Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
26 февраля 2019,  19:30

Что мне снег? Стоит ли ездить на велосипеде зимой

Главный редактор «Спортивной смены» рассказывает, как участвовал в пока не очень популярном в России велофлешмобе

Что мне снег? Стоит ли ездить на велосипеде зимойФото: Владимир Юрченко
  • Статья

8 февраля прошла всемирная акция «На работу на велосипеде зимой». Но одно дело приехать на работу тёплым пятничным днём весной или летом, и совсем другое – добираться до офиса по заснеженным улицам сквозь метель и вьюгу.

Ничего нового

Мне уже доводилось ездить на велосипеде зимой. Ну как зимой? Понятно, что, когда воет метель или идёт мокрый снег, передвигаться по городу на велосипеде – так себе удовольствие. Но давайте признаемся честно: такая погода стоит не всю зиму. Наверное, именно поэтому акция #winterbiketoworkday приходится на начало февраля. Для России это имеет свои национальные особенности – к этому времени уже за спиной декабрь, ежегодно приводящий в ужас коммунальщиков: «Как?! Выпал снег? Зимой?! Никогда такого не было, и вот опять!» Прошёл и январь с новогодними праздниками и крещенскими морозами. И вот уж на крыльце февраль, когда, конечно, можно «достать чернил и плакать», но лучше оседлать застоявшегося двухколёсного коня и открыть велосезон.

Подготовка к зимнему велоприключению для меня началась с изучения народного мнения в соцсетях. Тут ничего не меняется уже много лет: стоит кому‑нибудь анонсировать акцию в Сети, как сразу появляется целая толпа «сочувствующих». «Самое то – на велике по гололёду будет!» – злорадствует один и в подтверждение своих слов скидывает скрин с прогнозом погоды на пятницу. «А резину зимнюю на велосипеды поставили?» – то ли искренне, то ли с сарказмом интересуется другой. Впрочем, ничего нового – всё как всегда.

За пару дней до старта зарегистрировался на сайте winterbiketoworkday.org. Здесь уже было полно велоактивистов со всего мира. Всего в 2019 году акцию поддержали более 13 тыс. человек. Лидируют американцы: почти 1,5 тыс. человек поехали на работу на велосипеде в Денвере, 1 200 – в небольшом городке Боулдере (население и до 100 тыс. человек не дотягивает), штат Колорадо. На третьем месте – столица Хорватии Загреб с 520 зимними велосипедистами. В топ-20 попал один российский город: в Санкт-Петербурге на работу зимой на велосипеде отправились почти 150 человек, что обеспечило ему 14-е место. Белгород с 7 участниками занял почётную 160-ю строчку, совсем немного уступив «велосипедной столице Черноземья» – Воронежу (8 велосипедистов).

 

Конь, наездник и экипировка

Следующий шаг – подготовка велосипеда и себя любимого к необычному заезду. Если летом ошибка в выборе одежды ничем не чревата, то зимой она может испортить все впечатления от поездки.

Готовясь прокатиться на велосипеде в феврале, не забудьте о принципе трёхслойности в одежде, который актуален при любых активностях на морозе. Нижний, самый близкий к телу слой – термобельё. Оно должно хорошо отводить влагу от кожи, поэтому лучше остановить свой выбор не на хлопке или шерсти, а на синтетике.

Следующий слой одежды призван сохранить тепло. Это может быть флисовая толстовка, однако в моём случае это был обычный свитер. Поверх термоштанов я надел самые обыкновенные джинсы, ведь мне нужно было не просто прокатиться до работы и назад, но и относительно презентабельно выглядеть в офисе.

Последним, верхним слоем моего сэндвича из одежды стала горнолыжная куртка из мембранной ткани. Её задача – защищать меня от набегающих потоков холодного воздуха. Естественно, я не забыл о зимних ботинках, шапке и утеплённых перчатках.

Подготовка велосипеда свелась к проверке работы тормозов, что я, собственно, всегда делаю и летом, а также к регулировке давления в колёсах. Здесь важен один нюанс: если летом давление должно соответствовать параметрам, указанным на шине (у меня обычно 2,5–3 атмосферы), то зимой колёса лучше немного подспустить. Это позволит увеличить пятно контакта шины с дорогой, а значит, улучшить управляемость и сцепление протектора со снегом и льдом в случае экстренного торможения.

За окном начинался солнечный зимний день. Термометр заверил, что мороз на улице если и есть, то скорее для антуража: –2 °С. Радовал и полный штиль – ни одна из веточек ивы, растущей под окном, не шевелилась. Взвалив велосипед на плечо, я спустился по лестнице и вышел из подъезда.

 

Эти взгляды

Сев на улице на велосипед, я поймал на себе недоумённые взгляды сотрудников фирмы натяжных потолков, офис которой находится на первом этаже моего дома. Работяги меня уже запомнили и привыкли, что летом я нередко отправляюсь на работу на велосипеде, но зимой такого фокуса от меня не ожидали. Кивнув им, я отправился в путь. Меня ждали 3,5 км пути по снегу.

Сначала осторожно, а затем всё быстрее и быстрее я катил по хорошо известному мне маршруту. Дорога до работы пролегала как по центральным районам города, так и по небольшим переулкам частного сектора, которые с ноября по апрель ни разу не видят снегоочистительной техники. Однако никаких сложностей на всём пути я не встретил. Да, я ехал чуть медленнее, чем обычно, старался заранее оттормаживаться перед перекрёстками и потенциально опасными местами, не проходил повороты на скорости. Из‑за этого путь, который занимает летом 15 минут, я преодолел за 20. Но это быстрее, чем пешком (40 минут) и на общественном транспорте (25 минут). И это притом что за путь в оба конца я сэкономил целых 40 рублей!

