Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
19 ноября 2019,  13:17

Локальная сеть. Чем живут первые белгородские компьютерные салоны

Журнал «ОнОнас» поговорил об этом с владельцами салонов Сергеем Сынковым и Михаилом Курским

Локальная сеть. Чем живут первые белгородские компьютерные салоны«Навигатор», наши дни. Все 12 компьютеров редко бывают занятыФото: Алина Михайлова
  • Статья

Кому нужны компьютерные салоны в век, когда почти у каждого есть ноутбук, высокоскоростной Интернет да ещё и смартфон в кармане? Вот и мы так думали, но были очень удивлены, увидев, что и сейчас салоны заполнены посетителями.

Чистое поле

Неприметную вывеску интернет-салона «Орион» я помню всю сознательную жизнь. Однако заходить сюда мне ни разу не приходилось. Воображение рисовало что‑то вроде школьного кабинета информатики. Реальность удивила.

Затемнённое помещение со стильными серыми стенами, подсвеченные красным компьютеры в четыре ряда и одинаковые чёрно-красные игровые кресла. Посреди зала два автомата – с кофе и с вкусняшками для тех, кто засиживается подолгу или сидит ночью: клуб круглосуточный.

11 утра, занято с десяток компьютеров. На экранах геймеров открыты разные игры, некоторые соперничают друг с другом:

— Смотри, там у тебя справа!
– Я видел, видел!

«Орион». С этого всё началось в 2001 году«Орион». С этого всё началось в 2001 году / Фото: архив Сергея Сынкова

 

Хозяин клуба Сергей Сынков общается со мной в своём кабинете. На его рабочем столе тоже открыта игра. Собственно, с его любви к компьютерным играм всё и началось.

«Жена училась на программиста, поэтому дома был компьютер. Мы пробовали разные игры, было интересно, и в какой‑то момент решили превратить это увлечение в работу, – рассказывает Сергей. – Идея была не оригинальной: в то время салоны появлялись практически на каждом углу. Казалось, даже если поставишь компьютер в чистом поле, всё равно кто‑то придёт».

Сергей СынковСергей Сынков / Фото: личный архив

Кризисы? Не, не слышали

«Орион» открылся в 2001 году. Помещение тогда было меньше, и компьютеров не 30, а всего 4. Это были Celeron 433 – с операционной системой Windows 98 и графическим процессором RIVA TNT. Оборудование позволяло запускать топовую по тем временам игру Half Life. Примерно тогда же появился Counter-Strike.

«Интернета в те времена толком ещё не было, поэтому локальная сеть была нашим всем. В салонах старались ставить больше компьютеров, чтобы одновременно могли играть как можно больше людей, ведь так интереснее. Кажется, тогда все играли исключительно в CS», – вспоминает хозяин салона.

Интернет открывал уже новые возможности. Наигравшиеся в «локалке» люди стали подсаживаться на Lineage, чуть позже – на World of Warсraft, Dota, League of Legends, World of tanks.

 

«Орион» сейчас«Орион» сейчас / Фото: Алина Михайлова

 

Посетителями салона всегда были в первую очередь геймеры. На них и делалась ставка. Правда, их средний возраст со временем вырос: если поначалу в салон ходили в основном дети и подростки, то сейчас это, как правило, люди 20, 30, а то и 40 лет. Конечно, и в прошлом, и в настоящем клуба были посетители, которым компьютер нужен для работы или учёбы, но это скорее редкость.

Сергей утверждает, что никаких кризисных моментов салон особо не чувствовал. На мой вопрос «почему» пожимает плечами:

«Во‑первых, мне кажется, многим важна клубная атмосфера. Во что бы ты ни играл, здесь наверняка найдутся люди, близкие по интересам, с которыми можно не только поиграть, но и что‑то обсудить. Здесь много постоянных ребят, они приходят сюда в том числе за общением. Во‑вторых, Интернет до сих пор не везде хороший: где‑то работает с перебоями, и тут мы всегда можем выручить. В‑третьих, далеко не каждый может позволить себе качественный игровой компьютер, а у нас железо постоянно обновляется: нет ни одного компьютера, который не потянул бы основной игровой мир».

