Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
30 сентября 2019,  14:36

Поезда как люди: у каждого свой характер. Как белгородский школьник решил стать машинистом

«БелПресса» рассказывает об одиннадцатикласснике школы № 42 Белгорода Андрее Бобрисе

Поезда как люди: у каждого свой характер. Как белгородский школьник решил стать машинистомАндрей БобрисФото: личный архив
  • Статья
  • Статья

Когда тебе 17, выбрать то, чем хочешь заниматься в жизни, очень сложно, а ошибиться – страшно. Андрей – настоящий счастливчик: он уже знает профессию своей мечты. И это не врач, не юрист, не учитель. Он хочет стать машинистом.

«Понимаю гораздо больше, чем обычные пассажиры»

«Любовь выскочила перед нами, как из‑под земли выскакивает убийца в переулке… Так поражает молния, так поражает финский нож!» Так писал Булгаков в «Мастере и Маргарите». Любовь Андрея к поездам случилась тоже внезапно – она поджидала его в самой обыкновенной электричке.

«Я помню тот летний день, когда, стоя в тамбуре, слышал весь этот шум и грохот, который создаёт любой поезд во время движения. Этот непередаваемый запах, который исходит от поездов и самой железной дороги. И мне это очень понравилось», – вспоминает Андрей.

 

Постепенно простое восхищение переросло в серьёзное увлечение железнодорожной тематикой. Первым этапом стало метро: Андрей с головой погрузился в изучение этого мира, узнал устройство подвижного состава метрополитена, разобрался, как и почему всё работает. И со временем достиг такого уровня, что смог узнавать тип метропоезда по доносящемуся из тоннеля шуму.

«Во время поездки в вагоне я слышу все те же звуки, что и обычные пассажиры, но понимаю гораздо больше, чем они. Вот развернулся тормозной переключатель, теперь включились линейные контакторы, после завыли электродвигатели в режиме реостатного торможения… – вдохновенно описывает Андрей. – Кроме того, я всегда знаю, что располагается под полом в том самом месте, где стою я».

Вагон 1934 года постройки, который который исправно работает и по сей день. Это фото Андрей сделал на реконструкции дня открытия метрополитена. Вагон и станция те же, что и 82 года назад Вагон 1934 года постройки, который который исправно работает и по сей день. Это фото Андрей сделал на реконструкции дня открытия метрополитена. Вагон и станция те же, что и 82 года назад / Фото: личный архив Андрея Бобриса

 

За несколько лет Андрей побывал в метро Москвы, Санкт-Петербурга, Харькова, Минска, Варшавы, Праги, Берлина и Барселоны. Любимым называет московское: по словам парня, в отличие от довольно скучного европейского метро наши столичные станции отличаются особенной красотой.

«Мне нравится «Театральная»: там очень необычный звук въезда поезда на станцию, – делится Андрей. – Люблю станцию «Воробьёвы горы»: она расположена на мосту через Москву-реку и поэтому с неё открывается прекрасный вид. И ещё нравится станция «Партизанская» – очень светлая и просторная. Она необычна тем, что у неё не два пути, как на всех классических станциях, а целых три!»

Оцените вид из окна метровагона Оцените вид из окна метровагона / Фото: личный архив Андрея Бобриса

«Что вы представляете, когда слышите слово клуб?»

Но интерес к метро был только началом. Мыслить – шире! И Андрей обратился к железной дороге. Так же, как и с метро, он начал изучать принципы её работы, устройства и схемы локомотивов, вникать в каждую инструкцию, каждое распоряжение, регламент, разбираться в инфраструктуре. И продолжает до сих пор.

 

Чехия, Карловы Вары Чехия, Карловы Вары / Фото: личный архив Андрея Бобриса

«Поезда мне нравятся во всех аспектах: и визуально, и технически, и с практической стороны. Знаю я, конечно, и историю железнодорожного транспорта, но, если честно, мне куда более интересно их техническое устройство и принцип работы: что происходит внутри них, где и какие аппараты расположены и когда они включаются, – рассказывает Андрей. – А особенно мне интересны электровозы советской и нынешней эпохи. Например, я уже наизусть знаю подробное устройство всех схем, цепей управления, узлов и агрегатов такой легендарной серии электровозов, как ВЛ80С!»

Один из величайших электровозов Один из величайших электровозов / Фото: личный архив Андрея Бобриса

 

За два года Андрей убедился, что для него поезда – именно то, что обычно называют делом жизни. В свободное время парень читает что‑нибудь по технической тематике, общается с единомышленниками. Благодаря железной дороге у него появилось много друзей.

«Железная дорога – это часть нашей жизни. Нет ни одного человека, который ни разу в жизни не имел бы с ней дела. Конечно же, она является и частью культуры, и сама порождает вокруг себя культурные явления, как, например, движение жд-фаны или, иначе, рейлфаны. Это настоящие фанаты железных дорог. Кто‑то предпочитает изучать историю, кто‑то делает упор на фотографии, кто‑то сам работает на железной дороге, но совмещает работу и хобби».

