Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
06 апреля 2019,  12:28

Антон Бондарев: Через год-полтора мы войдём в топ 10–15 лучших клиник России

Руководство горбольницы № 2 Белгорода – о ремонтах, операциях, коллегах, пациентах и мечтах

Антон Бондарев: Через год-полтора мы войдём в топ 10–15 лучших клиник РоссииФото: Павел Колядин
  • Статья
  • Статья

Команда во главе с Антоном Бондаревым пришла к управлению горбольницей № 2 два года назад, 6 апреля 2017-го. Начался процесс реформирования медучреждения, который до сих пор вызывает в обществе немалый резонанс. Сегодня главврач подводит промежуточные итоги работы.

По примеру Татарстана

«Тогда мы сразу посмотрели изнутри, что в больнице нужно менять технологически и визуально. И первым делом взяли такое непростое структурное подразделение, как приёмное отделение. Многие помнят тот страшный коридор, в котором висели несколько лампочек Ильича, собирались кучи каталок с охающими, тяжёлыми больными. Это было непонятно что вообще», – вспоминает Антон Бондарев.

В те дни произошло и первое знакомство с Резидой Каримовой. Нынешний начмед –заместитель главврача по медицинской части – приехала в Белгород из Татарстана. Там она руководила больницей скорой медицинской помощи Набережных Челнов. Одной из лучших, по мнению Бондарева, клиник РФ.

Их первым совместным проектом стала модернизация приёмного отделения. Сделали как в Набережных Челнах, по общепринятому в развитых странах принципу медицинской сортировки поступающих больных. Пациентам с лёгкой, средней степенью тяжести и тяжёлым помощь оказывается настолько быстро, насколько требует их состояние. Одним –почти моментально, другим в течение получаса. А лёгкие пациенты, которые пришли и могут уйти на своих ногах, ждут в зале ожидания. 

Цветная разметка на полу указывает направление движения к нужным специалистам. 

«За 2018 год через новый приёмный покой прошло 68 тыс. пациентов, – подчёркивает Каримова. – И они не просто пришли на осмотр доктора. Они прошли полный диагностический комплекс исследований. 23 тыс. из них были госпитализированы, а остальные ушли удовлетворёнными».

«Современно и главное – правильно»

«Мы сделали приёмное отделение современным, высокотехнологичным. И самое главное, с точки зрения оказания первой помощи пациентам – правильным, – уверен Бондарев. – Сделали современное реанимационное отделение по типу «ромашки» с центральным постом, вокруг которого размещены 12 оснащённых коек. Операционный блок у нас теперь тоже, можно сказать, уникальный. В нём есть 3D-операционная, из которой можно транслировать ход операции. В мае-июне мы проведём международную конференцию по урологии, где из этой операционной будет на весь мир транслироваться одна из высокотехнологичных операций, которые теперь можно проводить в нашей больнице».

Внедрены рентгенэндоваскулярные методы лечения в урологии. Камни из желчного пузыря удаляют неинвазивным методом – с помощью волновой терапии. А к августу 2019-го в больнице обещают полностью дооснастить диагностический блок.

«Раньше он был на втором этаже, и пациенты из приёмного покоя проходили целый квест, чтобы туда добраться. – вспоминает Бондарев. – Теперь это будет современное диагностическое отделение, в котором ждут и пациентов из планового потока, из поликлиники, которым нужна дополнительная диагностика. Ждут и выздоравливающих в стационаре, которым нужна диагностика после лечения или операции. И тем, кто по своему желанию хочет обследоваться, мы будем оказывать здесь услуги, но уже платные».

Хайпу наперекор

Хирургический корпус второй горбольницы в 2018 году отметил 30 лет. Сегодня почти окончен ремонт второй части хирургического блока. 

«При этом мы ни на секунду не останавливали ни госпитализацию, ни оказание помощи ни по одному направлению, – говорит Бондарев. – Работы осталось на несколько дней, буквально финальные штрихи. И хотя некоторые выкладывают в соцсетях фотоснимки недоделок – всё это не более чем хайп, желание произвести шум. Нормы содержания больных не нарушаются, в палатах у них есть всё основное. А мелкие недоделки с каждым днём устраняются, скоро их не будет. Гораздо большего внимания достойно то, что ремонт 26 тыс. кв. м мы сделали за рекордные полтора года, не останавливая нигде своей работы». 