Колёса шуршали по хрустящему, подмёрзшему снегу. Когда же я выехал на расчищенную дорогу, разница с летним режимом езды пропала окончательно. За весь путь не было ни единой ситуации, когда я рисковал свалиться. Справедливости ради назвать поездку лёгкой и расслабленной тоже нельзя: подсознательно ты всё равно перестраховываешься и готовишься в любой момент сгруппироваться, чтобы не упасть. Из‑за этого к вечеру мышцы немного гудели.

Подъехав ко входу в офис, я привычно забросил велосипед на плечо и зашёл внутрь. Было совсем не холодно, но и пот с меня градом не катился. Мне было комфортно – самое оно для морозного дня. В глазах вахтёра на входе я прочитал тот же самый немой вопрос, который был во взглядах рабочих-потолочников. Показаться странным для прохожих – пожалуй, всё, чем рискует человек, отправившийся зимой по делам на велосипеде.

А как у них?

«Голландцы ездят на велосипеде и в дождь, и в ветер, и в снег, – рассказал Евгений Белюга, перебравшийся в Амстердам несколько лет назад. – В Амстердаме велосипед – круглогодичный вид транспорта. Климат здесь, конечно, своеобразный: снег зимой идёт редко – пару дней максимум. Погода больше напоминает постоянную осень – холодно и дождливо. При этом люди ездят на велосипеде в обычной одежде и без шлемов. Девушки – в колготках, юбках и на каблуках. Сам я на велосипеде передвигаюсь сейчас редко, но когда жил в Питере, то катал до первой корки льда на дороге у поребрика и завершал сезон чисто из соображений безопасности. Но у меня есть знакомые, которые в Питере ездили и зимой».

Тем, кому доводы Евгения кажутся неубедительными, наверняка будет интересно услышать рассказ белгородки Алёны Селлберг, которая сейчас живёт в Швеции.

 

 

«Несмотря на то что Швеция – северная страна, здесь ездят на великах весь год. Зимой ставят специальные шипованные шины, чтобы не скользить по льду. В любом веломагазине можно приобрести зимние сиденья, покрытые мехом или овечьей шерстью, – это достаточно распространённый аксессуар в холодное время года, – делится со «Спортивной сменой» Алёна. – До переезда в Швецию я на велосипеде кататься не умела. Но несколько часов тренировок, пара сбитых коленок, соседи, напуганные моими криками, – и вот я уже еду на велосипеде по улицам своего города».

Многое о зимней езде на велосипеде в мире может рассказать основатель движения Let’s bike it!, советник министра транспорта России Владимир Кумов. «Спортивная смена» связалась с Владимиром, пока он был на VII Зимнем велоконгрессе в канадском Калгари. Инстаграм Кумова с фотографиями велопрокатов, где велосипеды в зимнее время оснащают специальными тёплыми варежками на рулях, лучше всего иллюстрирует отношение к поездкам на этом виде транспорта зимой в Канаде.

«Проект Let’s bike it! всегда поддерживает эту акцию информационно, сами участвуем тоже, – рассказал о своём отношении к #winterbiketoworkday Владимир. – Инициатива отличная, помогает в дружеской борьбе между странами и городами мотивировать людей попробовать проехать на велосипеде зимой, а также сравнить условия, которые созданы в разных городах мира. Возможность использовать велосипед зимой зависит от качества уборки улиц. В России очень часто убирают проезжую часть, но забывают почистить тротуары или складывают снег на велодорожках, поэтому пока ездить зимой не всегда удобно, к сожалению».

Одно удовольствие

Мне так и не довелось за день встретить ни одного из шести других белгородских велосипедистов, принимавших участие в акции. Но «Гугл» и хештеги помогли мне найти человека, который 8 февраля так же, как и я, отправился на работу на велосипеде. Им оказался сотрудник комитета имущественных и земельных отношений администрации Белгорода Денис Попков.

 

«Ездить зимой на велике я начал ещё в 2013 году, правда, не в таком объёме, как сейчас. В последние четыре года я ежедневно совершаю деловые поездки по городу на велосипеде, проезжая за день от 2 до 10 км, – рассказал Денис. – На работу я езжу в той же одежде, в которой нахожусь в офисе: туфли, брюки, рубашка или свитер».

Верхняя одежда Дениса на велосипеде не отличается от одежды пешеходов: пальто, перчатки, шапка. При сильном морозе – шарф на лицо. На работу Попков всегда приезжает чистым и опрятным. По его словам, чтобы грязь не летела на одежду, нужно правильно выбирать скорость.

«Ехать на велосипеде теплее, чем ходить пешком. Холодно только первые пару минут, – поделился своим опытом зимней езды Денис. – Важно понимать, какой предстоит маршрут: с подъёмами или без них. На подъёмах я кручу без фанатизма, чтобы не стало жарко. Люди уже не смотрят на велосипедиста зимой как на необычное явление. Изредка приходится слышать: «О, смотри, люди даже зимой на велосипеде!» Ещё любят в шутку спросить про зимнюю резину и потом удивляются, что такая существует и для велосипедов. Я пока езжу на обычной, зимнюю, шипованную – на следующую зиму. У товарища попробовал – очень хорошо держит. На нынешней резине зимой не падаю. Тут уже опыт помогает: не наклонять велосипед в поворотах и не тормозить резко. Зимой велосипед нужно мыть чаще, чтобы смывать песок и соль. Цепь каждую неделю хорошо вытирать и смазывать. Не лишним будет смазывать тросики переключателей скоростей. Когда в Белгороде построят сеть велодорожек и зимой будут их чистить, на велосипеде станет ездить – одно удовольствие».

Вадим Кумейко

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×