Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
02 апреля 2019,  16:28

Двойка за сочинение. Почему мультики и компьютерные игры мешают развитию ребёнка

Психолог и дефектолог рассказывают, почему многим детям всё труднее читать, запоминать, пересказывать

Двойка за сочинение. Почему мультики и компьютерные игры мешают развитию ребёнкаФото: Елена Байтингер
  • Статья

«Если лет 15 назад в детсадовской группе было два – три ребёнка с проблемами в обучении, то сегодня среди всех детей два – три, у которых их нет», – обеспокоена преподаватель-дефектолог Алексеевского детского сада № 17 Валентина Кравченко.

Сиди и гляди

Шестилетний Глеб осенью пойдёт в первый класс. Раз в неделю он готовится с репетитором к школе, что приводит его бабушку в ужас. Её дочь – мама Глеба – в пять лет уже читала, школу окончила с золотой медалью. А внук убегает от взрослых, как только увидит в их руках книгу, зато о героях мультсериалов может говорить бесконечно.

Если в вашем доме есть первоклассник и вы регулярно посещаете классные собрания, то знакомы с типичными жалобами учителей. Детям трудно пересказать текст, выучить стихотворение, ручка выскальзывает из пальцев, ножницы не слушаются.

«Межполушарные связи в головном мозге – а это основа интеллектуального развития – формируются в активной деятельности до 7 – 8,5 года, – говорит белгородский психолог Анастасия Афанасенко. – Для крохи это осознанное движение, овладение своим телом. Ребёнку свойственно прыгать, лазать, кувыркаться, переворачиваться, висеть вниз головой. А родители сажают ребёнка в креслице или манеж и включают мультики. Так тормозится формирование высших психических функций».

По словам психолога, отсутствие слаженной работы обоих полушарий у большинства детей проявляется в начальных классах: им трудно запоминать, читать, писать, пересказывать, считать в уме и на пальцах.

Никого особо не удивила промелькнувшая недавно информация о том, что часть белгородских старшеклассников на пробном экзамене не справилась с сочинением. И речь не только о закоренелых двоечниках. Это ученики, которых в младших классах ставила в тупик просьба придумать имя сказочному персонажу или домашнему питомцу, сочинить сказку. Они скучали над листом бумаги, так как не знали, что нарисовать, а кубик пластилина в их руках так и оставался кубиком.

«Когда ребёнок сидит перед экраном или играет в игры на мобильных устройствах, у него нет потребности выдумывать, фантазировать, творить новое, открывать свойства веществ и предметов, нет нужды запоминать и пробовать, познавать мир. Потому что там, на экране, всё уже есть», – поясняет Анастасия Афанасенко.

Развлечение доступно в любое время – не надо ломать голову, чем себя занять, во что поиграть. Поэтому за ненадобностью атрофируется фантазия, придумать ролевую игру получается с трудом. Да и вообще, чтобы играть, лепить, рисовать, строить – а это инстинктивная потребность ребёнка – уже требуется тяжкое усилие, надо ведь думать. А тут нажал кнопку – и готово весёлое занятие.

Через несколько лет ваш ученик, вернувшись из школы, будет часами утыкаться носом в экран. Привычка по‑иному проводить время не сформировалась. А если видео окажется мало? Тогда со временем могут потребоваться иные пассивные возбудители эмоций – сигареты, алкоголь, наркотики.

 

Двойка за сочинение. Почему мультики и компьютерные игры мешают развитию ребёнка - Изображение Фото: shutterstock.com

Без ответа

А как же познавательные программы о природе, развивающие детские телепередачи?

«Рассуждая о развивающей пользе программ для маленьких детей, родители выдают желаемое за действительное. Ребёнок что‑то узнаёт, но несоизмеримо больше теряет», – уверена Анастасия Афанасенко.

До трёх лет формируется мышление, в том числе абстрактное, и внутренняя речь. Если в это время пространство ребёнка заполнит мельтешение готовых образов и звучащие сами по себе речевые шаблоны – развитие начнёт отставать. Причём по всем направлениям.

«Специалисты часто замечают у малышей недоразвитие речи. Казалось бы, телевизор снабжает слух правильной речью – слушай и запоминай. Но речь формируется, только если ребёнок участвует в диалоге, формулируя свои мысли, – объясняет педагог-дефектолог Алексеевского детского сада № 17 Валентина Кравченко. – Видеопрограммы в избытке предоставляют речевые шаблоны, но их пассивное восприятие ребёнком попросту засоряет мозг – ведь отвечать, объяснять и рассказывать экрану ничего не надо».

Кроме того, за короткий промежуток времени мозг ребёнка принимает зрительной информации больше, чем может усвоить. Он посылает сигналы о перегрузке в периферическую нервную систему: появляются нервные тики, энурез. Дети не могут сосредоточиться: то за одно занятие схватятся, то за другое. Специалисты называют их гиперактивными, в школе им учиться нелегко.

«Дети, которые смотрят много видеопрограмм, сложно воспринимают информацию на слух, не выстраивают взаимосвязь частей текста, плохо запоминают, имеют скудную, непоследовательную речь – ведь навык думать слабый», – говорит Кравченко.

А как же тогда детские книжки с цветными картинками, там ведь тоже готовые образы?

«Картинка в книжке статична, она позволяет додумывать, активно переживать сказочный сюжет», – поясняют специалисты.

Футбол – вместо телевизора Футбол – вместо телевизора / Фото: Вадим Заблоцкий (архив)

Как любимый герой

Уже в три года ребёнок начинает понимать, кто он есть, выстраивая систему взаимоотношений. И в это время через мультфильмы и телепрограммы происходит отождествление себя с их персонажами.

«Телевизор даёт готовый сюжет, картинку, делит на хорошее и плохое, белое и чёрное. Это сборник шаблонов, стереотипов поведения, всё просто и понятно. Вместо того чтобы формировать свою картину мира, сознание малыша принимает готовую. Он начинает подражать героям, требовать от окружающих соответствовать этой телеидее, – говорит Анастасия Афанасенко. – Хорошо, если придёт понимание, что она неадекватна реальности. Он погорюет и начнёт мыслить самостоятельно, а ведь бывает, что так и не начнёт».

Таким детям, говорит психолог, трудно справиться со своими эмоциями, навыки формируются, если ребёнок изучает, как окружающие реагируют на его поступки, а не безучастно наблюдает, как поступают другие.

Малыш не умеет распознавать эмоции других людей, не понимает, как это – просить, отдавать, делиться, уступать, защищать свою позицию аргументами, а не истерикой и кулаками. Конечно, в мультфильмах это тоже можно увидеть, но как здорово открыть эту возможность самому. Родители могут возразить, что есть немало детских программ, которые учат малышей дружбе, доброте и любви. Но эти замечательные качества закрепятся в сознании, только когда мышление включено.

Что делать?

Ребёнок перед экраном – мама и суп сварит, и чаю попьёт спокойно. Но есть ситуации, когда планшет в руках ребёнка ничем не оправдан. Вы видели гуляющих на улице малышей, которые не мир вокруг изучают, а глаз от планшета оторвать не могут?

«Хорошо, если ребёнок проживёт без видеопрограмм хотя бы до трёх лет, пока в основном не сформируется эмоциональная сфера, мышление, внутренняя речь, – говорит Валентина Кравченко. – Да и потом не оставляйте ребёнка перед экраном одного. Смотрите вместе, обсуждайте, пересказывайте увиденное, и тогда планшет и телевизор станут помощниками, а не врагами».

Елена Мирошниченко

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×