Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
17 апреля 2019,  13:38

Всевидящая тренога? Можно ли оспорить штраф, назначенный камерой фотофиксации

«Белгородские известия» разбирают плюсы и минусы передвижных фоторадарных комплексов

Всевидящая тренога? Можно ли оспорить штраф, назначенный камерой фотофиксацииФото: Вадим Заблоцкий
  • Статья
  • Статья

Они прячутся вдоль дороги за знаками, деревьями, кустами и отбойниками, висят на столбах и опорах. Их часто ругают водители за несправедливые, по их мнению, штрафы. А в ГАИ утверждают, что в местах их установки аварийность снижается.

На 500 штук больше

В областном департаменте строительства и транспорта сообщили, что сейчас в регионе работают 184 комплекса фото- и видеофиксации. Половина из них – передвижные. Благодаря камерам за 2018 год выписали 1,3 млн штрафов на 790 млн рублей. В этом году на белгородских дорогах установят ещё 500 видеокамер

Некоторых автомобилистов это не радует: они уверены, что камеры устанавливают с нарушением и только для того, чтобы собирать штрафы. Стационарные комплексы видны издалека – они обозначены спецзнаками или разметкой. А передвижные не обозначены и часто становятся для водителей сюрпризом. Это вызывает массу вопросов и нареканий.

В ГОСТе Р 52289–2004, где описываются технические средства организации дорожного движения, указано, что знак фотовидеофиксации применяют для информирования о возможной фиксации нарушений ПДД стационарными автоматическими средствами. О передвижных комплексах в ГОСТе ни слова.

А всё, что не запрещено, автоматически разрешено. Судя по формулировке, даже стационарные комплексы необязательно обозначать знаком. При этом в Кодексе об административных правонарушениях единственное требование к камерам – наличие сертификата и пройденной метрологической проверки.

Главный аргумент

К плюсам комплексов фотовидеофиксации относят возросшую водительскую дисциплину. Пару раз получив квитанцию о штрафах, автомобилисты стараются ездить по правилам. А то, что камеры установлены в разных местах, не даёт водителям расслабиться. Снижение количества аварий – главный аргумент в пользу камер. Их устанавливают в местах повышенной аварийности и концентрации ДТП.

Как рассказали в управлении дорожного хозяйства и транспорта региона, благодаря этому аварийность там снизилась на 20 %, а общее количество дорожных происшествий в области уменьшилось на 8 %.

В Госавтоинспекции отметили, что установка комплексов фотовидеофиксации выполняет ещё одну важную функцию – исключает личный контакт инспекторов с нарушителями.

Погрешность

Главный минус камер – они всё‑таки могут ошибаться, вернее, не они, а их операторы. 

Для примера возьмём самый распространённый среди передвижных комплексов КРИС-П. Его особенность – он должен смотреть на полотно дороги под чётким углом – не более 25 градусов. В инструкции к радарам указана погрешность всего 1 км/час. Но если угол поворота или наклона изменить, то меняются и фиксируемые показатели скорости. 

Ещё один нюанс – скорость нарушения для конкретного участка дороги на таком комплексе устанавливается вручную. И здесь тоже могут быть «погрешности», которые выявить и доказать спустя время практически невозможно, так как камера уже будет стоять в другом месте. Отсюда вопрос: кто и как устанавливает их на наших дорогах? На это в упрдоре ответили скупо: 

«Охрану комплексов осуществляют сотрудники ЧОПов согласно государственному контракту». 

Всевидящая тренога? Можно ли оспорить штраф, назначенный камерой фотофиксации - Изображение Фото: Алексей Стопичев

«Я всё сказал!»

Знают ли операторы правила работы камер? Соблюдают ли параметры их установки? Мы захотели проверить это вживую. Подъехали к такой камере, установленной в Белгороде на Болховце. Камера и аккумулятор к ней были пристёгнуты к столбу цепями. В 20 метрах от комплекса стояла старенькая «девятка». А в ней – мужчина, внимательно наблюдавший за нами. Когда мы подошли к камере, он вначале вышел из машины, но, увидев, что мы фотографируем, опять забрался на заднее сиденье авто. Когда мы подошли к мужчине и представились, он нехотя вышел:

— И что вам нужно?

— Мы хотели узнать, кто устанавливает комплекс и под каким углом? Есть ли документы на камеру фотовидеофиксации? Кто выставляет скорость в оборудовании?

— Ребята, я обычный чоповец. Будет указание начальства – поговорим. Ни на какие вопросы я вам отвечать не буду, – ответил охранник и вернулся в машину.

Далее состоялся примерно такой диалог:

— Но документы на камеру вы нам показать можете?

— Будет указание начальства – поговорим!

— А камеру вы сами устанавливаете или кто‑то ещё?

— Я вам всё сказал!

На этом наш диалог и закончился. А вопросы остались открытыми. 

Тригонометрия в помощь

Оспаривать штрафы, зафиксированные передвижными камерами, в суде почти бесполезно. В законе прописано, что обязанность доказать свою невиновность ложится на собственника транспортного средства. Если у камеры есть сертификат и она прошла метрологическую проверку, других доказательств суду для законности штрафа не требуется. Никто не измеряет наклон и другие характеристики, которые могли бы повлиять на правильность определения скорости.

В теории тригонометрические расчёты могут выявить неправильный угол установки камеры, но прецедентов в нашей области не было. Да и одобренной методики вычисления угла установки передвижной камеры пока не существует.

Лишь иногда человеку удаётся обжаловать подобные штрафы. Так, недавно белгородец смог доказать, что не превышал скорость и радар зафиксировал не его автомобиль, а движущийся рядом. На это у мужчины ушло целых полгода. Потому многие автовладельцы просто платят деньги, стараясь не связываться с судом. 


В каких случаях можно опротестовать штраф

1. В постановлении указано неверное место установки камеры и есть визуальные расхождения между пейзажем на фото и в реальности.

2. Максимальная скорость в постановлении отличается от фактической (например, вместо прописанной максимальной 60 км/час стоит знак 80).

3. Если настройки сбиты, ложные штрафы с этого участка в этот день выпишут не одному вам. Нужно попробовать поискать других пострадавших и вместе обратиться в суд.


Что может комплекс КРИС-П

Дальность измерения скорости: не менее 150 м 
Диапазон измеряемых скоростей: от 20 до 250 км/ч
Погрешность измерения скорости: +/- 1 км/ч
Максимальная дальность определения госномера: до 100 м (50 м с инфракрасной подсветкой в темноте)
Количество кадров, сохраняемых на накопителе: не менее 9 000 
Максимальная дальность передачи данных: 1 500 м
Вероятность распознавания госномеров: днём – 94,46 %, ночью – 88,92 %


Алексей Стопичев

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×