Уверенный взлёт

В «Навигаторе» об истории клуба говорят не так оптимистично. Этот салон ещё старше, чем «Орион», его открыли в 1999 году два брата. Меня встречает младший из них – Михаил Курской. Ему на тот момент было всего 13, но он, увлечённый геймер, с радостью подхватил идею старшего брата и всячески ему помогал.

 

Михаил КурскойМихаил Курской / Фото: личный архив

«Начали мы с того, что собрали друзей, у которых были компьютеры, и взяли их оборудование в аренду – посмотреть, как пойдёт дело. Популярность салон приобрёл моментально, и уже спустя короткое время мы пришли к отцу со всеми цифрами и планами. Он согласился вложиться в дело и помог нам приобрести первые компьютеры».

Количество компьютеров быстро выросло до максимума, их стало 32 – больше вместить помещение не могло. Тут же открылся «Навиатор-2», в котором было ещё 30 машин. Спрос был бешеным! Очередь из желающих поиграть бывала такая, что приходилось записывать их за один-два дня.

Свой след в истории киберспорта клуб тоже оставил – его участники в 2000 году стали первыми чемпионами Черноземья.

«Наш уровень тогда был невероятным за счёт хорошей подготовки, – Михаил сам был участником киберспортивной команды. – Салоны в нашем распоряжении – мы могли тренироваться хоть круглые сутки. Играли настолько хорошо, что даже команде, ставшей в тот год одной из лучших в России, проиграли с минимальным разрывом».

Уверенный спад

Первый удар по компьютерным салонам, по словам Михаила, нанесли небольшие локальные сети, распространившиеся в многоквартирных домах. Из‑за этого у многих отпала необходимость ходить в специализированные клубы. При этом если «Навигатор-2», расположенный в спальном районе, смог включиться в одну из подобных сетей, то основному «Навигатору» повезло меньше и он остался стационарным.

Постепенно компьютеры появились почти в каждой семье, Интернет пришёл в каждый дом и решил значительную часть задач, с которыми раньше справлялись только салоны. Если в период расцвета только на Харгоре было около 80 (!) компьютерных клубов, то к началу 2010-х годов их уже можно было пересчитать по пальцам.

Развитие мобильного Интернета и мобильных игр естественным образом ещё сильнее снизило количество посетителей салонов. В «Навигаторе» с кризисами справлялись за счёт сокращения компьютеров – сейчас их всего 12.

 

Традиционные игровые залы постепенно перепрофилируются в VR-пространстваТрадиционные игровые залы постепенно перепрофилируются в VR-пространства / Фото: Алина Михайлова

Перспектива

Михаил, на некоторое время отходивший от этого бизнеса, вернулся к салону с новой идеей – виртуальной реальностью. Сегодня салон разделён на две части: в одной за компьютерами увлечённо сидят геймеры, во второй идёт ремонт – скоро здесь откроется новая игровая зона.

Один из администраторов тестирует игры: на голове шлем виртуальной реальности, в руках пульты, на подсоединённом к шлему телевизору видно то, что происходит у него перед глазами. Он берёт с пола предметы и переставляет их с места на место.

«Это оборудование многопрофильное. Здесь можно развлечь ребёнка всякими джоб-симуляторами: попробовать себя в качестве повара, официанта, офисного работника. А можно играть в профессиональные игры, например симулятор бойца, где, для того чтобы перезарядить автомат, тебе нужно знать местонахождение нужных затворов, кнопок по сбросу обойм…

Это, считает Михаил, скоро захватит игровой мир, окончательно оставив в прошлом не только классические компьютерные салоны, но и компьютеры в целом. Человеку уже недостаточно просто жать на кнопки.

Алина Михайлова

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×