Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
25 июля 2019,  17:12

Автопрому зелёному слава. Почему хозяева электромобилей не поменяют их на обычные авто

«БелПресса» рассказывает о белгородцах, выбравших экологически чистый транспорт

Автопрому зелёному слава. Почему хозяева электромобилей не поменяют их на обычные автоФото: Павел Колядин
  • Статья
  • Статья

Недавно Белгородская областная Дума поддержала инициативу губернатора Евгения Савченко, освободив владельцев электромобилей от транспортного налога. «БелПресса» решила познакомиться с теми, кто заправляет свои автомобили электричеством.

Встреча двух веков

Легко сказать – познакомиться. Но как это реализовать на практике? Гоняться по улицам за электромобилями? У автора этих строк есть опыт написания статьи, которая началась с погони, но тогда просто повезло.

Прошерстив профильные сайты и соцсети, я с горем пополам нашёл пару аккаунтов белгородцев, владеющих машинами на электротяге. Один на сообщение не ответил, а второй, извинившись, сообщил, что времени на общение у него нет, и прислал ссылку на статью в Интернете, в которой «есть ответы на многие вопросы».

Но, как написано в одной умной книге, «ищите и обрящете». Электромобиль Nissan Leaf притаился на парковке в нескольких метрах от подъезда моего дома. Недолго думая, я оставил под щёткой стеклоочистителя свою визитку с запиской, в которой попросил со мной связаться.

На мою бумажную записку, составленную в лучших традициях эпистолярного жанра, буквально на следующее утро пришёл ответ по электронной почте:

«Доброе утро, Вадим! Вы моему коллеге оставили визитку и записку. У нас в компании два владельца электромобилей Nissan Leaf. Можем поучаствовать!»

Повезло так повезло! Я созвонился с Евгением Хлыстовым, ответившим на мою записку, и выяснил, что в Белгороде есть небольшое сообщество владельцев электромобилей. Со мной готовы встретиться и рассказать о своих машинах сразу трое. Мне остаётся только оседлать велосипед (тоже, надо сказать, экологически чистый вид транспорта!) и ехать на встречу. При этом меня не покидало чувство, что я – с бумажными записками и велосипедом – человек из XX века, а эти парни – с электронной почтой и на электромобилях – из XXI.

 

Автопрому зелёному слава. Почему хозяева электромобилей не поменяют их на обычные авто - Изображение Фото: Павел Колядин

«Вы нам заправку спалите!»

Сотрудник компьютерной фирмы «Элпо» Сергей Руль приобрёл свой первый электрокар в сентябре 2016 года. Он стал вторым белгородцем, у которого появилась личная машина с электрическим сердцем вместо привычного двигателя внутреннего сгорания.

«Изначально я хотел купить Honda Fit с бензиновым двигателем. Начал мониторить Интернет в поисках машины, которую можно было приобрести во Владивостоке за те деньги, которые у меня были в наличии, – 500 тыс. рублей», – рассказывает Сергей Владимирович.

По одному из объявлений продавали автомобиль 2011 г. в. с электродвигателем. Его стоимость была ниже, чем у «Хонды», но комплектация и класс выше, чем у «Фита». Одинаковая цена на автомобили объяснялась тем, что в 2016 году на ввоз электрокаров в Россию действовала нулевая таможенная пошлина. К слову, с июля 2017-го её отменили. Воспользовавшись онлайн-калькулятором, несложно выяснить, что сегодня, приобретая 5-летний электромобиль за 500 тыс. рублей, придётся заплатить налогов и сборов ещё почти на 200 тыс.

Необычный автомобиль Сергею понравился, и он начал собирать информацию о технических особенностях этого чуда японского автопрома. Пробег на одном заряде у электромобиля – от 100 до 120 км в зависимости от условий. Эта цифра Сергея устроила – по его подсчётам, он проезжает за рабочий день 40–50 км. А на дальние расстояния пару раз в год можно перемещаться на автобусах, поездах и самолётах – сэкономленных на бензине денег для этого вполне хватит.

Взвесив все за и против, Сергей Руль решил – электромобилю быть! Nissan Leaf обошёлся ему в 465 тыс. рублей. Ещё 54 тыс. он отдал за доставку машины транспортной компанией из Владивостока в Подольск. А вот уже из Подольска гнал электрокар в Белгород сам. На это у него ушло два с половиной дня.

