Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
24 апреля 2019,  13:21
 1719

История длинной дороги. Любительское ралли из окна автомобиля

Корреспондент «БелПрессы» поучаствовал в заезде ралли 3-й категории

История длинной дороги. Любительское ралли из окна автомобиляФото: Сергей Борисенко
  • Статья
  • Статья

19 экипажей, 15 часов, 378 км – таковы цифры пятого автоспортивного соревнования, проводимого сотрудниками и студентами БГТУ имени Шухова «технолога». Мне удалось взглянуть на ралли изнутри, проехавшись в автомобилях организаторов и участников.

Как это было?

Университет устраивает гонку ежегодно. В этом году она юбилейная, пятая. У трассы рекордное расстояние – 378 км. Площадь БГТУ является местом старта и финиша одновременно.

Раннее утро. Организаторы завершают осмотр экипажей, участники наносят наклейки на автомобили, все суетятся и стараются последние полчаса перед торжественным открытием потратить продуктивно. Машины у участников разные, от BMW до отечественной «семёрки». Всего на площадке собрались 19 экипажей из Белгородской, Курской, Орловской и Брянской областей, соревноваться они будут в двух категориях: «Абсолют» и «Студент БГТУ им. Шухова».

Звучит торжественная музыка. Разъяснение регламента, напутственные слова от организаторов. Участники готовы к старту, теперь – в путь!

 

Глазами организаторов

Сегодня мне очень везёт: мне разрешают ехать с нулевым экипажем. В этой машине находятся организаторы, которые осматривают все контрольные точки за некоторое время до самих участников. Если на трассе возникает какое‑то препятствие, организаторы связываются со штабом, который может измененить маршрут и тогда сообщает о поправках участникам.

За рулём – Иван Новиков, комиссар по безопасности на маршруте, а по совместительству – заведующий кафедрой эксплуатации и организации движения автотранспорта БГТУ. Штурман – Пётр Рощубкин, офицер по связи с участниками. Он же – преподаватель кафедры электроэнергетики и автоматики.

Мы едем по дорогам общего пользования, поэтому скоростной режим соблюдаем. Сосредоточенно урчит двигатель. Погода сегодня благоволит участникам: никаких катаклизмов, тепло, сухо, ярко светит солнце.

 

Правила игры

По дороге расспрашиваю спутников о ралли.

«Условия участия просты: совершеннолетие, права, автомобиль, денежный взнос и готовность к впечатлениям. В каждой команде по два человека: водитель и штурман. Суть гонки состоит в прохождении всех контрольных точек по маршруту, который заранее известен только организаторам. Участникам выдаётся так называемая «дорожная книга», в которой условно по пунктам обозначены направление и определённые ориентиры, вроде дорожных знаков или заправок. Если такая подсказка не встретилась на пути, значит, где‑то не там свернули», – рассказывают мне.

После десяти минут общения со штурманом и водителем гоночные термины и сокращения перестают для меня быть чужими. Спустя ещё десять я вполне могу их использовать в своей речи. В основном это сокращения: КВ – контроль времени, КП – контрольный пункт, фотоКП – место, которое должен сфотографировать участник, чтобы показать судьям на финише.

«Во время заезда с нулевым экипажем лучше не встречаться. Если это всё‑таки происходит, значит, команда участников либо здорово сбилась, либо жульничает», – объясняет Пётр Рощубкин.

Хитрецов, решивших срезать расстояние до КП, обычно вычисляют. Для этого на дорогах между некоторыми контрольными пунктами стоят судьи, которых называют маршалами. В своих журналах они отмечают, проехала машина данный участок или нет. Так как все судьи общаются между собой, легко проверить, двигалась команда по маршруту или схитрила.

 

Петру Владимировичу звонят из штаба. Через 30 минут после нашего выезда стартует первый экипаж.

Гонка началась!

В отличие от машин участников, в нашей нет атмосферы азарта. И всё же штурман и водитель с интересом следят за тем, как дела у экипажей-участников. Новиков перечисляет вслух фамилии тех, кто уже участвовал в прошлых гонках и кто вполне может победить в заезде. Рощубкин смотрит истории в инстаграме одного из участников и отвечает на звонки тех, кто заблудился в дороге.

