Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
04 апреля 2019,  10:40

Кофе с собой, но без меня. История об одном неудавшемся бизнесе

Белгородка рассказала «Белгородским известиям», почему не смогла заработать на продаже эспрессо и капучино

Кофе с собой, но без меня. История об одном неудавшемся бизнесеЕлена ШабалинаФото: Вадим Заблоцкий
  • Статья

Мода на кофе захлестнула Белгород несколько лет назад. Трудно пройти больше десяти минут, чтобы не наткнуться на кофейню или стойку продажи кофе с собой. Приятный аромат чувствуется у входа в каждый офисный и торговый центр.

«Если вокруг столько кофе, значит, он кому‑то нужен», – примерно так размышляла Елена Шабалина и решилась на первый в своей жизни бизнес. Точку «кофе с собой» она открыла в августе 2018 года, а в марте 2019-го закрыла с минусом в 200 тыс. рублей.

Оправдать ИП

«У моего мужа был небольшой бизнес, связанный с терминалами оплаты. Я подумала, почему бы и мне не открыть что‑то своё, раз у нас уже есть ИП. Сначала мы просчитывали салон красоты с широким спектром услуг: стрижки, маникюр, педикюр, брови. Получилось, что для старта нужно 500 тыс. рублей, плюс аренда помещения, где всё это может разместиться, – ещё не меньше 30 тыс. в месяц. От идеи отказались и как‑то пришли к мысли о «кофе с собой».

Своих денег у меня не было, я взяла обычный потребительский кредит в банке – 400 тыс. рублей, потом добирала ещё 75 тыс. 

Начинать самостоятельно было страшно, и я купила франшизу у кировской кофейни, она стоила 285 тыс. рублей.

Это был разовый платёж, и за эти деньги компания помогла с поиском помещения, прислала образцы договоров и бухгалтерской отчётности. У них же я купила бэушную кофемашину-автомат за 100 тыс. рублей. Кроме того, они выставили условия сотрудничества: каждый месяц мы должны были закупать у них на 10 тыс. рублей расходных материалов: кофе, стаканчики, сахар – всё с их логотипом».

Оказалось, что он везде

«Изначально не знала, где буду ставить точку. Когда начала рассматривать варианты, оказалось, что «кофе с собой» есть почти везде. Единственное свободное место нашла у торгового комплекса напротив автовокзала. Внутри стоял кофе-автомат, а больше ничего такого не было. Однако все торговые площади оказались заняты. Был кусочек в два метра у самого входа, но директор сказал, что мы там не поместимся, к тому же это будет нарушать противопожарные нормы.

Нам предложили место на улице. Я спросила, не нарушим ли мы чего, если встанем там. Заверили, что нет. Мы согласились. Пришлось заказать киоск 6 кв. м за 280 тыс. рублей. Его и установили возле торгового центра.

Помимо кофе у меня есть основная работа с 9:00 до 18:00. Потому в киоск я наняла двух девушек, они работали посменно. Оформила их официально и платила все взносы — как же это дорого! На зарплату двум сотрудницам уходило 30 тыс. в месяц, плюс налоги – по 7 тыс. рублей на каждую».

 

Сократить расходы

«Многие наши покупатели говорили: «Как здорово, что вы тут открылись, это очень удобно».

Было приятно, появлялись постоянные клиенты. Самая маленькая выручка – 300 рублей в день, а так киоск тогда стабильно давал 1 500–1 800 рублей в день.

Я искала возможности сократить издержки. Нашла местную компанию, которая делает сахар и стаканы с логотипом в разы дешевле, чем те, у кого я купила франшизу.

Например, большие стаканы 400 мл у франшизников были по 10,5 рубля, а я нашла по 2,4 рубля, сахар – 150 рублей за кг, а тут мне его продавали по 85. Стала брать в Кирове только кофе, но и его цена была сильно завышена – 1 100 руб./кг. Здесь я видела такой же по 700 рублей и чуть похуже – по 550.

Проблемы с их кофемашиной начались почти сразу. Она постоянно ломалась, с ней были сплошные мучения. Я написала претензию, и в итоге они выкупили её назад. Я отказалась от машины-автомата и взяла рожковую, также б/у, за 65 тыс. рублей и кофемолку – за 18 тыс. Оборудование оказалось хорошим и не подводило».

Кофе и что‑то к кофе

«Себестоимость эспрессо получалась 20 рублей, капучино и латте – плюс 10 рублей за молоко. Продавали мы эспрессо по 50 рублей, капучино и латте – по 70, большие стаканы – по 100. Потом решили продавать не только кофе, но и что‑то к нему. Купили холодильник за 10 тыс. рублей и холодильную витрину за 20 тыс. Через соцсети нашла поставщика пончиков и предложила привозить нам их на 20 рублей дешевле. Он согласился.

Пончики были по 50 рублей за штуку, но их не особенно разбирали. В какой‑то момент вся наша семья объелась пончиками настолько, что мы просто уже не могли на них смотреть. В итоге от их продажи отказались».

