Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
18 апреля 2019,  11:29

Полёт нормальный. Как в старооскольском детсаду осваивают бережливые технологии

До конца 2020 года белгородские школы и детские сады перейдут на систему бережливого управления

Полёт нормальный. Как в старооскольском детсаду осваивают бережливые технологииЗанятия в группеФото: Владимир Юрченко
  • Статья
  • Статья

Предполагается, что бережливое управление поможет образовательным учреждениям более эффективно работать. А как они меняют жизнь детей и их родителей, «БелПресса» увидела на примере старооскольского детсада № 20 «Калинка».

Дворец с домофоном

«Ну, ничего себе!» – выдохнет любой, кто первый раз увидит этот детский сад. А переступив его порог, продолжит удивляться: за дворцовым фасадом «Калинки» созданы все условия для счастливого детства.

На входе посетителя встречает бдительный (и, как потом выяснилось, зоркий) страж безопасности – домофон.

«Домофон мы установили буквально на днях. Это один из элементов совершенствования инфраструктуры нашего детсада – создания комфортной среды, которую с точки зрения бережливого управления мы называем креативной. Креативность пространства заключается в его удобстве и комфорте для всех», – поясняет заведующая Елена Гехт.

И правда, что может быть удобнее: на кнопках подписаны номера и названия групп – отличная подсказка для тех, кто пришёл сюда в первый раз или ходит редко. Вроде бы мелочь, но такая важная. Однако главное – это, конечно, безопасность: воспитатели не только слышат, но и видят того, кто позвонил в дверь, а значит, у чужака мало шансов проникнуть в детсад.

 

Точки улучшения

В «Калинке» ещё до начала внедрения бережливых технологий дела шли отлично. Детсад заработал в конце 2012 года в молодом микрорайоне, в прошлом году завоевал звание лучшего детсада на региональном уровне.

«Но совершенству нет предела, а значит, всегда найдётся, что улучшить», – считает Елена Гехт.

И, заручившись поддержкой педколлектива, согласилась с предложением департамента образования области стать пилотной площадкой для апробации системы бережливого управления. Последовали встречи с представителями Росатома (госкорпорации, координирующей этот проект – прим. авт.) и поэтапный переход на новую систему.

«Мы начинали с анализа: чего нам не хватает? Потому что все проекты бережливого управления являются проектами по улучшению. И первоначально были сложности в определении направления, которое можно улучшить. Решили создать алгоритм работы с табелями посещаемости, потому что от этих данных зависит многое, в том числе анализ заболеваемости, а на заполнение тратится много времени», – рассказывает Елена Анатольевна.

Команда, в состав которой вошли не только воспитатели, но и педагог-психолог, медперсонал – то есть все те, кто имеет отношение к документу, – нашла решение, упрощающее процесс:

«Мы получили электронную форму документа. Раньше воспитатели тратили много времени на заполнение бумажных бланков табелей посещаемости, а сейчас просто вносят отметки об отсутствии детей в электронный вариант документа», – подчёркивает заведующая.

Первый опыт подсказал, как упростить оформление годового статотчёта, и послужил отправной точкой для других проектов. Сейчас бережливое управление в «Калинке» внедняют ещё по нескольким направлениям: создают креативную среду с удобной навигацией для гостей и системой подсказок для детей, разрабатывают механизм создания удобного портфолио для педагогов.

«Но, чтобы понять смысл всех этих изменений, надо увидеть, как бережливые технологии работают на практике», – подытоживает Елена Анатольевна и предлагает познакомиться с преимуществами новой системы воочию.

Предметная среда и система 5 S

В детсаду уже работают символы и создана так называемая предметная среда: на каждом из трёх этажей висят таблички-указатели со стрелочками и названиями групп. Их форму с символикой детсада, по словам заведующей, педагоги разрабатывали совместно с родителями. Благодаря такой навигации заблудиться здесь уже не получится.

Для детей на стенах повесили разнообразные интерактивные панели и бизиборды – развивающие доски (последние – рядом с медкабинетом, чтобы отвлечь малышей от мыслей о неприятных процедурах). На этажах, где находятся старшие дошкольники, разместили тематические коврографы, географическую карту Белгородской области и магнитные доски с шахматами и китайскими шашками. На полу пунктиром обозначили опасные участки – места открытия дверей.

«Такая визуализация среды позволяет детям избегать опасных ситуаций», – поясняет заведующая.