И вот наш автомобиль останавливается на парковке Корочанской школы ДОСААФ. За ней расположен полигон, где обычно тренируются начинающие водители. Для чего мы здесь?

«Здесь участники проходят первый слалом», – поясняют мне.

Слаломом называется полигон, на котором траектория движения автомобиля разграничена фишками. Так создаются змейки, кольца, крутые повороты – всё это участники проходят на время. Здесь уже одним умением давить на педали не обойдёшься. Нужно чувствовать автомобиль, воспринимать его размеры и уметь маневрировать.

На слаломе, как и на контрольных пунктах трассы, есть судьи. Они ведут отсчёт времени прохождения экипажем испытания, расставляют заранее фишки, обозначают зоны старта и финиша.

Пётр Владимирович сверяет созданную траекторию движения на слаломе с изображением пути в дорожной книге. Один из маршалов садится в машину и проезжает трассу. Повороты не слишком крутые, автомобиль не заносит. Можно ехать дальше.

Следующая наша остановка – один из контрольных пунктов. Здесь наш штурман проверяет, правильно ли установлены знаки, хорошо ли их видно, на каком они расстоянии друг от друга.

 

Разговор с судьями Разговор с судьями / Фото: Сергей Борисенко

Движемся дальше. А вот и по‑настоящему серьёзное препятствие – объезд. Сегодня люди работают на субботнике – приводят в порядок железнодорожные пути, вот и перекрыли дорогу. Мои спутники действуют оперативно. Звонки в штаб, формулирование нового условия, поиск объездного пути… Пять минут, и все участники уже оповещены, что переносной знак «объезд» теперь является частью маршрута.

Через некоторое время организаторы оставляют меня на контрольном пункте в селе Большое Городище. Один из экипажей соглашается пустить меня к себе в машину. Отлично, взглянём на эту гонку с другого ракурса!

 

Объезд – проверка на реакцию Объезд – проверка на реакцию / Фото: Сергей Борисенко

Глазами участников

Подъезжает мой экипаж. Диана и Игорь Ефимовы – муж и жена. Они угощают меня кофе и рассказывают о своих впечатлениях. Им не так важен результат гонки, им приятен сам путь. Когда есть время, Диана наслаждается пейзажами. А посмотреть есть на что: маршрут проложен через Холки, Чернянку, Корочу, Шебекино – множество прекрасных мест, которые интересно долго рассматривать и в которые хочется вернуться. Но сильно расслабляться нельзя: штурман должен постоянно следить за картой.

 

Игорь ведёт машину уверенно и спокойно. Периодически берёт у Дианы «дорожную книгу» и пытается разобраться с дальнейшим маршрутом сам. Мои спутники прекрасно понимают друг друга, видно, что между ними есть особенная связь, они отличная команда.

Уже вечер. Продолжая двигаться от одного пункта к другому, экипаж приезжает на базу автоспортивного комплекса «Вираж». Здесь команды проходят сразу два слалома. Один – на полигоне, а другой – на самой трассе «Вираж», тот самый спринт-слалом.

Участникам выдают шлемы, инструктируют, как лучше стартовать. Затем судья жестами обозначает отсчёт времени и взмахом руки даёт сигнал к старту одной машины. Этот участок тоже проходят по одному.

Все спешат, стараются, захвачены мыслями о победе. Команды немного устали, но усталость здорово проигрывает азарту.

После этого этапа – последний пункт, к которому приводят знаки в дорожной книге – БГТУ. Ралли окончено. Пора подводить итоги.

 

Финиш

Участники проехали 378 км по дорогам Белгородского, Корочанского, Чернянского районов и Новооскольского и Шебекинского округов. Но теперь можно расслабиться, настало время работы судей. 

При подведении итогов учитывается время прохождения точек. По общей сумме экипаж Игоря и Дианы – второй в абсолютном зачёте. Их обходят Илья Маренков и Илья Губанов.

Победители и призёры V Ежегодного ралли 3-й категории БГТУ им. В. Г. Шухова получают путёвки в Крым. Остальные участники – сладкие призы и сертификаты в кино. И абсолютно все – прекрасные впечатления от такого длинного и захватывающего марш-броска по Белгородской области.

Сергей Борисенко

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×