Себя Андрей тоже пока считает рейлфаном, но надеется изменить этот статус на более серьёзный, профессиональный – для этого парень планирует получить профильное образование и начать работать на железной дороге.

«А вот, к примеру, что вы представляете, когда слышите слово «клуб»? Наверное, эдакий домик в деревне, где выступает местный хор. А у машиниста первая же мысль будет о комплексном локомотивном устройстве безопасности. Вот так!»

По дороге с облаками По дороге с облаками / Фото: личный архив Андрея Бобриса

«Поезда в их естественной среде обитания»

Параллельно появился интерес к фото- и видеосъёмке. Андрей ездит по всей Белгородской области – чтобы, по его словам, поймать поезда «в их естественной среде обитания». Часто такие поездки приносят приятные и неожиданные открытия.

«Недавно на нашей станции Белгород я случайно встретил достаточно редкий уже электропоезд ЭР2. Спереди он немного круглый, поэтому получил прозвище «Глобус», – приводит пример Андрей.

Раритетный электропоезд ЭР2 в Белгороде Раритетный электропоезд ЭР2 в Белгороде / Фото: личный архив Андрея Бобриса

 

Но в своих поездках парень не ограничиваются только нашей областью. Нередко он путешествует в другие города, чтобы запечатлеть некоторые станции и локомотивы, побывать на выставках и мероприятиях, посвящённых железной дороге, встретиться с друзьями. За время своего увлечения Андрей успел посетить московский, брестский, ростовский и санкт-петербургский железнодорожные музеи, каждый из которых по‑своему интересен и уникален. А в конце этого лета принял участие в самом известном железнодорожном мероприятии в нашей стране – EXPO 1520.

 

 

Фотографиями Андрей делится в крупных жд-сообществах, а для публикации видео создал личный YouTube канал, куда выкладывает съёмки, сделанные им внутри локомотивов!

«Изнутри все локомотивы разные, но сделаны они по схожему принципу. Если очень и очень коротко, то бОльшую часть локомотива занимают два вида оборудования: тяговое и вспомогательное. Тяговое оборудование – это в основном различные аппараты, которые изменяют подводимое напряжение к электродвигателям, с помощью которых электровоз и передвигается, – объясняет Андрей. – Свободного места внутри крайне мало, причём настолько, что там приходится идти боком и очень медленно». 

С обеих сторон электровоза, говорит парень, расположены кабины машиниста. Внутри – пульт управления всем электровозом и основным его оборудованием.

«А как я попадаю внутрь локомотивов? Ну, скажем так: иногда двери в локомотив попросту бывают открыты, иногда помогают друзья-железнодорожники. Короче, стучите – и вам откроется».

Видео с канала Andrey_ 31

«Смогу собрать свой персональный электровозик»

Иногда Андрею удаётся не только сделать пару кадров, но и проехаться в кабине электропоезда вместе со знакомой бригадой: посмотреть на работу машиниста в действии, пообщаться с друзьями и даже немного почаёвничать во время движения.

 

Фотография из кабины машиниста электропоезда Фотография из кабины машиниста электропоезда / Фото: личный архив Андрея Бобриса

«Такие поездки мне нравятся больше всего, ведь нет ничего лучше, чем находиться в кабине электропоезда и любоваться из него видами своей родной земли, – рассказывает парень. – А вообще, если есть возможность, обязательно нужно побывать в кабине электровоза, ощутить всю эту мощь ушедшей страны, посмотреть на то, что выдержало миллионы километров и работает исправно по сей день. Почувствовать этот запах, который ни с чем не спутаешь и не повторишь. Взглянуть на то, как после лёгких движений рукой включаются десятки аппаратов, оживает огромный организм локомотива и происходит настоящее чудо». 

Ночь, уходящий поезд Ночь, уходящий поезд / Фото: личный архив Андрея Бобриса

 

Конечно, частичку этого чуда хочется всегда иметь рядом. И постепенно у Андрея появилась целая коллекция предметов, связанных с железнодорожной тематикой. Сначала это было небольшое собрание профессиональной технической литературы (в основном различные инструкции и руководства по эксплуатации), но потом всё стало ещё серьёзнее и интереснее.

«У меня есть таблички с локомотивов, части пульта машиниста, различные приборы, ключи. Есть даже краны машиниста! Некоторые друзья даже шутят, что ещё немного – и я смогу собрать свой персональный электровозик. Не подумайте плохого, в основном это всё – подарки».

Флешка Флешка / Фото: личный архив Андрея Бобриса

 

О поездах Андрей может рассказывать долго и вдохновенно, каждый из локомотивов для него – личность. Собственное будущее Андрей видит чётко и ясно. Скорее бы только оно уже наступило!

«Поезда – это огромная мощь, гармония технологии и инженерной мысли. Они только кажутся бездушным механизмом, который несётся по бесконечным рельсам. На самом деле они как люди – отличаются и внешне, и внутренне. У каждого локомотива есть свои звуки, различные прихоти, неповторимый запах и, главное, свой характер. И как их не любить?..»

 

Александра Токтарёва

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×