Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
03 октября 2019,  17:33

Как в белгородских школах будут изучать родной язык и родную литературу

Федеральные образовательные стандарты закрепили эти предметы как обязательные для всех российских школ

Как в белгородских школах будут изучать родной язык и родную литературуФото: Вадим Заблоцкий
  • Статья
  • Статья

«БелПресса» поговорила об этом с первым заместителем начальника департамента образования Белгородской области Николаем Рухленко.

Впервые о введении новых предметов заговорили в 2018 году. Мнения разделились: кто‑то приветствовал углублённое изучение родного языка, кто‑то недоумевал: если уже есть такой предмет, как русский язык, зачем ещё родной русский? 

— Кто решил ввести новые предметы?

— В конце 2015 года в федеральные государственные стандарты общего образования (ФГОС) внесли изменения: обязательная предметная область «Филология» трансформировалась в три самостоятельные: «Русский язык и литература», «Родной язык и родная литература» и «Иностранные языки». 

Эти изменения почти два года оставались без внимания всей сферы образования, в том числе и белгородской. Казалось бы, что к регионам, подобным нашей области, где в основном живут русские, это вообще никакого отношения не имеет. 

«О каком русском родном языке может идти речь, если с 1-го по 11-й класс изучается предмет «Русский язык», разве он не родной?» – так думали многие руководители школ, педагоги, родители.

Всё расставило по местам образовательное законодательство, в котором изложена позиция по изучению русского языка как государственного и родного, включая русский язык как язык народов Российской Федерации. 

Требования законодательства подлежат безусловному исполнению, и никто не вправе обсуждать его целесообразность. Поэтому начиная с 2017/2018 учебного года все школы внесли коррективы в образовательные программы и учебные планы начального, основного и среднего общего образования. 

— По каким программам их будут изучать?

— Во всех школах страны приняли локальные нормативные акты, определяющие язык образования. В нашем регионе в силу статистики национальностей населения этот язык – русский. 

В Белгородском институте развития образования в помощь учителям разработали примерные рабочие программы по русскому родному языку, родной литературе и литературному чтению на родном языке. 

Информацию о введении предмета «Родной язык и родная литература» разместили на сайтах школ. Новые предметы не раз обсуждали и в региональной прессе, и в педагогическом и в родительском сообществах. Департаменту важны все мнения, все точки зрения.

— Это будут дополнительные уроки, сверх обычного расписания?

— Когда мы вводили в учебные планы изучение родного языка и родной литературы, были определённые раздумья и сомнения насчёт модели изучения: интегрировать их в русский язык и литературу или сделать самостоятельными. В 2017/2018 учебном году опробовали второй вариант, в 2018/2019-м – интеграцию. Сравнив, сделали вывод, что наиболее оптимально и педагогически целесообразно изучать предметы самостоятельно. 

Так в этом учебном году в начальной школе появились предметы «Русский родной язык» и «Литературное чтение на родном языке», в 5– 9-х классах – «Русский родной язык» и «Родная литература».

 

Как в белгородских школах будут изучать родной язык и родную литературу - Изображение Фото: Вадим Заблоцкий

 

В 10–11-х классах ФГОС позволяет изучать один из этих предметов. Какой – школы выбирают сами, но в большинстве учебных заведений склоняются всё‑таки к языку, а не к литературе. Ведь все выпускники сдают обязательный ЕГЭ по русскому языку, поэтому лишняя подготовка не помешает. Но есть аргументы и в пользу литературы: итоговое сочинение как условие допуска к государственной итоговой аттестации. 

В каждом классе эти предметы должны изучаться не менее 17 часов за учебный год. В то же время санитарные нормы не разрешают увеличивать количество уроков. Поэтому во многих школах в пользу новых предметов один из трёх уроков физкультуры вынесли на внеурочную деятельность. То есть двигательная активность детей во время учебного дня не уменьшится. 

— Новые предметы предполагают и домашние задания. Получится, детям придётся делать больше домашней работы?

— Нет, поскольку количество уроков не увеличится. Значит, и объём домашней работы не вырастет.

В первые годы, когда вводились эти предметы, детям задавали домашнюю работу, которую нелегко было выполнить. Например, написать рефераты о белгородских писателях. А информации об этом очень мало и порой вся семья была задействована в выполнении домашней работы. То же самое – найти и прочитать определённые произведения белгородских писателей. С одной стороны, дети, конечно, должны знать литературные традиции своего региона, но домашние задания должны быть посильные для выполнения и не ставить ребёнка в стрессовую ситуацию.

— А чем всё‑таки будет отличаться «Русский язык» от «Родного русского языка»?

— Как показывает практика, сегодня уроки русского языка в школах больше направлены на освоение грамматики. А изучение нового предмета «Родной язык и родная литература» поможет школьникам погрузиться в язык как культурное наследие и явление, ощутить всю его силу, величие, богатство, великолепие и блеск, понять истоки и красоту. Родной язык – это душа нации, это историческая память народа, это национальный дух, цвет его духовной жизни. Язык важен для воспитания патриотизма. Именно с таких позиций регион определял и содержание предмета, разрабатывал оценочные материалы. Новые предметы обогатили содержание школьной программы и усилили воспитательный контекст. 

— Новые предметы будут преподавать те же учителя, которые учат русскому и литературе?

— Да, однако впереди у нас большая и непростая, но очень интересная работа. Это повышение квалификации учителей-словесников, отбор дидактических и методических материалов, организация методической работы, проведение мониторинговых исследований. Однозначно нужны качественные учебные и методические пособия, которых сегодня нет. Задачу повышения квалификации видим в том, чтобы у учителей-словесников сформировать несколько иное мышление, чтобы они могли включить детей в культурно-языковое поле, воспитывали бы у них ценностное отношение к родному языку как носителю культуры своего народа.

— А в аттестате должны стоять оценки за эти предметы?

— Да, и это очень важный момент. Есть определённые требования к аттестатам об основном общем и среднем общем образовании: в них должны быть прописаны в том числе и предметы «Русский родной язык» и «Родная литература».

Беседовала Елена Мельникова

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×