Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
16 ноября 2019,  10:04

О чём напоминает барельеф на ж/д мосту в селе Гостищево Яковлевского округа

О чём напоминает барельеф на ж/д мосту в селе Гостищево Яковлевского округаДата возведения сооружения закреплена в бетоне намертво – VIII.1946Фото: Ольга Бондарева
  • Новость

Более 73 лет назад на его бетонных опорах строители оставили свои автографы.

«Аксёнов», «Третьяк» – хорошо читаются две фамилии на бетонном перекрытии. На противоположной опоре ещё две или три (уже не разобрать), от которых осталось несколько букв: остальные осыпались. Зато дата возведения сооружения закреплена в бетоне намертво – VIII.1946. И пятиконечная звезда как символ Победы и возрождения.

Именно эти надписи делают этот железнодорожный мост над узкоколейной автодорогой особенным историческим объектом в Гостищево.

Село, недалеко от которого в июле 1943 года прошла линия фронта, в ходе Курской битвы попало под мощные бомбардировки немецко-фашистской авиации. Снаряды уничтожили десятки жилых домов и колхозных строений, школу, железнодорожные пути и упомянутый мост Южной (сегодня Юго-Восточной) железной дороги.

Вообще же от военных действий на территории нашей страны пострадало более 13 тыс. ж/д мостов и почти половина всех железных дорог – 65 тыс. км. Первые меры по их восстановлению на некоторых территориях правительство предприняло ещё в 1942 году. Для этого создали Управление военно-восстановительных и заградительных работ, трудящиеся которого приравнивались к красноармейцам.

Гостищевский участок ремонтировали уже в мирное время, после принятия в марте 1946 года специальной директивы Министерства путей сообщения СССР. Вместе с военными тогда работали строители Главмостстроя, Главного строительного управления, многие другие организации. Для ускорения темпов объявили социалистическое соревнование за досрочное выполнение планов четвёртой пятилетки. 5 августа 1946 года, на торжествах в День железнодорожника, министр путей сообщения СССР Иван Ковалёв отметил первые итоги восстановления и значение железнодорожных дорог для экономики страны. Наверное, к этой дате и спешили строители сдать гостищевский мост. И, судя по гордым автографам, были в числе передовиков.

Другой вопрос, насколько это было обычно – запросто поставить подпись на военном объекте, к коим относили железные дороги. Сегодня, во всяком случае, такую импровизацию представить трудно.

«Традиция оставлять свои автографы на возведённых объектах тянется с древних времён. Были такие отметки и на старейших белгородских мостах до и после революции, но, к сожалению, во время реконструкций были утеряны. Например, под штукатуркой скрыты надписи на мостах Сумской железной дороги, – рассказал краевед, исследователь железнодорожной истории Михаил Чернышов. – Что же касается фамилий, увековеченных в бетоне под гостищевским мостом, то, как мне кажется, это был момент торжества победителей, внутренней свободы. Пережив страшные испытания, выпавшие на их долю, возрождая страну, люди справедливо считали, что имеют право оставить о себе память. Нам же остаётся только беречь её и свидетельства нашей истории».

Ольга Бондарева

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×