Начмед Резида Каримова подчёркивает: можно было бы месяц-полтора не класть пациентов в не совсем доделанные помещения. Но тогда люди не получили бы помощи на том оборудовании, которое на сегодня уже готово к эксплуатации.

«Если пациентам не нравится торчащий где‑то провод для будущего плафона (кстати, полностью изолированный и безопасный), он мог не ложиться в больницу, но болезнь развивалась бы дальше. А наша задача – спасти пациентов, улучшить качество их жизни», – напоминает она.

«Включили новый кран впервые – ну, что‑то где‑то покапало. Быстро устранили, больше не будет капать», – так характеризует Бондарев масштаб проблем.

Не все реформы встретили одобрение у медперсонала. Некоторые жаловались, называли «рабским трудом» необходимость работы по графику сутки через двое и на разных площадках: то в центре города (в первой горбольнице), то на Харьковской горе.

«Людей в чём‑то можно понять: за десятки лет они прикипели к своему месту работы, к определённым порядкам. Кому‑то неудобно ездить на другую площадку. С этим, к сожалению, мы ничего сделать не можем. Как ни объясняли, что люди получают новое хорошее рабочее место, с хорошим оборудованием, как ни уговаривали – люди против», – сожалеет Бондарев.

Тем не менее, по словам главврача, речь не идёт о массовом увольнении медработников больницы. Ушло порядка пяти человек среднего медперсонала. Причины житейские: одной неудобно добираться на Харгору из северной части города, другой – из посёлка Октябрьский. 

«Третий человек, как оказалось, давно советовался с семьёй, вынашивал идею уйти с работы в напряжённом режиме анестезиологии и реанимации, и именно сейчас решил её реализовать, – дополняет Резида Каримова. – И ещё одна причина увольнений – неспособность двух пожилых сотрудниц работать с IT-технологиями, с компьютером, вести электронную документацию. Но медицина в дальнейшем будет идти только по пути IT-технологий».

Проблема в менталитете

Руководство горбольницы № 2 сетует на косность некоторых сотрудников.

«Сегодня всё должно быть около пациента, – уверен Антон Бондарев. – Пациент всегда прав. Он поступает – медсестра и врач к нему, диагностика, внимание всё к нему. А у нас были приняты устои какие‑то, наверное, советские: всё вокруг медперсонала. Мы переходим на другую систему, когда всё делается для пациента. Когда всё должно быть электронное, и пациент в своём телефоне может видеть свою историю болезни, результаты анализов, протоколы исследований».

По словам Каримовой, в России есть регионы, которые по некоторым видам технологий опережают Белгородскую область на 5–10 лет. Например, в горбольницах № 1 и 2 не выполняется эндоскопическая аппендэктомия – аппендицит режут по старинке скальпелем. В то время как в институте Боткина 93 % аппендэктомий выполняются эндоскопически, и пациент на следующие сутки уходит домой. Перфоративные язвы, грыжесечения тоже делаются традиционными методами. 

«С этими операциями сталкивается, наверное, каждый десятый житель региона. Пусть не обижается врачебное сообщество нашего города, но это факт, – констатирует Каримова. – Мы в Татарстане достигли очень высокого уровня менеджмента качества. Здесь этого невозможно достичь без изменения менталитета медицинского персонала. А здесь я часто слышу: «У нас всю жизнь так было», «Так исторически сложилось».

Мировое здравоохранение, по словам медиков, развивается иным путём. И Россия всё больше приближается к международным стандартам. В Белгороде, как говорит Каримова, всё это «очень дискутабельно».

Медицина по‑голливудски

Примеры того, как всё должно быть, Резида Каримова видит даже в голливудских фильмах.

«Вы посмотрите: там с мигалкой скорая приезжает, пациент сразу попадает к целой группе врачей и медсестёр, его перекладывают на каталку, все бегут, по пути всё обсуждают, проводят диагностику, вывешивают массу капельниц, завозят пациента в шоковую, операционную палаты. Вот к чему мы стремимся в нашей клинике». 

