Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
20 ноября 2019,  18:41

Театральный оттиск, или Критики о фестивале «Актёры России – Михаилу Щепкину» в Белгороде

XI театральный фестиваль прошёл на сцене белгородского драмтеатра 8–18 ноября

Театральный оттиск, или Критики о фестивале «Актёры России – Михаилу Щепкину» в БелгородеФото: Владимир Юрченко
  • Статья
  • Статья

Члены экспертного совета рассказали о театрах-участниках, белгородском зрителе, знаковых спектаклях и лучших актёрских работах.

Групповой портрет и яркое соло

Свои спектакли на Всероссийском театральном фестивале в Белгороде представили 11 театров из Москвы, Санкт-Петербурга, Курска, Владимира, Тулы, Самары, Севастополя, Владикавказа и Белгорода.

«Я хочу сказать об игре как о родовой сущности театра и как о базе, несомненно, любого фестиваля. За десять дней это редчайшее и необходимое свойство утрачено не было. Оно жило, заставляло связывать мотивы, идеи, потому что репертуар, с моей точки зрения, составили так, что широкая территория русского театра была представлена в профиль, в фас, в рост и как групповой портрет и как яркие соло», – отметил заслуженный деятель искусств России, кандидат искусствоведения Сергей Коробков.

Театральный критик и журналист, редактор журнала «Страстной бульвар, 10» Елена Глебова отметила роль щепкинского фестиваля для культуры страны:

«Когда‑то в газетном деле существовал линотипный набор: набиралась форма, а потом делался оттиск. И вот то главное, что должно было оставаться, оттискивалось на бумаге. Щепкинский фестиваль – такой оттиск. Он отбирает главное, актуальное – всё то, что сегодня происходит и в региональных театрах, и в центральных. И это очень важно».

Театральные критики на пресс-конференции фестиваля Театральные критики на пресс-конференции фестиваля / Фото: beltheatre.ru

Фестиваль, который воспитывает публику

Хорошее впечатление на театральных критиков, приехавших из разных городов России, произвёл белгородский зритель. По мнению экспертов, в этом есть большая заслуга театра им. М. С. Щепкина.

«Была свидетелем ситуации, когда перед входом в театр женщина спрашивала билет на спектакль. Ей сказали, что на сегодняшний нет билетов, а есть на завтрашний. Не спрашивая, что за спектакль, она сказала: «Давайте». И это показатель. Это доверие к тому, что всегда будет хорошо, что всегда будет не стыдно», – подчеркнула Глебова. 

Её мнение разделяет секретарь Союза театральных деятелей РФ, председатель Тамбовского отделения СТД РФ Сергей Левандовский:

«И я был свидетелем, как спрашивали билеты. И видел, как публика смотрит спектакли, как она потом аплодирует и их обсуждает. Сюда приходит уже подготовленный зритель: он знает, что такое театр. Вы воспитали себе публику, и это дорогого стоит».

Солидарна с коллегами театральный критик и журналист, заведующая литературно-драматургической частью Ульяновского драмтеатра им. Гончарова Кира Вострова:

«Виктор Иванович Слободчук в один из первых дней процитировал Томаса Манна: «Театр превращает толпу в народ». Мне кажется, в ваш театр заходит не толпа, и я увидела это на фестивале. В зрительный зал входит некое сплочённое сообщество, которое очень тонко и точно реагирует на то, что происходит на сцене».

Главный редактор газеты «Вахтанговец», член редакционного совета журнала «Современная драматургия», театральный критик Валентина Фёдорова отметила, что фестиваль подогревает любовь публики к театру, образовывает и воспитывает зрителя.

«Когда я вижу каждый вечер полный зал – как слушают, смеются, переживают, утирают слёзы, хлопают и кричат «Браво!» – я понимаю, что для многих эти театральные коллективы дают новый импульс любви к театру, – подчеркнула она. – Участники фестиваля уедут, а люди будут знать, что в театре происходит что‑то важное и нужное для сердца и души, для ума».

Председатель экспертного совета фестиваля, шеф-редактор журнала «Страстной бульвар, 10» и редактор журнала «Иные берега» Наталья Старосельская призналась, что всегда старается услышать мнение публики о прошедших спектаклях и работе артистов:

«Я в Белгороде и в некоторых других городах очень радуюсь, когда подслушиваю разговоры зрителей после спектакля и слышу фразу: «А наш‑то театр получше будет». Это всегда очень важно. Фестиваля с высоким уровнем всех спектаклей не может быть нигде и никогда. Фестиваль с разным уровнем всех спектаклей, одни из которых вызывают чувства, эмоции, мысли, – это прекрасно. Но прекрасны и те спектакли, посмотрев которые, зрители выходят и говорят так».

