого содержания. Поэтому борьба с Рождеством как с идеей должна была быть направлена не по пути упразднения самого праздника, а по пути организации празднований в такой форме, чтобы видна была его голая бытовая сторона, лишённая всякой религиозной обрядовой шелухи».

По словам автора, праздник был важен как повод отдохнуть, а обрядовую сторону навязала церковь. Поскольку не было мест для развлечения, у тружеников не осталось выбора, кроме как пойти в церковь. Но теперь у людей появился выбор:

«Церковь устраивала крестные ходы. Комсомольцы устроили шествие по городу. На религиозных «ходах» пелись религиозные гимны. На комсомольском шествии также пелись гимны, только революционного и антирелигиозного характера».

Крестьянин А. Панкратов в заметке «Боятся призраков мертвецов» пишет о том, как в Старогородской волости решали создать усадебный фонд и не знали, где землю взять. Долго спорили, но «нашлись, однако, крестьяне, знакомые с советскими законами, и убедили собрание забрать «поповские» усадьбы и наделить землёй в первую голову нуждающихся… Аль забыли, что советские законы не признают «церковных владений».

Попов выставляют жестокими людьми, готовыми отобрать хлеб у детей. В заметке «Глаза завидущие, руки загребущие» описывается случай в селе Муром. Там местный псаломщик Рыжков «под особым чувством душевных томлений за судьбу этого грешного мира» пришёл в дом крестьянина Дмитрия Хадеева пока дома были только дети пяти и восьми лет:

«Оглянулся по хате псалмопевец. Пустовато, на полке лежит один каравай (пирог) хлеба. Взял костыль, сковырнул хлеб, схватил под мышку и пошёл дальше».

Но конец у истории счастливый: крестьянин догнал псаломщика, забрал хлеб и покормил детей.

Пьянство

Главными пьяницами того времени выставляли тоже попов:

«Дни рождественских святок прошли в Тавровском совхозе очень «весело». Среди рабочих совхоза беспрепятственно расхаживал пьяный поп, конечно, с крестом в руках. За ним тащилась подвода, нагруженная доверху хлебом, мясом и бутылками с самогоном».

В другой заметке описывается, как сильно поп развеселился от самогона:

«На первый день рождества священник села Красное развеселился так, что председатель и секретарь ВИКА, случайно зайдя в его дом, застали на столе не только закуску, но и самогон. В момент прихода этих неожиданных гостей пьяный поп танцевал с бутылкой самогона в руке».

Регулярно на страницах газеты появляются отчёты о борьбе с самогонщиками, фельетоны, высмеивающие пьянство, и заметки, призывающие каждого бороться с этим явлением:

«Не время теперь заниматься глупыми, пьяными развлечениями! Нужно строить, созидать и учитывать каждый пуд хлеба, который вы прогоняете через самогонные аппараты! Не к лицу это гражданам Советской Республики!»

Каждая волость отчитывалась о работе в этом направлении.

«В Масловской, Никольской, Старогородской и Пушкарской волостях борьба ведётся очень успешно, – сообщает газета. – От Муромской, Шебекинской, Томаровской, Карповской, Болховецкой, Сабынинской и Мелиховской сведений нет. Висловский, Толоконский и Бессоновский волисполкомы ограничились лишь присылкой протоколов, считая тем самым работу законченной. Ох, закончили ли они борьбу! Сомневаемся. Эту борьбу нельзя заканчивать, ибо ослабим её – завтра опять разовьётся самогон. Жать, жать и ловить самогонщиков до последнего – вот какой должна быть борьба с самогоном!»

В подписной кампании упор делают на то, что «кто до сих пор во вред себе тратил большие деньги на самогон, тот должен обязательно заставить себя выписывать газету «Трудовой день». Даже в том, что школы находятся в плохом состоянии, винят пьянство:

«Скверно отнеслась к школе Топлинка, где население более внимание уделяет самогону, чем школе».

Так, судя по публикациям газеты «Трудовой день», жили белгородцы 100 лет назад.

Анастасия Писаревская

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×