«Машина заряжается от обычной розетки пять часов. Я проезжал 100 км и искал, где можно зарядиться. Подъезжал к обычной бензоколонке и говорил: «Мне 220!» Сотрудники заправок отвечали, что у них только 92-й и 95-й и про 220-й они даже не слышали. Так удивлялись, что даже денег с меня никаких не брали, – со смехом вспоминает Сергей Руль. – В Москве с зарядкой электромобилей вообще вопросов нет – там это не вызывает недоумения. Но чем дальше от столицы, тем сложнее было объяснять, что мне не нужен бензин – только розетка. В Обояни, например, сначала вообще испугались: «Вы нам заправку спалите!» Долго смотрели вместе с ними ролики на YouTube об электромобилях, они звонили своему руководству, консультировались и только после этого разрешили мне зарядить автомобиль в обмен на хороший отзыв в Интернете».

Сарафанное радио в век электромобилей

Прокатившись в роли пассажира на новой машине Сергея, его коллега по работе Евгений Хлыстов тоже загорелся идеей приобрести такую же.

«Я тогда ездил на стареньком «Фольксвагене». Когда пришла пора обновить машину, стал присматриваться к электромобилям. Почитал объявления, съездил в Алексеевку и там купил Nissan Leaf за 530 тыс. рублей. Катаюсь на нём уже год и, по моим прикидкам, сэкономил уже около 40 тыс. рублей на топливе и обслуживании, – рассказывает Евгений. – А теперь ещё и на налоге сэкономлю. В Строителе я был первым, кто ставил такой транспорт на учёт. Сотрудники МОТОТРЭР долго смотрели под капот, на документы, а потом сказали: «У вас в свидетельстве о регистрации транспортного средства ошибка – объём двигателя не указан». Я им всё объяснил – мы вместе посмеялись. Сейчас в Строителе, насколько мне известно, есть ещё два электромобиля».

Мы беседуем возле офиса компьютерной компании, в которой работают Сергей и Евгений. К нам присоединяется ещё один владелец Nissan Leaf – сотрудник областного медучреждения Сергей Зубков. Он приобрёл свой электромобиль в марте 2019-го.

«Раньше я этой темой особенно не интересовался, – признаётся Зубков. – Ездил на Toyota Avensis, а потом, когда пришло время менять авто, приехал на работу по делам к Евгению Хлыстову. У него как раз машина у офиса заряжалась. Я заинтересовался, начал выспрашивать, что да как. Слушая его ответы, я понял, что за электромобилями будущее и что я хочу прикоснуться к этому будущему уже сейчас. Спустя буквально полгода я приобрёл машину за 700 тыс. рублей. Она отличается от электромобилей Сергея и Евгения – у меня электрокар нового поколения и комплектация чуть богаче: более эффективная и экономичная печка, кожаный салон, подогрев руля, солнечная батарея, парковочная камера заднего вида и многое другое».

Самое интересное, добавляет Сергей Руль, что Зубков купил машину у его знакомого:

«Владельцы электромобилей друг друга знают, общаются. У нас есть своё сарафанное радио, видите: несколько человек приехали с вами пообщаться. Всего в Белгороде примерно 15 электромобилей, по области – ещё штук 10 наберётся».

Евгений Хлыстов Евгений Хлыстов / Фото: Павел Колядин

Как электроточило

Сергей Руль уверен, что для города электромобиль – идеальный транспорт.

«У нас в принципе нет такого понятия «заправить машину». Она заправляется, пока мы спим. То есть мы не тратим на это время, не строим свои маршруты так, чтобы заехать на заправку, не ищем, где это сделать дешевле. Моя машина хранится в паркинге, электричество там стоит 6,5 рубля за кВт∙ч. В месяц я плачу 950–1 100 рублей за электроэнергию», – подводит он калькуляцию.

«Я раз в три месяца плачу по 1 тыс. рублей», – делится своими расходами Евгений Хлыстов.

«А я заплатил 1 тыс. за два месяца, проехав 5 тыс. км», – добавляет Сергей Зубков.

«Из расходников у этих автомобилей – только салонный фильтр, – продолжает перечислять выгоды электротранспорта Руль. – В этой машине нет коробки передач, вращение от двигателя на колёса передаётся через редуктор. Трансмиссионное масло, которое стоит 1 200 рублей за канистру, в этом редукторе меняется раз в 30 тыс. км. Вот и все расходы».

Сергей Руль считает, что электромобилей у нас пока мало потому, что многие боятся пробовать что‑то новое. Опасаются, что в нём что‑то сломается, а специализированных сервисов в наших городах пока нет.

