Не стану вдаваться в юридические тонкости обсуждённой проблемы – это дело правоведов. Но, уверен, многие из нас в последние годы хоть как-то сталкивались с этим. Зачёт – за деньги, экзамен – по протекции влиятельного родственника.
Основное сообщение по заявленной теме заседания комиссии сделала проректор по правовым вопросам и юридическому образованию Белгородского университета кооперации, экономики и права, кандидат юридических наук, доцент Оксана Владимирова.
«Современный вуз – это сложное хозяйство, в котором нужно закупать оборудование, строить, ремонтировать, размещать и выполнять заказы, – сказала Оксана Владимировна. – Поэтому потенциальными коррупционерами, или, как говорят юристы, субъектами коррупции, могут выступать лица, выполняющие организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции – от ректора до лица, решающего хозяйственные вопросы, если, конечно, они будут торговать своим влиянием, обменивать свои полномочия на подачки в виде денег, подарков, услуг».
Участникам заседания были представлены статистические данные. По сведениям УМВД по г. Белгороду, в 2013 году в городе в общем количестве зарегистрированных преступлений было выявлено 668 преступлений экономической направленности (13,5%).
Согласитесь, не может служить утешением и то обстоятельство, что годом раньше подобных преступлений было зафиксировано гораздо больше – 846. Тем более, что в получении взятки в 2013 году уличены 89 человек против 26 в 2012 году.
В чём же основные причины коррупционных проявлений в сфере образования? Об этом подробно говорили участники заседания, обозначив их так: низкий уровень оплаты труда преподавателей, недостаточно высокий статус педагога в обществе, отсутствие должного контроля за поведением обучающихся и профессорско-преподавательского состава. Это не всё – назывались и другие причины. Например, равнодушие обучающихся к проявлениям коррупции.
Последнее не может не вызывать особую тревогу. Как сказал представитель БГТУ им. В.Г.Шухова, председатель комиссии Сергей Хлыпалов, если наш студент не освоил в должной мере вопросы технологии строительных материалов, то какое здание он сможет построить?
Участники заседания сошлись во мнении о том, что, безусловно, наращивать борьбу с проявлениями коррупции в образовательной сфере необходимо. При этом предлагались самые разные способы и варианты. Но главное, подчёркивалось всеми, нацелить усилия на профилактику. В принятом решении есть такие важные слова:
«Формировать у сотрудников, в первую очередь профессорско-преподавательского состава, убеждение о необходимости передачи студентам твёрдых знаний, честного исполнения своего долга - преподавателя, учителя, наставника, воспитателя. Создавать в коллективах обстановку нетерпимости к фактам незаконного получения оценок, разъяснять последствия отсутствия знаний по изучаемым предметам».
Добавить к этому, в общем-то, и нечего. Остаётся лишь пожелать и педагогам, и их воспитанникам успешной совместной работы по противодействию одному из главных социальных бедствий.