Выгнали

«В ноябре я нашла компанию, которая делает дизайнерские вкусные подарки: кофе, чай, открытки с леденцами и шоколадом, арахисовую пасту и прочее. Всё вкусно и красиво упаковано. Заказала товара на 15 тыс. рублей, мы разложили его на освободившихся витринах. За месяц распродали примерно половину, а в декабре нас выгнали с арендованного места.

История мне непонятная, но в пересказе директора торгового центра она выглядела так: городское управление потребительского рынка потребовало убрать все уличные киоски. Он прислал мне уведомление о том, что наш ларёк не соответствует нормам пожарной безопасности и его необходимо убрать. И это после четырёх месяцев работы.

 Кроме нашего киоска возле торгового центра стояли такие же ларьки с молочкой, булками и мясом. Они и сейчас там стоят, а выгнали в итоге только меня, почему – до сих пор непонятно. Я, конечно, возмутилась. Мы ради этого места строили киоск за 280 тысяч! Вызвала эксперта, заплатила за его услуги 3 тыс. рублей. Он подтвердил, что нарушения есть: киоск загораживает окна и стоит ближе 15 метров от торгового центра, впрочем, как и все остальные киоски.

Исправить замечания было невозможно. Во‑первых, нам изначально выделили место у окна и, естественно, мы его загородили. Во‑вторых, торговому центру принадлежит земля на расстоянии двух метров от здания ТЦ, дальше идёт муниципальная. Чтобы передвинуть киоск на 15 метров, нужно получить право её арендовать. Для этого надо собрать кучу бумаг и подать заявку на участие в торгах. Выиграешь торги – получишь участок. В городском управлении потребрынка мне предложили участвовать в торгах на право аренды остановочных комплексов. Правда, чтобы там что‑то открыть, остановку надо реконструировать и построить павильон с нуля. Я к этому не готова.

В декабре пришлось убирать киоск и отвозить его на базу к тем парням, которые его построили. Спасибо им за то, что согласились взять его на хранение, иначе не представляю, куда бы мы его дели».

 

Мёртвое место

Весь январь я искала помещение, а мои девчонки-продавцы ждали. Нашла вариант в цветочном магазине в центре города. Владелица магазина платит за аренду больше 40 тыс. рублей, поэтому она с удовольствием согласилась делить помещение со мной. Под новую точку пришлось делать кофейную стойку – ещё 8 тыс. рублей.

Я заказала партию подарочных наборов и сладостей на 22 тыс. рублей. Кофе на новом месте пошёл слабо: два-три стакана в день. На 23 февраля и 8 Марта мы «выехали» за счёт подарочных наборов. Кто‑то покупал их попутно с цветами, а основной поток покупателей пошёл через «Инстаграм». В один день подарки сделали нам 10 тыс. рублей выручки. Но такого больше не повторилось. 9 марта – выручка 2 тыс. рублей, 10–12 марта – по нулям. А мне только на аренду и зарплату нужно 50 тыс. в месяц, плюс закупить расходные материалы.

В феврале точка себя не окупила, я получила зарплату на своей основной работе и отдала её продавцам.

Так дальше продолжаться не могло. Я решила оставить «Инстаграм» и подарки, а кофейную точку закрыть и продать оборудование».

В минусе

«Я ни о чём не жалею. Меня этот опыт многому научил, но надо правильно выбирать сферу деятельности. Кофейное оборудование продам, кредит потихоньку закрою, а с новым бизнесом пока повременю.

Найти нишу очень сложно, всё занято, а с кофейными точками так вообще перебор. Конкуренция большая.

Главной ошибкой я считаю покупку франшизы. Не стоило вкладывать такие деньги. Нужно было потратить больше времени и найти всё самостоятельно: от кофе до бухгалтера, тем более что наше ИП на упрощёнке. Открывая дело, надо иметь финансовую подушку на оплату хотя бы двух-трёх месяцев аренды и зарплату сотрудникам, чтобы не латать дыры за счёт собственной».


Мнение эксперта

Никита Редкокашин, управляющий сети кофеен:

«На мой взгляд, в этой истории присутствуют все возможные ошибки. Первая – это покупка слабой и неизвестной франшизы. Кроме брендированных стаканов, по сути, они ничего не получили, ещё и по цене много выше, чем у поставщиков. Автоматическая б/у машина – также громадный промах, она не даст напитка высокого качества. Такая подойдёт разве что для офиса, и не более. И конечно, место расположения – нужно понимать, что кофе в стаканчиках с собой должен быть под рукой, чтобы взять его между делом.

Лучше всего было бы обратиться к поставщикам кофе, они бы заранее сориентировали и всё рассказали о продукте, дали советы, объяснили про оборудование. Мы как обжарщики и поставщики кофе регулярно ездим по всей стране и помогаем открывать кофейни и стойки, объясняем, как всё устроено, подбираем подходящее оборудование, обучаем персонал в своём учебном центре. Ведь важно готовить не просто хороший, а превосходный кофе. Гости вернутся только за вкусной чашкой – вот основа этого бизнеса.

«Кофе с собой» может быть отличным микробизнесом, который доставляет массу удовольствия и позволяет самореализоваться, особенно если собственник сам участвует в работе стойки.

Главное соблюдать три основных правила: обеспечить качество напитка, обучить персонал и найти подходящее место для стойки».

Ирина Дудка

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×