«Естественно, перед приобретением первого электрокара у меня тоже были сомнения, – признаётся Сергей Владимирович. – Но, во‑первых, до этого я девять лет ездил на японских автомобилях и знаю, что такое японское качество. Во‑вторых, я очень внимательно изучил все материалы и отзывы и пришёл к выводу, что там просто нечему ломаться. Если упрощать, то это – электроточило на колёсах. Включаешь кнопку – оно начинает крутиться. У меня в деревне было электроточило, и оно работало очень долго».

Даром – за «Амбаром»

Путешествовать по Росси на электромобилях пока сложно – мало где есть специализированные заправки. Эта проблема не касается крупных городов: по словам моих собеседников, один владелец электромобиля из Питера без проблем зимой сгонял на нём в Хельсинки и вернулся обратно. Но чем дальше от Санкт-Петербурга и Москвы, тем сложнее найти специализированные экспресс-заправки, на которых машину можно зарядить не за 5 часов, а за 30–40 минут. В Белгороде, например, таких точек пока нет.

Хозяева электромобилей пользуются сайтом и одноимённым мобильным приложением PlugShare, где на карте мира отмечены ближайшие электрозаправки и указаны их характеристики. В Белгороде есть девять розеток, от которых можно неспешно зарядить машину на электротяге, ещё одна точка есть в Новом Осколе. Похожая картина в Курской области, а вот в Воронежской электрозаправок раза в два больше, причём есть и экспресс-зарядки.

«Просто сравните на карте Белгород и Харьков, – предлагает Сергей Руль. – Видите, на Украине плотность сети гораздо больше, чем у нас, и количество экспресс-зарядок также на порядок выше. Это потому, что Украина раньше России озаботилась вопросами эксплуатации экологически чистого личного электротранспорта. Возможно, потому что у них просто топливо дорогое. У нас пока сеть точек зарядки, к сожалению, находится в зачаточном состоянии».

Новую инициативу губернатора белгородские электроавтолюбители восприняли с воодушевлением. По их словам, для полного счастья им не хватает разве что бесплатной парковки в городе и одной-двух станций экспресс-зарядки.

Возможно, очень скоро одно из двух пожеланий исполнится: у торгового центра «Амбар», который открылся в 2018 году в Разумном, уже красуются модули с изображением авторозетки и интригующей надписью «скоро».

«Зарядка для электромобилей появится здесь уже в 2020 году, – рассказала «БелПрессе» маркетолог торгового комплекса «Амбар» Юлия Макаревич. – Дело в том, что концепция нашего торгового комплекса основана на свежести и экологичности, мы выступаем за сохранение нашей планеты и стараемся делать мир лучше и чище. В соответствие с этой концепцией мы продвигаем идеи экологически чистого транспорта, поэтому и выступили с такой инициативой. Сейчас планируем там размещение именно экспресс-зарядок, которые позволят быстро заряжать электромобили».

Очень быстрый троллейбус

Напоследок Сергей Зубков предлагает всем участникам беседы прокатиться на его электромобиле. Машина едет бесшумно, динамично разгоняется. Органы управления просты: руль и две педали: газ и тормоз. Правда, руль расположен справа, а многие надписи на приборной панели в виде иероглифов, но эти мелочи никого не смущают. Владельцы авто на электротяге уверены, что по комфорту и динамике их машины превосходят своих бензиновых и дизельных собратьев.

«Я бы всем рекомендовал на день арендовать электромобиль и просто покататься, – советует Евгений Хлыстов. – Вы сразу почувствуете разницу: здесь нет рывков при переключении передач, так как нет передач в принципе. Машина плавно, но динамично разгоняется и так же тормозит. Нет никакого шума, кроме шуршания колёс. В двигателе всего 109 л. с., но при этом крутящий момент составляет 280 Н∙м (это сопоставимо с крутящим моментом, который выдаёт 2-литровый турбированный двигатель TFSI автомобилей Audi и Volkswagen мощностью 200 л. с. – прим. авт.)».

В этот момент Сергей Зубков нажимает на педаль, и машина начинает бесшумно и плавно ускоряться, вдавливая водителя и пассажиров в спинку сиденья.

«И так можно до 150 км/ч, – не без гордости отмечает Сергей. – Есть только негромкий, очень милый и ламповый троллейбусный гул».

Когда мы все выходим из машины, Сергей Руль признаётся:

«Если меня сейчас спросить, каким будет мой следующий автомобиль, я отвечу: только с электродвигателем!»

И он не соврал. Пока готовился этот материал, Сергей продал свой автомобиль. Но сразу же купил новый. Тоже на электрической тяге.

Вадим Кумейко

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×