Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
19 января 2020,  10:05

«Мой пациент». Как медсестра из Белгорода организовала работу персонала по‑новому

О главной медицинской сестре областной клинической больницы Галине Гиенко рассказывают «Белгородские известия»

«Мой пациент». Как медсестра из Белгорода организовала работу персонала по‑новомуГалина Гиенко (слева) и Татьяна Протасенко (справа)Фото: Павел Колядин
  • Статья

Галину Гиенко признали лучшей в стране. Представив авторский проект новой модели работы среднего медперсонала, она опередила 650 участников и победила в I Всероссийском конкурсе «Главная медицинская сестра – 2019». Медсёстры в её подчинении универсальные и ведут больных от приёма до выписки.

Что поменялось

Кто, оказавшись на больничной койке, не чувствовал себя растерянным? Скорый осмотр замотанных больничной нагрузкой врачей, постоянно спешащие медсёстры… А больному важно, чтобы его поддержали и объяснили, что делать дальше.

«Для этого просто не было никакой возможности, – рассказывает медсестра неврологического отделения областной больницы Татьяна Протасенко. – Ещё в прошлом году я работала процедурной медсестрой, каждый день у меня проходило 30–40 пациентов. Но я могла уделить им времени ровно столько, сколько занимала медицинская манипуляция».

Сейчас Татьяна Евгеньевна занимается всего с 14 пациентами, причём каждого ведёт от госпитализации до выписки. Она и её коллеги работают по принципу универсальных медсестёр. Именно благодаря внедрению этой модели работы Галина Гиенко стала лучшей главной медсестрой России.

Постовая, процедурная, перевязочная медсёстры. Сегодня в 8 из 22 отделений областной больницы от такой привычной системы распределения обязанностей среднего медперсонала отказались.

«Здесь внедрена новая должность – универсальная медицинская сестра, которая выполняет все функции, – объясняет Галина Гиенко. – Раньше медсёстры занимались только должностными обязанностями. Сегодня они единая команда, ориентированная на пациента».

С момента поступления больного в отделение и до выписки с ним работает один специалист: одна и та же сестра делает инъекции и перевязки, выдаёт лекарства, готовит к обследованиям и анализам, заполняет документацию, проводит реабилитацию.

 

«Мой пациент». Как медсестра из Белгорода организовала работу персонала по‑новому - Изображение Фото: Павел Колядин

 

Но не все сразу приняли новые условия работы на ура.

«Любой проект несёт кадровые сложности, надо было перестроить мышление людей. У них одна специальность – сестринское дело, но функционал долгие годы был разный, многие потеряли практические навыки», – рассказывает Галина Ивановна.

Старшая медсестра Елена Пальчук тоже участвовала в пилотном проекте. Апробировала схему в отделении челюстно-лицевой хирургии, а теперь внедряет её в кардиологии:

«Первым делом я проанализировала степень готовности медсестёр. Кому‑то требовалось индивидуальное обучение, кому‑то хватило мастер-класса. Многие уже были универсалами».

Её универсальные медсёстры совершенствуют профессиональные навыки в координационно-учебном центре, созданном на базе больницы.

 

Коллектив Галины ГиенкоКоллектив Галины Гиенко / Фото: Павел Колядин

Что волнует

«Теперь я часто слышу от медсестёр «мой пациент», и это очень радует», – подчёркивает Галина Гиенко.

Обязанностей стало больше, а нагрузка уменьшилась, констатируют специалисты. У медсестёр есть время следить не только за физическим, но и психическим, социальным состоянием своих подопечных. Они заполняют специальные опросные карты, где описывают, что беспокоит людей, даже если это напрямую не связано с болезнью.

«Пока медсёстры с больными работают, узнают всё, о чём они волнуются: у кого‑то дома без присмотра осталась кошка, кому‑то хочется поговорить со священником. Медсёстры стараются решать такие вопросы и зачастую становятся своим пациентам и психологами, и соцработниками», – признаётся Елена Пальчук.

При таком подходе даже сократилось время пребывания пациента в больнице. Люди, которым сказаны нужные слова, увереннее идут на операцию, лучше выполняют рекомендации врача – поэтому и выписывают их раньше. Именно к медсёстрам сейчас чаще всего обращаются родственники пациентов, ведь у них можно научиться правильному уходу за больным. Поэтому с начала проекта в пилотных отделениях стало меньше повторных госпитализаций.

«Необходимость этого проекта продиктовало время, – поясняет лучшая медсестра России. – Я работаю в больнице 30 лет и вижу, как изменились пациенты. Они более информированы и требовательнее в медицинских вопросах. Они приходят за качественной помощью, поэтому медсестра не может работать по старым принципам, она тоже должна расти».

Оценили нововведение и врачи – кто лучше, чем специалист, который постоянно рядом с больным, расскажет о его состоянии?

 

Галина ГиенкоГалина Гиенко / Фото: Павел Колядин

Новые кадры

Победа на всероссийском конкурсе – не первое достижение Галины Гиенко. Её исследовательские работы, ценность которых подтверждает практика, получали награды различных смотров, гранты Ассоциации медицинских сестёр России.

«Мои коллеги – это моя команда. Нам нравится заниматься новым, мы хотим быть в лидерах», – говорит Галина Ивановна.

Может, поэтому кадровый вопрос с медсёстрами в областной клинической больнице не стоит. Есть кому передать свою увлечённость, – молодёжи, чтобы у них, как и у старших коллег, горели глаза.

«К нам приходят практиканты из медучилищ, и мы понимаем: это наши потенциальные работники. Они с нами три года на практике, занимаются в школе молодого специалиста, у каждого есть наставник. В наших интересах влюбить их в профессию. А как её можно не любить, я даже не представляю», – улыбается Галина Гиенко.

Елена Мирошниченко

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×