В группах – особый порядок по системе организации бережливого производства 5 S (сортировка – соблюдение порядка – систематическая уборка – стандартизация процессов – совершенствование порядка): в раздевалке на дверцах шкафчиков изнутри висят картинки с алгоритмами размещения вещей в тёплый и холодный периоды. Для спортивной формы – открытая стойка с вешалками, на которые дети вешают каждый свой брелок, чтобы не перепутать. В итоге футболки и шорты не мнутся, как раньше, когда они хранились в шкафчиках, и процесс одевания на физкультуру ускоряется.

Для каждого вида творческой деятельности есть памятки; игрушкам, играм и книжкам отведены свои промаркированные картинками ящики и полочки.

«Мы стали меньше времени тратить на наведение порядка, дети сами знают, куда и что положить», – рассказывает воспитатель старшей группы Ирина Сергеева.

И это подтверждает заведующая:

«Да, раньше дети, собирая игрушки, клали их на любое свободное место, а потом этот беспорядок начинала перебирать воспитатель и тратила на это много времени. А сейчас у каждой вещи есть своё обозначенное место. У ребят самих возникает желание разложить всё по полочкам. Эта система помогает детям, которые потом придут в школу, самоорганизовываться».

Такой же строгий порядок и в медкабинете. Папки с документами и детские карточки маркированы разным цветом и разложены не по фамилиям, а по группам здоровья: так, по словам медиков, легче найти нужные документы. Для маленьких пациентов на стенах есть картинки-алгоритмы. Например, рядом с ростомером – как правильно нужно встать, чтобы измерить свой рост.

Скоро креативную среду создадут и на улице. Только пока не решили, как именно её визуализируют: с помощью обозначений на асфальте или указателей на металлических стойках.

 

Детсад на связи

Ещё одним направлением бережливого управления, развитием которого в «Калинке» занимается другая команда сотрудников, является вовлечение родителей и педагогов в онлайн-общение.

«В каждой группе есть ноутбуки с выходом в интернет и скайпом. Если какой‑то ребёнок заболеет и находится дома, мы можем с помощью родителей связываться с ним, и он будет видеть, чем занимаются дети в группе, и делать аппликацию или лепить поделку вместе с ними», – рассказывает заведующая детсадом.

Неделю педагоги собирают фото- и видеоматериалы пребывания детей в группе, и при желании папы и мамы могут их посмотреть на ноутбуке в раздевалке, когда вечером забирают ребёнка из сада.

«Чтобы не было у родителей лишнего беспокойства за детей, что с ними и как было: весь образовательный процесс как на ладони», – поясняет Елена Анатольевна.

Подготовительные работы проведены и ещё по одному проекту в рамках системы бережливого управления, связанному со сказкотерапией.

«Но его результаты мы увидим лишь в июне, когда в детсад придут новые воспитанники. Его главная идея в том, чтобы малышей встречали герои детских сказок, что поможет облегчить их адаптацию к детсаду», – подчёркивает заведующая.

Цепная реакция бережливости

«Если говорить о бережливом управлении, то это в первую очередь наведение порядка на рабочем месте для того, чтобы более эффективно работать и более оперативно выполнять стандартные задачи», – говорит консультант отдела дошкольного образования регионального департамента образования Наталия Аргунова.

Новая система поможет облегчить труд педагогов, сократить время, которое они сейчас тратят на работу с документами, высвободив его для главного – воспитания и обучения детей. Это, по мнению специалиста, положительно повлияет на качество образования.

«С одной стороны, образовательный стандарт уводит нас от излишней регламентации игровой деятельности, потому что это творческий процесс. Но, тем не менее, ребёнок должен осознавать, что в жизни есть место порядку. Это является одним из элементов подготовки ребёнка к самостоятельной школьной жизни», – отмечает Аргунова.

Дети, приученные к порядку, умеющие самостоятельно планировать свою жизнь в детском саду, по мнению Наталии Николаевны, лучше вольются в школьную жизнь, что избавит их родителей хотя бы от части хлопот.

Пилотный детсад показывает хорошие результаты, а значит, его опыт будут распространять на все белгородские детские сады. Сейчас институт развития образования обучает их команды, которые начнут внедрять бережливые технологии у себя.

«У нас для этого выбрано 22 детсада – по одному в каждом муниципальном образовании. Следующая волна – до конца 2019 года – уже 75 % всех детсадов области должны будут обучиться у этих 22, на их примере. Это будет цепная реакция, и до конца 2020 года 100 % детсадов, равно как и школ и учреждений дополнительного образования, будут внедрять у себя элементы бережливого управления», – подытоживает Наталия Николаевна.

Тамара Акиньшина

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×