Зрители фестиваля Зрители фестиваля / Фото: Владимир Юрченко

Профессионально во всех слагаемых

Участники экспертного совета посмотрел 12 заявленных в афише фестиваля спектаклей и отметили самые достойные, на их взгляд.

Театральный критик, писатель Анна Кузнецова выделила постановки Валерия Гришко «Корсиканка» (самарская труппа) и Семёна Спивака «В день свадьбы» (Театр на Фонтанке) как яркие образцы психологического театра.

«Спектакль «В день свадьбы» Спивака – это безупречное доказательство высочайшего профессионализма вот того театра, привычного, у которого сейчас появилось много оппонентов,– поделилась Анна Кузнецова. – Это психологический театр, и он очень убедительно себя показал также в самарском спектакле Валерия Гришко. Ведь не шибко выдающаяся пьеса: что называется, кассовая, хорошо сделанная, не более того. Но как это всё замечательно складывается, как профессионально во всех слагаемых: блистательный центральный исполнитель, блистательное партнёрство, и время, и атмосфера».

Киру Вострову впечатлили спектакли по классическим произведениям – даже из школьной программы, но с современным прочтением.

«Под словом «современное» я имею в виду прежде всего работу со смыслами, а не с формой, глубинную, подробную работу с текстом, с актёрами и не имею в виду некий эпатаж, ироническое обесценивание, – прокомментировала Вострова. – Было много замечательных примеров, когда обращение к, казалось бы, произведениям уходящего времени оказывалось современным и вызывало высокий эмоциональный накал в зрительном зале».

Спектакль «В день свадьбы» Спектакль «В день свадьбы»

Эксперты единодушно отметили в числе лучших ролей фестиваля работы артистов Белгородской драмы.

«Я хочу сказать о белгородских актёрах. У вас замечательная, крепкая, яркая труппа, которая сделает честь многим столичным коллективам. Назову имена белгородцев, потому что это [был] подарок нам. Это и Виталий Бгавин, утром Мольер, а вечером Мамаев; Владимир Дорогин – Глумов, ваша смена, с огромным потенциалом; блестящий в роли Крутицкого Виталий Стариков; Марина Русакова, которая сыграла Турусину», – рассказала Валентина Фёдорова. 

Наталья Старосельская составила топ лучших спектаклей фестиваля, опираясь не только на личное восприятие.

«Когда я встречалась с режиссёрами любительских театров, спросила у них: «Что больше всего запомнилось?» Только попросила не называть спектакли щепкинского театра. Они назвали «В день свадьбы» Семёна Спивака и «Корсиканку» Валерия Гришко. И, я думаю, были правы, – рассказала она. – Я к ним прибавляю с чистым абсолютно сердцем спектакль Юрия Бурэ «Месяц в деревне». Видела его трижды, и он с первого раза покорил удивительной белизной, чистотой, на фоне которого кипели вот эти сумасшедшие страсти, с которыми люди не в силах справиться».

По мнению гендиректора творческо-координационного центра «Театр-информ», театрального критика Ольги Сенаторовой, знаковым, помимо фаворитов («В день Свадьбы» и «Корсиканки»), можно назвать спектакль «Кабала святош» белгородского театра: 

«Мне кажется, фестиваль собрал хороший профессиональный набор успешных актёрских работ. Причём они лежат в русле названия, которое когда‑то было избрано – и избрано принципиально: «Актёры России – Михаилу Щепкину». Здесь есть фигура исторического масштаба для нашего театра. И равняться на неё актёрам, которые приезжают на фестиваль, очень важно».

К таким работам Ольга Сенаторова отнесла дуэт Виктора Гальченко и Натальи Прокопенко в спектакле «Корсиканка», работу Алисы Варовой в санкт-петербургском спектакле и Виталия Бгавина – в белгородском, а также эпизод с Виталием Стариковым в роли Крутицкого. Их она назвала опорными и знаковыми, важными не только с профессиональной точки зрения, но и с точки зрения дальнейшего движения фестиваля.

 

Виталий Бгавин в роли Мольера Виталий Бгавин в роли Мольера / Фото: Наталья Зотова

Когда 12-й?

Фестиваль «Актёры России – Михаилу Щепкину» проходит раз в три года. Но художественный руководитель Белгородской драмы Виктор Слободчук пообещал провести следующий сразу после окончания ремонта в здании театра.

Между тем Ольга Сенаторова предложила в будущем изменить систему присуждения дипломов спектаклям и артистам фестиваля, которая работала до сих пор:

«Подчас было очень трудно определить, за что выдать диплом. И особенно это касалось поощрения актёров. Мне кажется, что фестиваль никому не обязан выказывать такие знаки внимания. Может быть, имеет смысл учредить премию Михаила Семёновича Щепкина I, II и III степеней именно за сохранение и развитие традиций русского психологического театра».

Оксана Придворева

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×