Мир в символах. Как узнать белгородский орнамент
«БелПресса» изучает узоры-обереги на домотканой одежде, настольниках и рушниках
-
Статья
-
Статья
О цветовом оформлении и символических образах белгородского орнамента рассказывает старший научный сотрудник Белгородского государственного музея народной культуры Ирина Шведова.
Как появился
«Белгородский орнамент появился точно так же, как и орнаменты в других регионах России, – из желания человека выразить своё понимание мира, желания уберечься от злых сил. И один из старинных способов – это украсить узорами-оберегами свою одежду, предметы быта, жилище.
Народное искусство всегда сочетало в себе пользу и красоту. Орнамент как искусство возник из простейших символов плодородия, которые были необходимы человеку, чтобы стимулировать богатый урожай, удачу на охоте. Со временем простая символика развилась в красивые и сложные орнаментальные системы, свои для каждой местности.
Наша область исторически меняла свои очертания: была одной из первых губерний России, впоследствии стала частью Курской и Воронежской областей, а в 1954 году образовалась как Белгородская. Поэтому уместно говорить не конкретно о белгородском орнаменте, а о «кустах» его традиции.
Орнамент – это система, которую можно понять, но для этого потребуется время и усердие», – поясняет Ирина Шведова.
Как узнать свой, белгородский
«В регионе выделяют два устойчивых «куста» традиции. Для них характерны красный и чёрный цвета. В курско-белгородском орнаментальном стиле угадывается влияние Беларуси, частично Польши. У нас его представляет тканый красноузорный геометрический орнамент, который встречается на западе и северо-западе региона – в Ивнянском и Ракитянском районах. Яркий, выразительный, он традиционно украшал рубахи, длинные скатерти-настольники, набожники, нагробники, праздничные пелёнки младенцев, многочисленные рушники, которые легко было узнать и в других районах области, куда выходили замуж девушки.
Белгородско-воронежское пограничье – родина черноузорного орнамента, вышитого в старинной технике набор. Это очень кропотливая работа. Выполняется вышивка мелко, иногда стежка практически не различишь.
Геометрический орнамент этой местности несёт в себе очень глубокий смысл, его расшифровка – дело будущего. По всей видимости, он несёт в себе целостный образ мира. Вышивая, мастерицы так же, как и в других регионах России, использовали символы плодородия, прочности семейного союза. Выражением такого союза служит орнамент «бабочка-мужичок» (или «столбики и кущи»), которым обязательно украшали окончания узоров мужских рубах. Наносили обереговые знаки, вышивали различные пожелания, обозначения смены статуса человека: ребёнок, девушка, невеста, мать – с новым статусом меняли и узоры на рубахах. Для окончаний узоров женских рубах, как правило, использовали геометризированные растительные мотивы разной степени пышности».
Самые узнаваемые узоры
«Самый распространённый орнаментальный символ нашего края – арепей: в самом простом виде это ромб с выпущенными по углам отростками. Он хорошо известен у многих других народов, очень распространён в Беларуси.
Простой арепей может означать две вещи: либо это знак Ярилы, весеннего солнца, либо это первый венец сруба строящегося дома. В смыслах нет противоречия – в них заложена идея начала: стимулирующей природный круговорот весны, создаваемой семьи. Параллель между циклами природы и человеческой жизни всегда использовали в орнаменте.
В белгородском орнаменте практически везде встречается восьмилепестковая звезда – своеобразный символ творения, мира, особенно популярный на свадебных рушниках и рушниках этапа сватовства. Также распространены знаки творца – крестики, которые охраняют и оберегают. Их часто вышивают по четырём сторонам света вокруг восьмилепестковой звезды.
Также очень распространён простой ромб – «Око Божье», богиня-рожаница, древо жизни и рода.
Многие растительные узоры говорят об украинском влиянии. В рубахах, например, цветы (часто розы) – это популярный символ невесты.
Нередко встречаются бесконечники – орнамент в виде волнообразной линии и расположенных вдоль неё листьев, бутонов, цветов – как пожелание непрерывной цветущей жизни. Это своего рода жизненная волна, как инь-ян в Китае, так и у нас: день-ночь, подъём-спад, жизнь-смерть и снова жизнь, в своём бесконечном повторении.
На тканых красноузорных рушниках можно встретить символ кутьи, пришедший к нам из Беларуси, – он похож на располневший цветок. Кутья служит пожеланием сытости, достатка в доме.
Зооморфные и антропоморфные мотивы у нас сегодня также встречаются. Наиболее любимы голуби, петухи. Есть и редкие. Так, на рушниках можно встретить вышитых лошадей, оленей у древа жизни, уток, ворона. Иногда фигурки всадников, солдатиков и чередование мужских фигурок с женскими (хоровод).
Различить своё, местное и занесённое из других губерний пока ещё возможно. Но в целом невозможно говорить о каком‑то конкретном белгородском орнаменте, есть смысл говорить о белгородской коллекции».
Есть ли у нас необычные орнаменты?
«Нет, но можно, например, выделить подсвечник на особых рушниках из чередующихся полос красных и белых нитей. Это рушники с молитвой о прекращении болезней, какого‑то бедствия, войны или эпидемии. Такие ткали в городе Кролевец Сумской области, в отдельных районах Беларуси. Три свечи такого подсвечника в Среднем Поднепровье, например, называют столпами. Их вибрирующие контуры можно сравнить со столпами света, как воплощением идущей вверх молитвы. Рушники с такими фигурами выглядят мощно, тяжеловесно.
По обряду для особой коллективной молитвы такой рушник ткали в старину за день, ночь (или сутки). Так называемый рушник-обыденник. «Об один день» его изготовляли все жительницы селения, которые могли ткать. Одна устанет, за работу примется другая. Потом с готовым обыденником обходили вокруг села и с молитвой жертвовали на икону в храм. Вообще, молитва в рушнике очень распространённое явление.
Рушник – это книга. У мастериц не было вопроса, как составить композицию. Они продумывали, что нужно, и постепенно, как растёт дерево, в зависимости от цели, создавалась её тканая или вышитая красота».
На чём и чем вышивали
«В Белгородской области на крестьянские рубахи шло конопляное, реже льняное полотно домотканого холста.
Лён у нас не такой, как на севере. Там он длиннее, лучше вытягивается, у нас, под южным солнцем, начинает куститься, но выращивали и его. Конопля несколько мягче, цвет чуть сероватый.
Хлопок тоже использовали, его привозили из Персии, Индии. Украшали отделкой и шерстяные изделия. Из шерсти коз получались лёгкие, немного жёсткие и блестящие нити. Полотно шло на понёвы, сарафаны.
Для вышивки также использовали нити из шерсти домашних животных. Вышивали тонкой шерстяной нитью – «шлёнкой», хлопчатобумажными – «бумагой», применяли шёлк, золотную нить (спряденную с шёлком или х/б нитью), серебряную расплющенную нить-проволочку («бить»)».
Где увидеть оригиналы
«В Белгородском государственном музее народной культуры собрали более 4 тыс. предметов костюма, домотканого текстиля. Здесь хранятся подлинники рушников, вышитых мастерицами 200 лет назад, и более поздние образцы. Есть в музее не только обрядовые рушники, но и выполнявшие вполне утилитарную функцию полотенца. Как, например, конопляная домотканая утирка первой половины ХХ века с надписью: «Умывайтесь на здоровье, утирайтесь на красу».
Древнее искусство строило картину мира из символов и оставило это знание нам в наследство. Его содержат в себе орнаменты. А рушники – настоящая энциклопедия народного мышления, приёмов искусства».
Записала Наталия Козлова