В итоге, любой пациент, попадая в горбольницу № 2, должен двигаться в строгих временных интервалах, пройти все необходимые диагностические исследования, получить высококачественное лечение. И главное – полностью завершённое, без необходимости долечиться в других клиниках, в Москве или за границей.

«Больница скорой медицинской помощи Набережных Челнов, где я внедряла все эти технологии, дважды аккредитована международными экспертами. И мне бы очень хотелось, чтобы через полтора-два года данной клинике также была дана высокая оценка Росздравнадзора и международных экспертов, – признаётся Каримова. – Здравоохранение в мире развивается быстрее, чем все остальные отрасли. И строя эту клинику, нужно прогнозировать на 15–20 лет вперёд, чтобы она была функциональной и сохранила свои возможности».

Пациенты тоже хотят этого и они довольны проводимыми изменениями, уверен главврач Бондарев. Критика в Интернете, по его мнению, не более чем чей‑то хайп.

«А насчёт отношения медперсонала к реформам я бы посоветовал пообщаться с коллегами из первой горбольницы, с которой изначально пошли все изменения. Спустя полтора года многие очень довольны. Они работают по‑другому, на другом оборудовании, по другим подходам. И рады тому, что это случилось».

Что будет с первой горбольницей?

По словам Каримовой, врачам из горбольницы № 1 после присоединения ко второй сегодня очень трудно – морально, психологически, теоретически. Им будут помогать лекциями, обучением, тренингами. Адаптироваться к новым условиям работы медикам горбольницы № 1 предстоит ускоренными темпами, считает Каримова.

«Другого выбора нет, – согласен Антон Бондарев. – Мы, как команда, пришли сюда не просто болтать и махать флагами. Мы должны догонять мировую медицину, быть в тренде, проводить современные операции, без разрезов. И на днях сделали уникальную операцию по удалению гортани лазером. Если мы не будем ничего менять, то разве что‑то изменится? И начать мы должны с себя».

Горбольница №2 вводит производственные нормы по образцу компании Toyota. Например, короткие пятиминутные планёрки стоя вместо часовых расслабленных бесед. Врач должен быть у койки пациента или в операционной – уверены руководители. 

«Сейчас нет персональной ответственности медсестры за пациента, – отмечает Резида Каримова. – Одна отвечает за уколы, другая за перевязки, третья за кормление или подачу таблеток. А зарубежная медсестра отвечает за уход, гигиену, реабилитацию, первичную и динамическую оценки, выполнение врачебных манипуляций. Мы тоже внедряем технологию универсальных медсестёр. Да, людям тяжело, но за полтора года горбольница № 2 это преодолела. Это предстоит и коллективу первой горбольницы. Растут и объёмы работы, некоторые операционные работают в две смены. Но это чтобы все технологии достались всем пациентам, а не так: кому‑то достанется, а кому‑то нет».

Смешение коллективов двух больниц, по замыслу, должно способствовать тому, чтобы медики из первой больницы быстрее догнали своих коллег из больницы № 2, работая по новым нормам рядом с ними.

По словам Антона Бондарева, в горбольнице № 1 пока останутся соматические отделения, отделение терапевтической помощи. На площадку в центре города переместятся отделения неврологии и пульманологии с улицы Губкина. 

«Но мы уже договорились с департаментом, с правительством области о том, что быть на базе горбольницы № 2 новому 17-тысячному корпусу, – сообщил Антон Владимирович. – В него переедут все оставшиеся отделения из первой больницы».

Цель, которой предстоит добиться, по словам Каримовой, – чтобы каждый житель города мог получать одинаковую медпомощь вне зависимости от того района, в котором живёт, и от того, в какую больницу его кладут.

«Через год-полтора мы войдём в топ 10–15 лучших клиник РФ, – обещает Бондарев. – И если есть вопросы, то мы, руководители, всегда открыты к общению. Я всегда отвечаю на звонки, на электронную почту, адрес которой везде размещён открыто по всей больнице. Телефоны заведующих отделениями тоже висят на видном месте, чтобы пациенты могли обратиться». 

Олег Гончаренко

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×